После того, как на недавних парламентских выборах крупнейшая оппозиционная партия Таджикистана — Партия исламского возрождения не прошла в парламент, эксперты начали предрекать ей «черные дни». Сегодня их прогнозы начинают сбываться.
К слову, несколько лет назад в интернете был опубликован скандальный документ, известный как «протокол 32—20», в котором содержится план мероприятий органов власти по преследованию членов ПИВТ. Однако руководство Таджикистана открестилось от этого документа и назвало его фальшивкой.
Но 2 апреля этого года преподаватель Исламского университета Таджикистана, бывший полевой командир Объединенной таджикской оппозиции Рахим Каримов (Мулло Абдурахим) заявил, что ПИВТ необходимо объявить террористической и экстремистской организацией и запретить ее деятельность.
По словам Рахима Каримова, эта партия принесла «много бед, бесчисленное количество женщин остались вдовами, а дети стали сиротами», поэтому он предлагает официально запретить ее деятельность. Он также добавил, что незаконно сформированные группы от имени ислама обманывают людей и порочат эту религию.
«Если мы вспомним страшные дни 90‑х годов, именно из-за разногласий, преклонения перед чужестранцами и фанатизма пролилась кровь многих невинных людей, — отметил Мулло Абдурахим.
И это не первый вброс в общественное мнение страны инициативы о ликвидации партии. В феврале с таким же пожеланием выступил старший хатиб Раштского района Абдулхай , который призвал президента реорганизовать партию, убрав исламское название. Пеобразовать ее в светскую Партию возрождения Таджикистана.
В конце марта в большинстве мечетей страны имамы призвали прихожан поддержать предложение о закрытии исламской политической партии. В зачитанном заявлении говорилось, что ПИВТ старается разжечь конфликт, в то время как Рахмон является единственным гарантом мира и процветания.
«Партии, использующие имя ислама, марают его. Подобные партии не для народа Таджикистана», — цитирует сайт EurasiaNet.org текст той проповеди.
В ответ руководство ПИВТ говорит, что такие предложения и призывы противоречат Конституции страны и могут иметь крайне нежелательные последствия для мирного развития государства. Глава ПИВТ Мухиддин Кабири после парламентских выборов заявил радио Озоди (радио Свобода в Таджикистане), что «судьбу партии определит закон. Мы показали, что являемся и останемся народной партией. Не думаю, что все это было сделано, чтобы закрыть партию. Нет никаких поводов для закрытия ПИВТ».
Действительно, для Таджикистан 40 тысяч членов партии — это вполне приличная цифра, и, откровенно говоря, никто из международных наблюдателей не поверил, что партия набрала всего 1,6% голосов избирателей и впервые осталась без мест в нижней палате парламента. (В соответствии с официальными результатами выборов, ПИВТ не набрала необходимого минимума в 5% голосов для прохождения в парламент).
Ведь накануне выборов руководство ПИВТ неоднократно делало заявления, что на партию начались гонения фискальных и правоохранительных органов, что против нее развязана кампания травли и дискредитации, что готовятся массовые фальсификации итогов выборов.
Таким образом, как говорят эксперты, скорее всего уже весной или летом этого года, парламент выступит с инициативой о проведении референдума по изменению ст. 28 Конституции РТ. Внесут изменения, которые запретят деятельность политических партий на религиозной основе. После этого ПИВТ или будет закрыта, а имущество партии национализировано, или исламскую партию преобразуют и сменят лидеров.
Самое опасное в этой ситуации, если молодое крыло партии уйдет в подполье и начнет партизанскую войну против властей, как гонителей ислама. Ведь даже если часть членов ПИВТ перейдет к радикальным методам борьбы со светским режимом Эмомали Рахмона, то эта борьба чревата возобновлением гражданского противостояния в неспокойной горной республике.