Гражданин России Евгений Завацкий был взят «в заложники» судебными приставами Казахстана, в результате чего оказался на нелегальном положении в республике. При этом российское дипломатическое ведомство самоустранилось от проблем того, чьи интересы обязано защищать.
История, которую хочу рассказать, началась не вчера. Евгений Завацкий живет в Санкт-Петербурге вместе с семьей. Точнее — жил. Недавно у него в казахстанском городе Темиртау умер отец. Он поспешил в Казахстан, чтобы поддержать маму, помочь ей. Но не зря в народе говорят, что беда не приходит одна.
Пока он находился в Казахстане, к нему предъявил гражданский иск гражданин Косенчук, потребовав через суд взыскать с Евгения Завацкого старый долг в размере 1 900 000 тенге (чуть более 400 000 рублей).
Евгений спорить не стал, но попросил перенаправить исковое требование в Россию, обязуясь исполнить решение суда. Но не тут-то было. Судебный исполнитель Адамбаева внесла Завацкого в список людей, которым запрещено покидать территорию республики, пока он не погасит долг.
И действительно, согласно ст. 23 закона РК «О правовом положении иностранцев», выезд иностранному гражданину из республики Казахстан не разрешается, если «он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств». Но ведь и Евгений Завацкий не уклонялся, выразив готовность исполнить обязательства, но когда вернется в Россию.
Конечно, по долгам нужно платить вовремя, чтобы не попадать в неприятные истории. Но нынче получилась абсурдная ситуация: у иностранного гражданина Завацкого нет вида на жительство в РК и соответственно возможности устроиться на работу, чтобы выплатить долг, как нет и имущества, которое можно было бы изъять в счет погашения долга.
Более того, его пребывание в республике не должно превышать шести месяцев, которые миновали. Но поскольку он выехать из страны не может — пограничники его заворачивают на границе обратно, он стал еще и нелегалом, который должен заплатить штраф за незаконное пребывание на территории Казахстана. А еще он рискует получить «черную метку», которая не позволит ему навещать маму в течение пяти лет, если, конечно, он все-такикогда-нибудь сможет выехать в Россию.
Иначе говоря, г‑н Завацкий оказался в патовой ситуации: чтобы выплатить долг, он должен работать, а чтобы работать, должен уехать в Россию, но туда его не выпускают. Что делать?
Евгений написал письмо с просьбой о помощи послу РФ в РК Михаилу Бочарникову. В нем он акцентировал внимание на том, что согласно закону РК «О правовом положении иностранцев» он обязан выехать из республики «по истечении определенного им срока пребывания», но сделать этого не может. Хотя готов в добровольном порядке исполнить решение суда «путем вычетов из заработной платы», находясь в России.
А далее начались невообразимые события. Завацкий неоднократно пытался дозвониться до дежурного консула РФ в Астане, но безуспешно. Затем узнав, что его друг Степан Вадюнин едет в Астану, попросил его передать это обращение в посольство РФ. Казалось бы, нет ничего проще. Однако для гражданина России, которым является Вадюнин, вход на территорию консульства оказался закрыт.
«Я приехал в Астану, позвонил по телефону в посольство РФ, объяснил суть звонка. Мне предложили передать обращение в консульство, так как это консульский вопрос, и там, мол, помогут. Однако меня даже на порог «родного» консульства не пустили, общались исключительно по громкой связи, и в итоге отказались принять обращение», — рассказал Степан Вадюнин.
Конечно, я не дипломат и не юрист, чтобы давать какую-то правовую оценку ситуации, но мне кажется, что между двумя странами, которые входят в Таможенный союз, подписали соглашение о стратегическом партнерстве и дружбе, должны быть более цивилизованные отношения, чем практика брать граждан дружественных стран в заложники.
Зачем иностранцев опускать до положения бомжей? Какая польза от этого? Почему нельзя направить исполнительный лист по взысканию долга по решению суда коллегам в Россию? Нет договоренностей или желания, или веры российским коллегам? Вопросы к казахстанской стороне остаются открытыми.
Но еще более плачевной выглядит деятельность дипломатических представительств РФ в Казахстане. Объясните, почему гражданин России не может попасть на территорию своего консульства, не может передать обращение послу? Ведь посольства существуют не только для продвижения геополитических и экономических интересов страны, которую представляют, но и для помощи гражданам, которые оказались в непростой ситуации, находясь на территории иностранного государства. Дипломаты обязаны отстаивать их интересы. Однако на этом примере мы видим, что дипслужбе России в Казахстане, похоже, нет никакого дела до своих граждан.
Кстати, буквально недавно в журнале Forbes.kz был материал о работе генерального консульства России в Усть-Каменогорске, в котором рассказывается о нелегких буднях тех, кто пожелал уехать из Казахстана в Россию по государственной программе переселения соотечественников.
«Чтобы подать документы, люди нередко даже ночуют на улице, а днем лишены элементарных удобств вроде туалета — в здании уборной для посетителей просто нет», — отмечается в статье.
Российские дипломаты оправдываются тем, что у них маленький штат сотрудников, они не успевают обрабатывать документы, а помещение небольшое. И видимо, настолько небольшое, что лишнюю уборную никак не организовать.
Устраивают ли подобные оправдания людей, которым сутки приходится маяться под дверями дипломатической службы страны, которая сама позвала их вернуться? Вряд ли.
ОТ РЕДАКЦИИ. В нашем распоряжении есть телефоны Евгения Завацкого и Степана Вадюнина, и мы готовы их предоставить всем, кто может помочь разобраться в ситуации, в том числе МИД РФ.