За веру или за доллар наши соотечественники уезжают на гражданскую войну, которая сейчас идет в Сирии? Одни считают, что туда стремятся экстремистские исламисты, другие предполагают, что у людей есть финансовая заинтересованность участвовать в чужой войне. В любом случае, причиной, по мнению опрошенных нами экспертов, является социальная неустроенность.
- В Казахстане все сильнее и сильнее возрастает влияние экстремистского ислама. Этого отрицать никто не может, потому что даже власти уже приняли меры, чуть-чуть потушили его в Актюбинске, Атырау, — говорит политик Балташ Турсумбаев. — Скрытая безработица вынуждает молодежь ехать хоть куда — в Сирию, так в Сирию, в Афганистан, так в Афганистан.
По его мнению, тех, кто туда едет, не пугает возможность получить пулю в лоб, так как в соответствии с идеологией тому, кто воюет во имя ислама, обеспечено место в раю.
- Так что чем на этом свете мучится, когда нет ни работы, ни прожиточного минимума, семья бедствует, то лучше так, — говорит политик. — Я считаю, что причиной того, что наши соотечественники уезжают туда является социальная неустроенность. Их не пугает, что будет с их детьми, потому что сыновья тоже должны следовать по пути отца в борьбе за ислам.
Политолог Рустам Бурнашев отметил в свою очередь, что в Сирию едут единицы, и угадать их мотивацию крайне сложно.
- В данном случае мы можем только предполагать. Либо это идеологические установки, либо финансовые. Вот собственно две мотивации, если человек едет воевать. Сохранение своей жизни — это не всегда сильный мотив поведения человека, — считает г‑н Бурнашев.
А вот общественный деятель Дос Кошим решил обратить внимание не на причину, почему казахстанцы уезжают воевать, а на их свободу поступать так, как они считают нужным.
- Каждый человек имеет право на выбор. Если он считает, что в Сирии идет справедливая война, то никто не может его удержать. В 1936—37 годах во время Испанской войны тысячи людей поехали защищать Испанию от фашистов. Когда мы были маленькими, мы тоже хотели поехать во Вьетнам воевать с американскими террористами, — приводит г‑н Кошим пример. — На войну в Сирии есть различные взгляды. Россия и Сирийское правительство говорят, что это война бандитов против правительства, а американцы говорят, что это демократы-революционеры воюют против диктаторов. Может быть, тем, кто туда едет воевать, дали деньги, а может быть они искренне верят.
То, что что казахстанцы туда уезжают, по мнению Доса Кошима, не преступление, и государство не должно вмешиваться.
- Да, разъяснительная работа должна идти, но человек сам решает, это его выбор. Конечно, если они туда едут как террористы, они получат свое по закону. И если казахстанцы туда едут под воздействием экстремистской агитации, то значит наша идеология слаба и это упущение государства, — говорит он. — Мы лет двадцать как упустили этот вопрос. Казахстан сам дал свободу на всевозможные религии, и только два года назад закон переписали, но время упущено.
Политолог Расул Жумалы считает, что односложно ответить на вопрос, в чем причина, тяжело. Но однозначно уезжают не от хорошей жизни в Казахстане.
- Особенно это заметно в Западных регионах, где большое влияние имеют представители вариаций ислама. И главная причина, которую называли те, семьи которых уехали, — это притеснение их религиозных убеждений. Местные власти не давали им исповедовать религию так, как они желают, — говорит политолог. — Иначе зачем им уезжать не в какую-нибудь благополучную страну, а туда, где война. В Казахстане очень серьезные пробелы на идеологическом фронте, когда различные религии, особенно исламистские, агитируют людей для участия в джихаде. Это слабость государственных органов, слабость традиционного духовенства.
Все это, по мнению политолога, сыграло роль в промывке мозгов.
- Это беда людей, это отсутствие государственной поддержки в плане трудоустройства, обеспечения права на вероисповедание, — считает Расул Жумалы. — И даже когда они уехали, государственные органы не пытаются разобраться в причинах, чтобы предотвратить следующий поток. Вместо этого используют прежнею схему действия — запретить, посадить в тюрьму и так далее. Это не есть оптимальное решение возникающих проблем.
Политик Болат Абишев уверен, что причина прежде всего в личной неустроенности, социальных проблемах и безработице.
- Может быть какие-то заманчивые предложения пошли. Какой-то там истинной веры не просматривается. Туда едут в основном те, кто социально не устроен, тот, у кого все хорошо, туда не поедет, — говорит политик. — Наверное, им наобещали хорошую оплату, вот они и стараются. А глубокой веры и убеждения я не вижу.