Еще накануне по дороге в гостиницу нас насторожила фраза таксиста, рассказывавшего о забастовке:
- Мы хотим, чтобы все закончилось миром…
Забастовка работников АО «Каражанбасмунай» длится уже два месяца. Последний раз работники, по их словам, получали зарплату в мае. Требования у них те же — районный коэффициент 1,8 и соблюдение статьи Трудового кодекса о вредных условиях труда. Сейчас бастующие собираются у здания офиса компании.
В начале десятого утра там уже были десятки участников акции. Увидев журналистов, в первую очередь поинтересовались, откуда. И сразу начали возмущаться:
- По телеканалам про нас говорят неправду! Заявили, что мы получаем по 250—400 тысяч, а на самом деле самую маленькую зарплату, 80 тысяч, водители получают, а другие, в зависимости от разряда, до 150 тысяч тенге. Почему вы не показываете нас по «Хабару»?!
Заметно, что, несмотря на двухмесячное «сидение», забастовщики не теряют присутствия духа.
- А вы не боитесь, что вас всех уволят? — спросили мы у бастующих.
- Уволить нас не могут, пока идет трудовой спор. Несколько рабочих получили приказы об увольнении — без печатей, указана только должность и есть подпись, без фамилии подписавшего! По такой бумажке ни трудовую книжку не выдают, ни заявление в суд не принимают, — развели руками наши собеседники.
Они передали нам «гимн митингующих работников АО «Каражанбасмунай», в котором есть такие слова (перевод с казахского):
В чем наша вина? Мы простой народ.
- Невежды, — говорят нам.
Но и мы знакомы с законом.
В чем наша вина?
В том, что хотим получить заработанное?!
Мы, казахи, — с широким сердцем,
Мы лишь справедливости хотим.
Мы, казахи, слабого защитим
И коррупцию не жалуем.
Покидая город, мы проехали по всему центральному проспекту Актау — гладкому, ухоженному, сплошь застроенному новыми зданиями. По берегу моря ровными рядами стояли коттеджи. На улицах возились озеленители — с замотанными белой тканью лицами, когда видны только глаза. Иначе в Актау нельзя. Даже ночью там такое ощущение, что вокруг тебя стоят сотни обогревателей. Утром к жару добавляется палящий солнечный свет.
И ведь именно эти сейчас бастующие нефтяники создают всю эту роскошь — работая по 12 часов день в нечеловеческих условиях. Уж во всяком случае они заслужили за свой труд вознаграждение согласно нашему казахстанскому законодательству. Ничего другого они и не требуют.
See the original article here:
Почему не показывают нас по «Хабару»?