Известно ли широкой публике, что в Казахстане готовится принятие поправок в законодательные акты РК по вопросам деятельности НПО? По замыслу чиновников, их инициировавших, это призвано улучшить ситуацию с финансированием общественных организаций в Республике Казахстан. Однако некоторые правозащитники считают, что основной задачей этих поправок является желание властей поставить под жесткий контроль получение грантов, идущих из-за рубежа.
27 марта в Астане состоялся дебрифинг для представителей иностранных посольств, на котором эксперты НПО (А. Шорманбаев, С.Ушакова, Б.Туменова и З. Байсакова) поделились тревогой по поводу угрозы, какую несут эти поправки для казахстанских НПО.
По мнению активистов гражданского общества, если сегодня общественные организации могут сами определять направления и темы своей деятельности и находить для этого гранты, то после принятия поправок у чиновников появятся правовые основания влиять на порядок финансирования грантовой деятельности из-за рубежа. Для этого предлагается создание структуры, подчиненной правительству, которая и будет заниматься распределением грантов среди НПО — как тех, что из бюджета, так и тех, которые приходят из-за границы.
Законопроект составлен, на мой взгляд, сознательно так, чтобы была возможность двойственного его толкования. Многие положения и нормы прописаны откровенно двусмысленно и неконкретно, что позволяет чиновникам поставить финансирование всех НПО, работающих не на государственные гранты, под чуткий контроль государства.
Поставят или не поставят — это вопрос, конечно, риторический. Но то, что данный закон в случае необходимости позволяет это сделать, это очевидно. А то, что власти хотят это сделать, лично у меня сомнений не вызывает. Он для того и замышлялся.
Если этот механизм заработает и на «раздаче» грантов окажутся люди, назначаемые правительством, то финансироваться будут однозначно только те организации, деятельность которых устраивает власть. А это будет означать, что, к великой радости Акорды, эпоха критики власти со стороны НПО и публичное вывешивание ими «грязного белья» в части нарушения прав человека в Казахстане закончится. Гранты будут получать только организации, предельно лояльные власти, и чем больше они будут источать эту лояльность, тем полноценнее будут эти гранты.
Сегодня один из основных тезисов тех, кто поддерживает данные поправки, это то, что не нужно торопиться с выводами. Дескать, это всего лишь законопроект, который еще десять раз может поменяться. Увы, господа, данный закон — дело решенное, он будет принят, несмотря ни на что, и именно с той хитрованской двусмысленностью, позволяющей в любой момент включить указанные механизмы контроля над финансированием НПО, работающих на западные гранты.
Давайте будем реалистами! Данные поправки — это политический заказ Акорды на создание правовой базы для финансового контроля над грантами, выделяемыми Западом. Именно этих денег, а точнее НПО, работающих на них, и боятся в Акорде, видя в них угрозу возможных майданов. Это и есть главная цель данных поправок, надеюсь, все это прекрасно понимают. По сути, указанные поправки — это казахстанский вариант российского «Закона об иностранных агентах». И там, и у нас одна задача — уменьшить или вовсе исключить влияние НПО, работающих на коварные западные деньги, пахнущие демократией и поэтому несущие угрозу майданов.
Поэтому не выполнить этот заказ Акорды нельзя — это вопрос государственной безопасности. Нет никаких сомнений, что чиновники Минкультуры, разработавшие поправки, ряд активистов гражданского сектора, верящих в добрые намерения властей, Гражданский альянс, традиционно поддерживающий властные инициативы, и депутаты парламента, которые с радостью единогласно примут эти поправки, доблестно выполнят этот заказ.
Но есть еще кое-кто, кто готов разделить ответственность за то, что завтра благодаря этим поправкам в закон в Казахстане, возможно, будет покончено с НПО, деятельность которых сегодня не устраивает Акорду. Это представительство Европейской комиссии в РК, региональное отделение УВКПЧ ООН в Центральной Азии и ЮСАИД, которые, несмотря на озвученные тревоги правозащитников, вполне благожелательно взирают на происходящее, а некоторые даже открыто поддерживают принятие данного закона.
Ладно, когда властям подыгрывают те казахстанские НПОшники, которые давно уже видят себя в рядах противников гражданской активности масс, и в первую очередь митинговой. Целью этих, с позволения сказать, «провайдеров транзитной демократии» давно уже стало недопущение любых протестов, которые, по их мнению, непременно ведут к майданам и фашистским режимам. А потому большинство из них сегодня мало того что откровенно поддерживает любые, даже самые антидемократические инициативы Акорды, так еще и оказались на антиукраинских позициях, поддерживая реваншизм путинской России с его «КрымНаш» и помощью сепаратистам Донбасса.
Это ладно — с парадоксом, когда на американские деньги работают кондовые «ватники» мы уже свыклись. Это уже норма, о которой не знают разве что американские налогоплательщики. Но процесс идет дальше — теперь и некоторые западные международные организации тоже становятся сторонниками откровенно авторитарных инициатив казахстанских властей.
Поправки в закон, о котором мы говорим, — тому наглядное подтверждение. То, что отдельные западные грантодатели поддерживают откровенно антидемократические поправки в закон, на мой взгляд, это вообще ни в какие ворота не лезет. Вот уж не думал, что доживу до того времени, когда наши НПО, взявшись за руки с госчиновниками, поддерживаемые западными грантодателями, дружно будут продвигать закон, угрожающий существованию целого сегмента неправительственного сектора.
Слышу возражение, что, мол, данный закон инициировали сами казахстанские НПО. Да, формально это так. Но давайте не будем обманывать окружающих и самих себя! Все прекрасно понимают, что Гражданский альянс — структура, в недрах который якобы родилась инициатива создания такого закона, для того и была сформирована, чтобы создавать подобного рода ситуации. Такие организации, общественные по форме, а по решаемым задачам — государственные, это и есть ноу-хау Акорды.
Таких «контор», призванных обеспечивать поддержку и продвижение нужных власти законов и общественных инициатив, в Казахстане создано немало. Это и Ассамблея народа Казахстана, и Союз предпринимателей, и Альянс блогеров, и Гражданский альянс. Их задача в нужный момент либо самим выступить с инициативой провластного характера, либо активно поддержать инициативу Акорды на этапе ее реализации. Работа у них такая — быть на подхвате.
Так что желающих у нас среди гражданских активистов выслужиться перед начальством в Акорде предостаточно. Что и произошло с законом о финансировании НПО — все сделано по традиционной схеме: Гражданский альянс предложил идею, правительство разработало изменения в закон, прикормленные НПО сымитировали бурное обсуждение, переходящее в традиционный «одобрямс», ну а международные организации все это, к радости Акорды, еще и одобрили.
Так что налицо негласный сговор, в результате которого будут созданы правовые основы, которые в лучшем случае могут создать проблемы с финансированием отдельным общественным организациям. А в худшем — кому-то просто может не оказаться места под солнцем.