Прокуратура должна провести проверку в отношении следователя по делу Мамая – Жовтис

Аста­на. 20 апре­ля. Каз­ТАГ – Про­ку­ра­ту­ра долж­на про­ве­сти про­вер­ку в отно­ше­нии сле­до­ва­те­ля по делу лиде­ра неза­ре­ги­стри­ро­ван­ной Демо­кра­ти­че­ской пар­тии Казах­ста­на (ДПК) Жан­бо­ла­та Мамая, счи­та­ет пра­во­за­щит­ник, дирек­тор Казах­стан­ско­го меж­ду­на­род­но­го бюро по пра­вам чело­ве­ка и соблю­де­нию закон­но­сти Евге­ний Жовтис.

«Абсо­лют­но, 100%, совер­шен­но неза­кон­но (аре­сто­ван Мамай – Каз­ТАГ). Пото­му что, сле­до­ва­тель обя­за­на была при­ме­нить амни­стию. С моей точ­ки зре­нию, сле­до­ва­тель гру­бей­шим обра­зом, нару­ши­ла «Закон об амни­стии». Вооб­ще, по-хоро­ше­му, здесь долж­но быть рас­сле­до­ва­ние. И про­ку­ра­ту­ра долж­на была про­во­дить про­вер­ку, по дей­ствию сле­до­ва­те­ля. Пото­му что, это совер­шен­но не закон­но!» — ска­зал Жовтис.

Он пояс­нил, что «Закон об амни­стии» не тре­бу­ет ника­ко­го при­зна­ния вины.

«Более того, заметь­те, что сле­до­ва­тель еще не пра­виль­но ссы­ла­ет­ся. Дело в том, что Жан­бо­ла­ту не при­ме­ним пункт, на кото­рый она ссы­ла­ет­ся, «лиц, совер­шив­ших пре­ступ­ле­ния». Пото­му что он не совер­шил того, что ему вме­ня­ют, так как суд еще не уста­но­вил его вину обви­ни­тель­ным при­го­во­ром, всту­пив­шим в силу», — под­черк­нул правозащитник.

Гово­ря о при­чи­нах заклю­че­ния Мамая под стра­жу он при­вел свой при­мер, когда сам был под­верг­нут уго­лов­но­му преследованию.

«Мне что­бы выехать из коло­нии, где я нахо­дил­ся, на лече­ние, надо было зво­нить в Аста­ну. И реше­ние, что­бы меня вывез­ти, при­ни­ма­лось в Астане. Пото­му что это поли­ти­че­ская систе­ма, где пра­во под­мя­то поли­ти­кой, и даль­ше про­сто мы можем пред­по­ла­гать, каки­ми сооб­ра­же­ни­я­ми, какой поли­ти­че­ской моти­ва­ци­ей руко­вод­ству­ет­ся те или иные круп­ные поли­ти­че­ские игро­ки – гос­по­дин пре­зи­дент, его адми­ни­стра­ция, те, кто зани­ма­ют­ся внут­рен­ней поли­ти­кой. Понят­но, что это какие-то дей­ствия, имен­но свя­зан­ные с внут­ри­по­ли­ти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми. Поэто­му, здесь не сто­ит искать юри­ди­че­скую подо­пле­ку. Надо гово­рить толь­ко о поли­ти­че­ских сооб­ра­же­ни­ях», — ска­зал эксперт.

Отве­чая на вопрос о том, поче­му вла­сти Казах­ста­на не при­слу­ши­ва­ют­ся к заяв­ле­ни­ям меж­ду­на­род­ных пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ции и чем это чре­ва­то, он выра­зил мне­ние, что во вла­сти «сидят люди недалекие».

«Они все вре­мя взве­ши­ва­ют все плю­сы и мину­сы. Конеч­но, они пони­ма­ют, что это бьет по ими­джу. Но, види­мо, что какие-то внут­ри­по­ли­ти­че­ские сооб­ра­же­ния над этим пере­ва­ли­ли. То есть наша власть, к мое­му глу­бо­ко­му сожа­ле­нию, и это вид­но, что пока не силь­но изме­ни­лась в этом отно­ше­нии, все вре­мя счи­та­ет, что будет от того-то, и от того-то. Если не видят нега­тив­но­го послед­ствия, или ущерб, и видят боль­ше плю­сов, что они полу­ча­ют от это­го внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го сооб­ра­же­ния, то они дей­ству­ют, как они дей­ству­ют. Пото­му что, в той ситу­а­ции, кото­рая сей­час с Жан­бо­ла­том, оче­вид­но совер­шен­но без­за­ко­ние», — счи­та­ет Жовтис.

Напом­ним, Жан­бо­ла­та Мамая долж­ны были осво­бо­дить 12 мар­та после содер­жа­ния под адми­ни­стра­тив­ным аре­стом, одна­ко это­го не про­изо­шло. Выяс­ни­лось, что он был при­знан подо­зре­ва­е­мым уже по уго­лов­но­му делу – поли­ти­ку вме­ня­ют оскорб­ле­ние пред­ста­ви­те­ля вла­сти и рас­про­стра­не­ние заве­до­мо лож­ной инфор­ма­ции. По одно­му из обви­не­ний потер­пев­ши­ми про­хо­дят сотруд­ни­ки поли­ции Алма­ты. Сто­рон­ни­ки Мамая счи­та­ют его уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние поли­ти­че­ски моти­ви­ро­ван­ным и объ­яви­ли голо­дов­ку у зда­ния депар­та­мен­та поли­ции Алма­ты. Вече­ром 14 мар­та суд санк­ци­о­ни­ро­вал арест Мамая сро­ком на два меся­ца. 15 мар­та мис­сия США выра­зи­ла обес­по­ко­ен­ность задер­жа­ни­ем Мамая. Отме­тим, что 26 мар­та дру­гая авто­ри­тет­ная меж­ду­на­род­ная пра­во­за­щит­ная орга­ни­за­ция – Human Rights Watch заяви­ла, что обви­не­ния про­тив Мамая про­ти­во­ре­чат заяв­ле­ни­ям вла­стей о рефор­ме. 1 апре­ля в защи­ту поли­ти­ка высту­пи­ла дру­гая авто­ри­тет­ная меж­ду­на­род­ная пра­во­за­щит­ная орга­ни­за­ция – Amnesty International, кото­рая обра­ти­лась к пре­зи­ден­ту Касым-Жомар­ту Тока­е­ву и при­зва­ла его осво­бо­дить Мамая. 4 апре­ля ста­ло извест­но, что Мамаю отка­за­ли в осво­бож­де­нии по амни­стии. Позд­нее извест­ный казах­стан­ский куль­ту­ро­лог Мурат Ауэ­зов рас­кри­ти­ко­вал уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние Мамая. 13 апре­ля поли­тик вновь был остав­лен реше­ни­ем суда под стражей.

Источ­ник: kaztag.kz

Статьи по теме

Алию Назарбаеву и жену экс-главы Конституционного совета обвиняют в рейдерстве

Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым

Акимат Алматы тратит тысячи долларов на поиски критиков власти: зачем нужны такие исследования?