Переговоры, которые шли последние два дня в акимате между бастующими и чиновниками, оказались… совещанием, а не работой в рамках примирительной комиссии. Ни одно из требований нефтяников не выполнено. Люди возвращаются на площадь.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
Как мы уже писали, в среду в акимате Жанаозена начались переговоры трех сторон. Власть на них представляли вице-министр труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов, старший прокурор отдела правового департамента Генпрокуратуры Г.К. Едигеев; первый замакима Мангистауской области Амангельды Айткулов; аким Жанаозена Орак Сарбопеев;. инспектор по охране труда Мангистауской области Жанибек Коспаев; прокурор Жанаозена Марат Тойжан; начальник УВД Жанаозена Мухтар Кожаев. Работодатели были представлены первым заместителем гендиректора АО «РД КМГ» Владимиром Мирошниковым и заместителем директора производственного филиала «Озенмунайгаз» по экономике и финансам Маратом Орынбаевым. Сторону рабочих представляли 10 человек, в числе которых рабочие-активисты Талгат Сактаганов, Марат Жусипбаев, Максат Досмагамбетов, Кудайберген Карабалаев, Наталья Ажигалиева, экс-кандидат в президенты Серик Сапаргали, юристы Александр Пястолов и Ерлан Калиев, а также экономисты.
По словам нефтяников, в протокол собрания внесли пять требований из 12, выдвигаемых бастующими рабочими:
- пересмотреть коллективный договор;
- внедрить по закону в коллективный договор районный коэффициент 1,7 и отраслевой коэффициент 1,8;
- освободить от должности директора АО «Озенмунайгаз» г‑на Ешманова;
- восстановить рабочих на свои прежние места;
- выплатить рабочим пятимесячную заработную плату за простой по вине работодателя.
- Переговоры будут вестись не один день, пока не рассмотрят все 12 наших требований.
Двое суток заседали переговорщики, но ни к какому решению так и не пришли. По словам некоторых представителей рабочих, сложилось впечатление, что все было организовано «для реабилитации своего имиджа перед общественностью».
- Переговоры проходили очень сложно, ни одно из выдвинутых требований рабочих не было принято удовлетворено. В частности, по увольнению г‑на Ешманова (директора АО «Озенмунайгаз» — авт.) представитель со стороны работодателя заявил, что это не в его компетенции. Он сказал, что этот вопрос может решить только совет директоров, — рассказал нам в телефонной беседе Серик Сапаргали, один из участников встречи со стороны рабочих. — Все проходило в формате разъяснений и не более, а в конце нас попросили подписать протокол, но никто из нас не согласился. На этом и разошлись.
По словам г‑на Сапаргали, представители власти в очередной раз предложили устроить 200 с лишним рабочих на новые места, обещая зарплату от 170 до 271 тысячи тенге. Люди отвергли это предложение, потому что разговаривали с теми, кто работает на аналогичных позициях — они получают не более 110 тысяч тенге.
- А г‑н Мирошников изначально стал в позу: сразу же показал присутствующим официальный пресс-релиз, в котором заявляется, что все бастующие рабочие уволены и теперь это их не касается, — продолжил Серик Сапаргали. — Это была не примирительная комиссия, а совещание, потому что примирительная комиссия создается непосредственно работодателем, а они говорят, что это теперь не их проблемы.
Юрист Ерлан Калиев, еще один участник встречи, полностью разочарован.
- Если в первый день были какие-то надежды, то во второй день выяснилось, что главная задача этой комиссии — реабилитировать местные исполнительные власти и работодателя. Что со стороны последнего нет никаких нормативных нарушений, что все нефтяники были уволены по закону. Главной задачей этой комиссии было собрать с нас подписи, что вина лежит на работниках. Потому что буквально и самого начала красной нитью проходила тема, мол, и по такому закону, и по этому закону работодатель прав, — заявил Ерлан Калиев.
Активистка бастующих Айман Онгарбаева, которая держала нас в курсе происходящего, вместе с другими нефтяниками ожидая результатов переговоров на улице, раздосадована.
- Наши ребята все доказали, а они ничего доказать не смогли и заявили, что не уполномочены решать такие вопросы. И оказалось, что это разъяснительная комиссия, а не примирительная. Я не знаю, что они нам два дня голову морочили? — возмутилась Айман.
По ее словам, если там были «одни неуполномоченные», теперь нефтяники будут требовать, чтобы к ним пришли первые руководители компаний. Рабочие продолжат забастовку, пока спор не разрешится в их пользу.
- Да, это изначально было просто совещание, — заявила активистка «Народного фронта» в Актау Айжангуль Амирова. — Но, видимо, рабочие не поняли и возложили на это большие надежды. Если честно, мне жалко людей, они так долго этого ждали и верили, что будет примирительная комиссия. В итоге все вернулось на круги своя. По моему мнению, нефтяники неправильно составили свои требования, потому что если трактовать их по закону, то получается, правы и они, и работодатель. Надо было хорошо составить требования, но мне сейчас сложно об этом говорить, — грустно констатировала Айжан.
…В итоге обе стороны разошлись ни с чем: большие чиновники уехали в Астану, а бастующие нефтяники вернулись на площадь. Но у власти теперь появился, видимо, повод говорить, что они сделали все возможное, только вот нефтяники не пошли навстречу.
View original post here:
Переговоры в Жанаозене провалены