Сергей ДУВАНОВ
Очень многозначительную притчу рассказал на прошлой неделе президент НАЗАРБАЕВ. «На Востоке был один махараджа великий, и очень заскучал. Ему все надоело, у него все есть. Но он заболел от скуки. И где-то услышал, что есть пророк, который вылечит его от этого недуга. Взяв с собой слугу, который всю жизнь ему служил, поехал его искать. По пути их застала буря, накрыло песком. Верблюды и весь караван пропали. Остались они вдвоем. От жажды умирает слуга, умирает он. В бурдюке осталось несколько капель воды, или сам все выпьет и останется живой, или умрет слуга. Он подумал и влил оставшуюся воду в рот слуге. Слуга тут же ожил, встал и начал опять обслуживать, спрашивать. В это время полил обильный дождь, набрали они воду, все ожили. Слуга говорит: “Господин, ну поехали искать этого пророка”. А махараджа отвечает: “Нет, я нашел, что мне нужно. Пойдем домой!” То есть в этом благородном чувстве к человеку ниже его рангом, который служил ему, работал, он нашел свое счастье. Поэтому уважение вышестоящих к нижестоящим сотрудникам должно быть человеческим, благородным», — сказал НАЗАРБАЕВ на встрече с руководителями предприятий в Павлодарской области.
Смысл месседжа главы государства понятен — мол, о простых людях думать нужно, а если проще — «делиться надо». Золотые слова, а главное — вовремя сказанные. На дворе кризис, полстраны в буквальном смысле выживают, остальные ремни семейных бюджетов затягивают до предела, и только небольшая кучка толстосумов, дипломатично называемых топ-менеджерами, плюс олигархи и госкоррупционеры всех уровней живут привычной жизнью. Кризис их если и коснулся, то только в части состояния банковских счетов, но не толщины кошелька и содержимого холодильника. Тема социальной справедливости, поднятая президентом, действительно сегодня очень актуальна для Казахстана. Недовольство уровнем материальной и, как следствие, социальной дифференциации начинает приближаться к черте, за которой это превращается в откровенную озлобленность и даже ненависть. Видимо, в Акорде это понимают и поэтому тема обозначилась в риторике власти.
У этой проблемы два тревожных аспекта. Во‑первых, то, что экономическая безнадега работает на формирование экстремистских настроений. Казахстанцы, приходящие к пониманию, что так дальше жить нельзя, все меньше оглядываются на законы и правила поведения. Исторический опыт показывает, что там, где появляются экономическая безнадежность и социальная злость, непременно нужно ждать стихийных протестов и возмущений. Часто этим недовольством пользуются политические оппоненты власти. В нашем случае это могут быть радикальные исламисты, националисты, коммунисты или сепаратисты. Демократическую оппозицию мы из этого списка исключаем: ее власти искоренили в Казахстане. Другой момент — нравственный. Нынешний уровень социального расслоения, когда на одном полюсе 3 процента, купающиеся в роскоши, а над другом — половина страны живущих за чертой бедности (если, конечно, считать реально, а не как химичит министерство труда), сам по себе взрывоопасен. Все держится исключительно на традиционной терпеливости и непретенциозности казахстанцев. Это золотой народ, из которого можно веревки вить, а он при этом еще будет радоваться, что все стабильно и нет войны. Но и при этом «удобном» всему есть предел. В состояния всеобщего недовольства и озлобленности любой незначительный повод может сыграть роковую роль. А дальше — цепная реакция, как при камнепаде, когда лавина сметает на своем пути все и вся. Здесь одними из провоцирующих недовольство выступают те самые 3 процента богатеньких и крутых, которые своей неуемной понтовитостью и нарочитой помпезностью вызывают законное возмущение и негодование остальных граждан, переживающих тяжелые времена. Я вообще считаю, что в стране, переживающей экономический кризис, демонстрировать амбиции и крутизну, выпячивать богатство — это преступление пред социальной стабильностью. Всем, кто этого не понимает, нужно срочно вправлять мозги. И я бы с этим на месте властей поспешил.
Это не просто праздные рассуждения о нравственности, это вопрос государственной политики в части сохранения социальной стабильности в стране. Ну не может государство оставаться безучастным, когда половина страны, не имеющая возможности заработать себе на жизнь, смотрит, как их соотечественники купаются в роскоши, демонстрируя, как им хорошо и богато живется. Кичиться своим богатством в бедной стране — признак небольшого ума и больших понтов. По сути, это провокаторы, разжигающие социальную рознь. Это тот случай, когда скромность не только украшает человека, но и спасает страну. Думаю, власти должны правильно отреагировать на эту проблему и не ограничиваться рассказами притч на встречах с теми, кто может позволить себе жить лучше, чем все остальные. Видимо, нужна более жесткая установка: украл не украл, заработал не заработал — не высовывайся, не демонстрируй крутизну, не дразни окружающих. Не тряси кошельком, не строй дворцы, не езди на машинах по цене самолета. Лично я так понял посыл, содержащийся в притче президента.
Но эту притчу точно так же можно адресовать и самому НАЗАРБАЕВУ. Кто у нас больше подходит на роль махараджи? В этом случае если он заскучал и у него в этой жизни есть все, включая неограниченные президентские полномочия, то почему бы не начать думать о тех слугах, руками которых держится страна? Может, действительно пора делиться? Тем 3 процентам, которым деньги некуда девать, с теми, кому их катастрофически не хватает. Правда, я не сторонник того, чтобы у первых взять, а вторым раздать — ни в коем случае. Это мы уже проходили. Абсолютно бесполезное и даже вредное занятие. «Делиться» в моем понимании — это вернуть в бюджет какую-то часть из того, что «нажито непосильным трудом». Добровольно, в силу того, что страна находится в тяжелейших условиях. Так сказать, оказать отечеству посильную материальную помощь, чтобы уменьшить социальную напряженность и тем самым уберечь от социальных катаклизмов. Причем сделать это нужно на условиях обязаловки для всех, кто так или иначе обязан этой стране, ее природным богатствам, казахстанцам, работавшим на их экономическое преуспевание. Логика проста: страна дала тебе возможность стать богатым и преуспевающим — помоги стране в трудное для нее время. Нет смысла говорить про то, что и президент, и окружающие его люди, и все те, кто сегодня работает во власти, — небедные люди. Очевидно, что власть в Казахстане дает возможность зарабатывать хорошие деньги. Так что деньги у них есть, и немалые.
Я понимаю, что это самое последнее дело — считать деньги в чужих карманах, а тем более залазить в эти карманы. Однако призыв делиться прозвучал не от меня, а от президента. Значит, нужно делиться. И я думаю, что лучше начать с себя. А уж за ним и остальные потянутся. А куда им деваться! Полагаю, что эти люди своими пожертвованиями могли бы собрать достаточно внушительную сумму на антикризисные меры. Этих денег могло бы хватить на многое из того, на что сегодня не хватает средств. Понятно, что это положительно сказалось бы на улучшении общеэкономической ситуации, что, соответственно, уменьшило бы и социальную напряженность. Ну совсем как в притче, рассказанной президентом: в тяжелой ситуации богатые отдают свое простым людям. Конечно, они лишились бы части своих миллионов, зато перестали бы заниматься поисками «пророка», который бы вылечил их от страшного недуга — боязни собственного народа.
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com