Переполох в Лондонграде

Борис и Настя реши­ли купить недви­жи­мость в Вели­ко­бри­та­нии за несколь­ко мил­ли­о­нов фунтов.

Бога­тый рус­ский чинов­ник при­ез­жа­ет в Лон­дон и при­дир­чи­во осмат­ри­ва­ет доро­гие квар­ти­ры, выстав­лен­ные на про­да­жу – от 3 до 15 мил­ли­о­нов фун­тов. Его сопро­вож­да­ет моло­дая подру­га, обо­жа­ю­щая рос­кошь. Риел­то­ры из луч­ших бри­тан­ских агентств, зани­ма­ю­щих­ся элит­ной недви­жи­мо­стью, спе­шат уго­дить кли­ен­ту и выпол­нить все его при­хо­ти. Они не зна­ют, что их раз­го­во­ры сни­ма­ют­ся скры­той каме­рой, и за ними сле­дит съе­моч­ная груп­па бри­тан­ско­го телевидения.

Пока­зан­ный по 4‑му кана­лу бри­тан­ско­го теле­ви­де­ния фильм “Из Рос­сии с налич­ны­ми” сни­мал­ся в нача­ле вес­ны. Живу­щий в Лон­доне финан­сист Роман Борисович изоб­ра­жал кор­рум­пи­ро­ван­но­го рос­сий­ско­го чинов­ни­ка Бори­са, а киев­ская жур­на­лист­ка, сотруд­ни­ца Радио Сво­бо­да Ната­лья Сед­лец­кая – его кра­са­ви­цу-подру­гу Настю. Андрей Шуран из Цен­тра про­ти­во­дей­ствия кор­руп­ции в Укра­ине высту­пил в роли финан­со­во­го кон­суль­тан­та, помо­га­ю­ще­го рос­си­я­нам при­об­ре­тать доро­го­сто­я­щую недвижимость. 

Роман Бори­со­вич изоб­ра­жа­ет кор­руп­ци­о­не­ра, Ната­лья Сед­лец­кая – его подру­гу, Андрей Шуран – финансиста

“Борис” был пре­дель­но откро­ве­нен: сво­им собе­сед­ни­кам из бри­тан­ских агентств по недви­жи­мо­сти он пря­мо рас­ска­зы­вал, что день­ги, кото­рые он готов потра­тить на покуп­ку квар­ти­ры в Лон­доне, укра­де­ны из рос­сий­ско­го бюд­же­та и необ­хо­ди­мо, что­бы его имя никак не фигу­ри­ро­ва­ло в доку­мен­тах. Он подроб­но объ­яс­нял, что зара­ба­ты­ва­ет на постав­ках лекарств в Рос­сию. И его собе­сед­ни­ки не толь­ко не воз­му­ща­лись, но улы­ба­лись, под­да­ки­ва­ли и обе­ща­ли вой­ти в поло­же­ние. Назва­ние филь­ма – это под­за­го­ло­вок извест­ной кни­ги “Лон­дон­град”, кото­рая вышла в 2009 году и ста­ла пер­вым боль­шим иссле­до­ва­ни­ем при­вы­чек сверх­бо­га­тых рус­ских, вре­мен­но или посто­ян­но живу­щих в Великобритании.

В Лон­доне целые ули­цы куп­ле­ны людь­ми из СНГ

“Бри­тан­ское зако­но­да­тель­ство, – гово­рит Ната­лья Сед­лец­кая, – постро­е­но таким обра­зом, что мож­но при­об­ре­сти недви­жи­мость не на имя физи­че­ско­го лица, а на имя офшор­ных ком­па­ний без ука­за­ния конеч­но­го бене­фи­ци­а­ра. Это при­ве­ло к тому, что в Вели­ко­бри­та­нии ста­ло очень мно­го “гряз­ных” денег, кото­рые фор­ми­ру­ют ее эко­но­ми­ку. Огром­ная часть из этой сум­мы – это день­ги из Рос­сий­ской Феде­ра­ции. В Лон­доне есть целые рай­о­ны, кото­рые име­ну­ют­ся “рус­ски­ми”, где целые ули­цы куп­ле­ны людь­ми из СНГ, в основ­ном из Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Хотя была идея допол­нить эту исто­рию несколь­ки­ми при­ме­ра­ми из Ниге­рии, из дру­гих стран, реши­ли оста­но­вить­ся на России”.

Финан­сист Роман Борисович, сыг­рав­ший Бори­са, ведет кам­па­нию про­тив непро­зрач­ных схем покуп­ки недви­жи­мо­сти в Вели­ко­бри­та­нии. Роман Бори­со­вич – один из спон­со­ров и член наблю­да­тель­но­го сове­та осно­ван­но­го Алек­се­ем Наваль­ным Фон­да борь­бы с кор­руп­ци­ей. Вот что он рас­ска­зал Радио Свобода:

– Наша цель – добить­ся, что­бы кор­руп­ци­о­не­ры и люди, кото­рые ухо­дят от нало­гов, не мог­ли поку­пать недви­жи­мость в Англии на офшор­ные ком­па­нии. В филь­ме мы дока­зы­ва­ем, как лег­ко воро­ван­ные день­ги про­ни­ка­ют в недви­жи­мость Англии через офшор­ные ком­па­нии при потвор­стве аген­тов по недвижимости.

Вопрос в лик­ви­да­ции этой лазейки

– У вас не воз­ник­ло жало­сти к этим аген­там, кото­рые, ско­рее все­го, постра­да­ют после выхо­да фильма?

– Нет, жало­сти к ним ника­кой не было. Было немно­жеч­ко чув­ство брезг­ли­во­сти. Мне было неудоб­но играть вора и пре­ступ­ни­ка, но еще более неудоб­но слу­шать, как они согла­ша­ют­ся со мной, кива­ют, улы­ба­ют­ся, про­дол­жа­ют со мной вести дела. Насчет нака­за­ния, – я не думаю, что они полу­чат реаль­ные сро­ки. Пото­му что слав­ная англий­ская систе­ма пра­во­су­дия име­ет в каче­стве основ­но­го аргу­мен­та кри­те­рий мате­ри­аль­но­сти. Пре­ступ­ле­ние моим геро­ем Бори­сом не было совер­ше­но, день­ги он не при­вез, поэто­му о серьез­ном сро­ке речь идти не может. В худ­шем слу­чае, если пра­во­су­дие будет рас­сле­до­вать и най­дет какие-то дру­гие сле­ды пре­ступ­ле­ний, эти люди могут полу­чить услов­ные сро­ки. Но фильм не о пяти пло­хих аген­тах, кото­рых мы нашли. Нам хоте­лось пока­зать, что они про­сто вин­ти­ки в систе­ме. Систе­ме, кото­рая очень ком­фор­та­бель­но опе­ри­ру­ет день­га­ми неиз­вест­но­го им про­ис­хож­де­ния, и даже если они зна­ют о пре­ступ­ном про­ис­хож­де­нии денег, они все рав­но про­дол­жа­ют сопро­вож­дать такие сдел­ки. Поэто­му вопрос не в них, а в лик­ви­да­ции этой лазейки.

– Тут очень инте­рес­ный фено­мен, о кото­ром сей­час мно­го пишут не толь­ко поли­то­ло­ги, но и фило­со­фы – это фено­мен рас­тле­ния сво­бод­но­го обще­ства, когда кор­рум­пи­ро­ван­ное и очень бога­тое госу­дар­ство не про­сто малень­ких риел­то­ров за гра­ни­цей рас­тле­ва­ет и застав­ля­ет их совер­шать про­ти­во­прав­ные поступ­ки, но и поку­па­ет круп­ных политиков…

– Абсо­лют­но с вами согла­сен, это явле­ние не нача­лось с того, что рус­ские, ниге­рий­ские, сьер­ра-леон­ские и вся­кие осталь­ные пре­ступ­ни­ки нача­ли при­ез­жать в Лон­дон со сво­и­ми шаль­ны­ми день­га­ми. Это явле­ние идет от так назы­ва­е­мых реву­щих 90‑х, от сума­сшед­ших 2000‑х годов, кото­рые изме­ни­ли мораль­но-эти­че­ские нор­мы. То есть это одно­го поля яго­ды с бан­ков­ским кри­зи­сом, с про­да­жей необес­пе­чен­ных дери­ва­тив­ных бумаг, с кор­руп­ци­ей в ФИФА. Про­яв­ле­ние того же мы нахо­дим в мани­пу­ли­ро­ва­нии став­ка­ми ЛИБОР. Это все наслед­ство 90‑х и 2000‑х в плане иска­же­ния мора­ли и нрав­ствен­но­сти во мно­гих сек­то­рах, в бан­ков­ской сфе­ре, в недви­жи­мо­сти, в поли­ти­ке тоже. Это сплошь и рядом встре­ча­лось. И Англия зна­ет сво­их геро­ев. И Пите­ру Ман­дель­со­ну при­хо­ди­лось оправ­ды­вать­ся, друг он Дери­пас­ки или как. Это как в “Соля­ри­се”: “Здесь с сове­стью что-то”. Так и здесь, здесь мораль­но-эти­че­ские нор­мы долж­ны вер­нуть­ся в то состо­я­ние, в кото­ром они были до нача­ла бан­ков­ско­го бума.

– Послед­ние эко­но­ми­че­ские собы­тия в Рос­сии как-то ска­за­лись на этой ситу­а­ции? Бога­тые рус­ские ску­па­ют недви­жи­мость в Лондоне?

– Опре­де­лен­ный наплыв и рань­ше реги­стри­ро­вал­ся, сей­час он отно­си­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся, но не в разы, конеч­но. Про­цен­тов на 10–15 под­ня­лось коли­че­ство новых при­об­ре­те­ний из быв­ших стран СНГ, но не больше.

– Доволь­ны ли вы эффек­том, кото­рый про­из­вел фильм? Ведет­ся ли какое-то рас­сле­до­ва­ние и как про­дви­га­ет­ся кам­па­ния, кото­рую вы начали?

Фильм не о пяти пло­хих аген­тах, кото­рых мы нашли. Они про­сто вин­ти­ки в системе

– Идут три рас­сле­до­ва­ния. Дональд Тун, началь­ник эко­но­ми­че­ской поли­ции Англии, высту­па­ет в нашем филь­ме, дает интер­вью, где откро­вен­но ква­ли­фи­ци­ру­ет дей­ствия этих риел­то­ров как пре­ступ­ле­ния, он начал свое рас­сле­до­ва­ние. В то же вре­мя нача­ли неза­ви­си­мое рас­сле­до­ва­ние Наци­о­наль­ная ассо­ци­а­ция аген­тов недви­жи­мо­сти и Коро­лев­ский инсти­тут про­фес­си­о­наль­ных оцен­щи­ков. Две эти орга­ни­за­ции име­ют регу­ли­ру­ю­щие роли на рын­ке, они обе заяви­ли о нача­ле неза­ви­си­мых рас­сле­до­ва­ний не про­сто аген­тов, с кото­ры­ми мы столк­ну­лись, а дея­тель­но­сти этих фирм. А наша кам­па­ния нача­лась в день выхо­да филь­ма на экран. В этот же день в пар­ла­мен­те было заяв­ле­но воз­зва­ние к пар­ла­мен­та­ри­ям с прось­бой под­дер­жать ини­ци­а­ти­ву, кото­рая при дости­же­нии зна­чи­мо­го инте­ре­са от пар­ла­мен­та­ри­ев даль­ше попа­да­ет в коми­тет и начи­на­ет рас­смат­ри­вать­ся. Это нача­ло пути к рефор­мам, нача­ло пути к деба­там. Наша зада­ча – изме­нить зако­но­да­тель­ство так, что­бы невоз­мож­но было инве­сти­ро­вать в недви­жи­мость в Англии через офшор­ные ком­па­нии. Более того, мы хоте­ли бы сде­лать так, что­бы суще­ству­ю­щие вла­дель­цы офшо­ров, так назы­ва­е­мые конеч­ные бене­фи­ци­а­ры, были заяв­ле­ны и опи­са­ны в кадаст­ре так же, как любые дру­гие вла­дель­цы недви­жи­мо­сти в Англии. Нача­ло кам­па­нии было успеш­ным. На сего­дняш­ний день 20 пар­ла­мен­та­ри­ев уже под­пи­са­лись. К сожа­ле­нию, пар­ла­мент ухо­дит на кани­ку­лы, поэто­му сей­час наша зада­ча – собрать как мож­но боль­ше под­пи­сей под этой иде­ей, начать рабо­ту в коми­те­тах. Когда пар­ла­мен­та­рии вер­нут­ся, мы хоте­ли бы устро­ить в Пала­те общин показ наше­го филь­ма в сре­ду, когда начи­на­ют­ся вопро­сы-отве­ты пре­мьер-мини­стра. Эти деба­ты транс­ли­ру­ют­ся по Би-би-си и, навер­ное, это было бы самым глав­ным свер­ше­ни­ем, после кото­ро­го, мы наде­ем­ся, опре­де­лен­ные инструк­ции будут даны соот­вет­ству­ю­щим ведом­ствам и коми­те­там для раз­ра­бот­ки доку­мен­та­ции по исправ­ле­нию создав­шей­ся ситу­а­ции. У нас есть чет­кая про­грам­ма реко­мен­да­ций, кото­рая раз­ра­бо­та­на наши­ми дру­зья­ми-юри­ста­ми, и мы хоте­ли бы их поло­жить перед каж­дым пар­ла­мен­та­ри­ем в сентябре.

– В конеч­ном сче­те, если ваша кам­па­ния увен­ча­ет­ся успе­хом, то кор­рум­пи­ро­ван­ные рос­си­яне, кото­рые уже купи­ли недви­жи­мость на похи­щен­ные из гос­бюд­же­та день­ги, ока­жут­ся в этом кадаст­ре, и их име­на ста­нут известны?

Ната­лья Сед­лец­кая: “Моя зада­ча была сопро­вож­дать его в каче­стве девуш­ки, кото­рая зацик­ле­на на доро­гой кра­си­вой жиз­ни. И для нее он дела­ет этот подарок”.

– В этом и цель нашей кам­па­нии, что­бы не толь­ко рос­си­яне, но и поку­па­те­ли из Китая, и поку­па­те­ли из Ниге­рии, и поку­па­те­ли из дру­гих стран, и поку­па­те­ли из Англии, кото­рые ухо­дят от нало­гов, исполь­зуя офшор­ные ком­па­нии, были все заре­ги­стри­ро­ва­ны. Более того, мы хоте­ли бы еще изме­нить закон, что­бы уго­лов­ная ответ­ствен­ность преду­смат­ри­ва­лась для тех, кто будет играть роль под­став­ных вла­дель­цев. Мы пони­ма­ем, что в неко­то­рых слу­ча­ях вла­дель­цы могут под­ста­вить кого-то дру­го­го. Нуж­но изме­нить зако­но­да­тель­ство так, что­бы и в этом слу­чае кон­фис­ка­ция была так же, как ее пред­по­ла­га­ет закон для пре­ступ­но нажи­той недви­жи­мо­сти, соб­ствен­но­сти преступников.

– Это рево­лю­ци­он­ная ини­ци­а­ти­ва, и мож­но пред­ста­вить мас­штаб про­ти­во­дей­ствия тако­го рода изме­не­ни­ям в зако­но­да­тель­стве. Вы дума­е­те, мно­го шан­сов на то, что все полу­чит­ся так, как вы задумали?

– Я обна­де­жен тем, как все это начи­на­ет­ся. А более все­го я обна­де­жен ситу­а­ци­ей, кото­рая созда­лась на рын­ке недви­жи­мо­сти в Лон­доне, когда корен­ные жите­ли Лон­до­на, моло­дые люди, рабо­та­ю­щие в Сити и Ист-энде, не могут себе поз­во­лить жить в пре­де­лах даже коль­це­вой. Поэто­му для нас фильм явля­ет­ся очень важ­ной обра­зо­ва­тель­ной сту­пе­нью: пока­зать, что этот бум в лон­дон­ской недви­жи­мо­сти отча­сти под­пи­ты­ва­ет­ся воро­ван­ны­ми день­га­ми, зна­чит вызвать него­до­ва­ние и гнев этих моло­дых людей, кото­рые сей­час, посмот­рев этот фильм, пишут сво­им пар­ла­мен­та­ри­ям, что они воз­му­ще­ны, что они тре­бу­ют пре­кра­тить это. Полу­чая такие пись­ма  одно, вто­рое, тре­тье, – пар­ла­мен­та­рии пони­ма­ют обще­ствен­ную важ­ность этой зада­чи и под­дер­жи­ва­ют наши идеи. Это тот самый про­цесс демо­кра­тии, на кото­рый мы очень рас­счи­ты­ва­ем и кото­рый мы хоте­ли всколыхнуть.

Источ­ник: https://www.svoboda.org/

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Теперь через Казахстан: приборы из США, ФРГ и Франции, которые могут использоваться для радиоэлектронной борьбы, продолжают идти в Россию