По сравнению с нынешним независимым периодом в советское время казахи выглядели более сплоченными. Этому способствовал фактор меньшинства в своей собственной республике. Были отдельные региональные особенности, но на этом все заканчивалось. Следует также отметить, что в 70‑е и 80‑е годы в высшем руководстве республики соблюдался жузовый баланс. Сплоченными были и за пределами республики. Студенты организовывались в землячества, а в армии земляки независимо от национальности и региона поддерживали друг друга.
Первое время после обретения независимости среди казахов царил дух единства и никакого разделения не наблюдалось. Позже и сначала в кадровой политике стали проявляться признаки трайбализма. Но тем не менее, несмотря на его масштаб проникновения во все сферы жизни, к этому казахскому феномену в обществе в целом сложилось устойчивое отрицательное отношение. По этой же причине не получило своего развития разделение на нағыз- (казахоязычные) и шала-казахов.
Главное достижение сегодняшнего Казахстана это отсутствие межэтнических проблем. После распада СССР и провозглашения независимости часть неказахов, которая не связывала свое будущее с новообразованным государством, покинула его. Все остальные живут, воспитывают детей и работают во благо своей Родины Казахстан.
Однако не все оптимистично, как хотелось бы. После того как не прижились межэтническое разделение, трайбализм и деление на шала- и нагыз-казахов, в общество запущен новый вирус — вирус разделения на казахов-патриотов и казахов-манкуртов. Особенно это наглядно проявляется в некоторых СМИ и социальных сетях, где все рассуждения доступны широкому кругу. Первые, называя себя национал-патриотами и истинными выразителями интересов всего казахского народа, считают всех тех, кто не разделяет их взгляды, манкуртами. Цель национал-патриотов — построение подлинного казахского государства на основе казахского этноса и казахского языка. Призывая к избавлению от старых стереотипов мышления, сознательно делают упор только на черные стороны советского прошлого, которые практически никем не оспариваются. Но при этом старательно обходят имевшиеся положительные факты. Их слабая сторона — отсутствие четкой политической и экономической программ, что дает повод оппонентам обвинить их в популизме. Они не дают ответа на самый главный казахский вопрос: как будут решены жузовые и родовые особенности, которые продолжают играть существенную роль в казахском социуме, и особенно когда касается распределения властных полномочий. Намеренное выдавливание из процесса других казахов диссонирует с их общенациональной идеей — построения казахского государства. Особенность нынешнего размежевания заключается в том, что в отличие от предыдущих разделений в стане национал-патриотов появились русскоязычные казахи.
Надо признать, что так называемые манкурты сами дают повод для атаки. Главный минус — это слабое знание родного языка. Отсюда вытекает следующий упрек — якобы их ориентированность на Россию. Основное обвинение в том, что они живут в своем мире и далеки от народа. Большинство этих «манкуртов» принадлежат к вышесреднему классу и поэтому их чаще можно видеть на различных тусовках и развлекательных мероприятиях. Можно сказать, что в их неприятии просматривается социальный аспект.
В борьбе используются все средства. Фото одного банкира на корпоративной вечеринке в форме гусара было не только растиражировано, но и напечатано в газете как доказательство его пророссийской ангажированности. При этом не удосужились поинтересоваться, что объект нападок, как казах и гражданин, внес свой посильный вклад в развитие банковской системы Казахстана, которая, между прочим, международными специалистами оценивается эффективной.
Весь парадокс заключается в том, что по сути никаких разногласий нет и они не связаны ни с казахским языком, ни с оценкой прошлого. Как-никак уже 22 года живем самостоятельно. В том, что казахский язык так и не стал полноправным государственным языком, вряд ли виноваты так называемые манкурты, как, впрочем, в экономических, социальных и других проблемах. Они, как раз составляя средний класс, вносят свою лепту в развитие страны.
Выяснение отношений идет по тем проблемам, которые не решены за все годы независимости и за которые по логике должна нести ответственность сегодняшняя власть и никто другой. Возможно, по этой причине обходятся актуальные острые проблемы страны и общества. Например, те, кто относит себя к казахским патриотам, не поднимают такой вопрос, как уход молодежи в радикальные исламские секты…
В любом государстве, в любом обществе в разной степени напряженности существуют социальные, классовые, межэтнические, межрелигиозные, идеологические и другие противоречия. Фашистская идеология заключалась в превосходстве одной нации над другими, к чему это привело, всем известно. Но деление внутри одного этноса по признаку, кто более чист в национальном плане, — это сугубо казахский феномен и нигде в мире не встречается. Увы, это так.
Как ни странно, казахский язык вносит свою лепту в разделение. Делается это кем-то специально или нет, трудно сказать. Вместо того чтобы казахский язык адаптировать к современным требованиям, из обихода исключены общепринятые международные термины. Предложения в век глобализации их использовать наряду с исконно или вновь созданными казахскими словами встречают жесткую реакцию со стороны радетелей чистоты казахского языка. Очевидно, что без консенсуса по этой проблеме трудно рассчитывать на объединяющую роль казахского языка.
Таким образом, мы видим, что словесные баталии проходят там, где они в принципе не должны быть. Историю вспять не направишь, что было, то было, у каждого свое восприятие. Как говорится, не надо искать черную кошку в черной комнате, когда ее там нет.
Возникает вопрос, кому это нужно, когда простому народу, озабоченному своими каждодневными проблемами, не до деления… Если национал-патриоты и их оппоненты являются настоящими патриотами, то не должны забывать, что проповедуемое разделение логично вписывается в известный принцип «разделяй и властвуй».
Рост национал-патриотической риторики привел к пропорциональному росту миграционных настроений, и не только среди неказахов. Часть граждан, имеющих достаточно средств, серьезно подумывают переехать в более благополучные страны. Такая тенденция только усугубляет существующую демографическую проблему. Хотя недавно Казахстан достиг уровня 17 миллионов населения, но эта цифра незначительна с экономической и военной точки зрения.
Пока баталии проходят виртуально и вербально. Но в условиях многовекового перерыва самостоятельного управления, малого по времени государственного опыта, отсутствия правил политической борьбы и механизма смены власти искусственное нагнетание напряженности и разделение по надуманным причинам более чем опасно.
Как показывает история, любое деление в рамках одного народа может повлечь за собой негативные последствия для государства и народа. Когда в стране нет единства по базовым ценностям и целям, это страна становится объектом внимания внешних игроков, исходящих всегда из собственных национальных интересов.
Последние арабские события показали, что разделения народа по любому признаку может привести к гражданской войне, где одни арабы воевали и продолжают воевать против других арабов. При этом каждая сторона считала, что только именно она несет счастье и процветание своему народу.
Пора всем понять, что, если мы хотим построить новый Казахстан, нужно это делать сообща путем поиска компромисса, а не искать внутри себя врага. Хотя бы потому, что страна у нас одна, а нас и так мало.
Источник: kazbei.org
Оригинал статьи: