Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА
31.08.2011
Недавно завершившаяся избирательная кампания в Сенат парламента Казахстана не принесла ни особых интриг, ни громких предвыборных баталий. Впрочем, сюрпризы, возможно, еще впереди. Какие именно и станет ли Сенат стартовой площадкой для преемника президента, размышляет в интервью «Республике» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
- Досым, сегодня немало разговоров о том, что на прошедших в стране выборах в Сенат парламента не было, да и не могло быть интриги. Собственно говоря, почему? И, вообще, какая роль ныне отводится Сенату?
- Действительно, для унитарного государства, коим является и Казахстан, наличие двухпалатного парламента выглядит странным. Получается, что появление верхней палаты
Понятно, что сегодня Мажилис больше напоминает марионетку в руках исполнительной ветви власти. Но в любом случае перестраховка не помешает. И наличие верхней палаты в лице сенаторов, которые, по сути, еще больше связаны с Администрацией президента, нежели мажилисмены, дает понять, что главная задача верхней палаты — это
То есть Сенату отводится роль пожарного, который в случае необходимости должен затушить нежелательный огонь в рамках законодательной ветви власти.
- А почему Вы считаете, что сенаторы связаны с президентской Администрацией?
- Учитывая, что именно АП отвечает за политический климат в Казахстане, в том числе и за расстановку кадров в ключевых структурах, а сенаторы — это явно не мальчики на побегушках. Вообще, Сенат, как мне представляется, это скорее заповедник «агашек». Посмотрите сами, в Сенате бывают и бывшие акимы, и бывшие министры, и
Получается, что сенаторов можно разделить на несколько групп.
То есть человек, который время от времени делает
-
- Совершенно верно.
Но спикер Сената — второе по значимости лицо в стране. Хоть и номинально. В новом Сенате удержится
- Нельзя исключать появления в верхней палате парламента «всеми любимого» персонажа. Хотя формально позиция спикера Сената работоспособна только при очень хорошо проработанном сценарии на основе консенсуса всех элитных группировок, которые готовы принять Конституцию как документ, с их точки зрения способный снизить накал страстей вокруг преемника.
Но здесь вполне можно поставить под сомнение тот факт, что для них Конституция — это основной закон. А потому, с моей точки зрения, позиция спикера Сената становится очень опасной. Это, по сути, сидение на эшафоте. Достаточно вспомнить практику Туркменистана. Там на следующий день спикера моментально арестовали, и он, по всей видимости, до сих пор сидит. По крайней мере о нем сейчас, как говорится, ни слуху, ни духу. Я бы не стал рассматривать эту позицию как ключевую.
- Но ведь теоретически все можно провести красиво. Прошли выборы в Сенат, наверняка готовится президентский список, есть по сути уже названный преемник. Не зря же Ертысбаев проявил инициативу…
- Теоретически можно. Технически этот ход, возможно, выглядел бы так: этот человек назначается спикером Сената, президент оставляет свой пост, сохраняя позицию лидера нации, а спикер Сената исполняет функцию
- К слову, есть еще и другая схема — по российскому примеру.
- Действительно, можно внести изменения в Конституцию и сделать
Кстати, на страницах вашего издания довольно часто поднимается тема возможного преемничества в лице Карима Масимова. И я, надо сказать, такую версию тоже не исключаю, исходя из того, что сам Тимур Кулибаев является человеком, который на самом деле не любит публичности. Скорее он из тех, кто любит дергать за ниточки. И в этой связи, на мой взгляд, для него было бы оптимальным вариантом, если бы главой государства был человек, который не является врагом его группы, но при этом он сам был бы при этом главе этаким Березовским.
Что нужно самому президенту — это понятно. Сейчас он, вероятно, в
- Возможно, Вы правы, и Масимов как раз является той формальной фигурой, за спиной которой находятся реальные игроки. Но вдруг вынырнет
- На мой взгляд, все намного сложнее. Гораздо сложнее предположений Ертысбаева относительно Масимова и Кулибаева. И потом, с его стороны это не было заявлением как таковым. Это явно была его реакция на заявления со стороны Мухтара Аблязова.
Кстати, говоря о преемнике, немало разговоров шло и о Имангали Тасмагамбетове. Я его знаю достаточно давно. Да, он неплохой хозяйственник, но это не Вацлав Гавел. До президентского уровня ему очень далеко. Ему, на мой взгляд, не хватает романтики.
В целом же, рассматривая всю когорту, которая сейчас окружает президента, можно констатировать, что большинство из его окружения больше напоминают шакалов. У многих из них рыльце в пушку. И, зная об этом, то, что
- А не кажется ли вам, что в данном случае прогноз может оказаться очень простым: «погуляли, дитяти, и хватит»?..
- Что ж, все может быть. Увы, и такое не исключается.
Так и сказал!
- С моей точки зрения, позиция спикера Сената становится очень опасной. Это, по сути, сидение на эшафоте. Достаточно вспомнить практику Туркменистана. Там на следующий день спикера моментально арестовали, и он, по всей видимости, до сих пор сидит. По крайней мере о нем сейчас, как говорится, ни слуху, ни духу. Я бы не стал рассматривать эту позицию как ключевую».
Источник: Газета “Голос Республики” №29 (205) от 26 августа 2011 года
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
Visit link:
Погуляли, дитяти, и хватит?!