Самый заметный миграционный тренд последних лет это стремление людей из авторитарных и просто традиционалистских стран эмигрировать в развитые страны Европы и Америки. Людям хочется экономического благополучия, политической стабильности и гарантированности их прав и свобод.
В представлении мигрантов европейцы и американцы создали оптимальную модель социально-экономического рая, позволяющую людям жить достойно, свободно и сытно, не боясь преследований и ограничений в правах. Не имея возможности получить все это у себя дома, люди изыскивают различные возможности для того, чтобы туда перебраться.
Люди не хотят напрягаться и строить нормальную цивилизованную жизнь в своих авторитарных, политически традиционалистских странах. Им проще переехать в Европу или Америку и воспользоваться достижениями западной цивилизации. Хочется получить все на халяву, без рисков бархатных революций и майданов. Взял билет, сел в самолет — и через несколько часов ты уже в другом измерении. Конечно, на самом деле не все так просто, но в любом случае это гораздо легче, чем пытаться построить достойную жизнь в своих странах.
Так люди, не особо заморачиваясь на политические нюансы, «голосуют» за либерализм и демократию ногами. Не всегда и не у всех это получается, иногда люди даже гибнут, как это в последнее время происходит с мигрантами из Африки, тонущими в Средиземном море. Но люди упорно даже с риском для жизни стремятся туда, где лучшая жизнь, где нет бесперспективности и нищеты, где даже к мигрантам отношение лучше, чем в родной стране. Это их выбор, и он говорит о преимуществах западной модели государственного устройства.
Указанный тренд вполне актуален и для Казахстана: многие казахстанцы при возможности с удовольствием меняют авторитарно-коррупционное отечество на либерально-демократическую чужбину. Те же, кто не может перебраться в Европу, либо тихо скулят об ущербности своей жизни, либо, напротив, находят себе оправдание в самобытности и особой ментальности, которой якобы чужды демократия и либеральные ценности. Но есть и такие, кто критикует и первых и вторых и предлагает отказаться от существующей политической системы единовластия и попробовать построить жизнь в Казахстане по европейским и американским лекалам.
Собственно, между этими тремя группами казахстанцев сегодня и происходит основной общественный дискурс. Одни трусливо скулят, оставаясь на диване перед телевизором, другие славят и поддерживают власть, удерживающую страну в нынешнем ее политически убогом состоянии, третьи, которых меньшинство, пытаются объяснить первым и вторым, что так жить нельзя, что поменять ситуацию в их силах, для чего нужно перестать скулить и поддерживать эту власть, но четко сформулировать свои претензии и предъявить их тем, кто у власти.
И все это перманентно продолжается уже двадцать лет, в течение которых ситуация не меняется. Мы, как были, так и остаемся периферией цивилизации, подверженной к тому же метастазам авторитаризма и обреченной на бесперспективность развития. Соответственно, люди, это осознавшие (а это, как правило, самые продвинутые, талантливые и пробивные), уезжают из страны туда, где есть возможность жить нормальной цивилизованной жизнью без всей нашей авторитарной дури.
Люди, как растения, тянутся к свету. К свету цивилизации. Всем хочется ее больше, но вопрос: где и как ее получить? Либо у себя на родине, для чего нужно, ой, как много чего сделать в плане реформирования основ политической системы, перестройки общественного сознания и идеологических ориентаций соотечественников. Рискуя при этом прослыть агентом зарубежного влияния или врагом отечества или, того хуже, — вообще оказаться за решеткой. Либо — просто уехать на все готовенькое, туда, где все отлажено и где ценности политической демократии и прав человека являются основой существования — живи и пользуйся в свое удовольствие.
Оглядываясь на динамику этого выбора, я прихожу к мнению, что большая часть казахстанцев (а я говорю именно о продвинутой их части) предпочитают второй путь, предполагающий решение шкурных вопросов каждого при полном забвении интересов отечества. Проще говоря, люди едут за хорошей жизнью в чужих странах, не желая что-то делать для изменения ситуации в своем отечестве
Не знаю, насколько данная тема имеет отношение к казахстанскому патриотизму, но то, что такая динамика имеет место быть, для меня очевидно. Сегодня это представляет собой бегство интеллектуального, а значит, и политического капитала из Казахстана. Мы постоянно теряем самый мобильный и ориентированный на все передовое людской материал. Теряем тех, кто по определению должен быть в первых рядах инициаторов и организаторов всех социальных и политических инициатив, направленных на изменения в стране.
Увы! Уезжают, как правило, самые лучшие, подготовленные, способные и честолюбивые, именно те, которые больше всего нужны этой стране сегодня. К сожалению, эта тенденция работает на укрепление существующего политического режима и на ослабление критической составляющей нашего общества. Чем меньше в стране прав и свобод, чем сильнее всевластие чиновников, чем выше протекционизм и коррупция, тем больше желающих уехать из нее из числа тех, кто не хочет с этим мириться. А чем меньше людей, не согласных жить в таких условиях, тем крепче этот режим.
Причинно-следственный круг замкнулся. На мой взгляд, разорвать этот порочный круг — одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед Казахстаном.