Париж стоит мессы, а Интерпол месседжа

Пра­во­за­щит­ник Евге­ний Жовтис в нача­ле фев­ра­ля побы­вал в Пари­же, где при­нял уча­стие в круг­лом сто­ле на тему исполь­зо­ва­ния Интер­по­ла авто­ри­тар­ны­ми режи­ма­ми. Редак­тор сай­та Казах­стан­ско­го меж­ду­на­род­но­го бюро по пра­вам чело­ве­ка задал ему вопро­сы по пово­ду это­го меро­при­я­тия, а заод­но рас­спро­сил и о впе­чат­ле­ни­ях от Фран­ции после январ­ских терактов. 

На все три вопро­са Евге­ний Алек­сан­дро­вич отве­тил редак­то­ру сай­та  КМБП­ЧиСЗ Андрею Сви­ри­до­ву в пись­мен­ном виде — читай­те ниже.

Про Интер­пол и диктатуры

Я нахо­дил­ся в Пари­же в кон­це янва­ря, когда там про­хо­дил круг­лый стол по зло­упо­треб­ле­ни­ям воз­мож­но­стя­ми Интер­по­ла со сто­ро­ны цело­го ряда авто­ри­тар­ных режи­мов, и кста­ти, не толь­ко авто­ри­тар­ных. В засе­да­ни­ях круг­ло­го сто­ла участ­во­ва­ли прак­ти­ки — адво­ка­ты, граж­дан­ские акти­ви­сты, пра­во­за­щит­ни­ки, жерт­вы зло­упо­треб­ле­ний. Дис­кус­сия была очень интересной.

Дело в том, что в вопро­се пре­сле­до­ва­ния лиц, подо­зре­ва­е­мых или обви­ня­е­мых в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния, суще­ству­ют две, по мое­му мне­нию, непе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся линии.

Пер­вая линия — это борь­ба с пре­ступ­но­стью, в том чис­ле транс­на­ци­о­наль­ной. Совер­шив­шие пре­ступ­ле­ние люди бегут из сво­ей стра­ны в дру­гие стра­ны и пыта­ют­ся там скрыть­ся от пре­сле­до­ва­ния. Они объ­яв­ля­ют­ся в розыск, но часто их труд­но най­ти, задер­жать и доста­вить в их стра­ну для осу­ществ­ле­ния пра­во­су­дия. К тому же это созда­ёт атмо­сфе­ру без­на­ка­зан­но­сти, когда такие лица избе­га­ют нака­за­ния за совер­шен­ные преступления.

Госу­дар­ства ста­ра­ют­ся это­му пре­пят­ство­вать, в том чис­ле путём заклю­че­ния мно­го­сто­рон­них и дву­сто­рон­них согла­ше­ний и дого­во­ров об уго­лов­ном пре­сле­до­ва­нии и экс­тра­ди­ции граж­дан дру­гих госу­дарств, подо­зре­ва­е­мых или обви­ня­е­мых в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния на тер­ри­то­рии сво­их госу­дарств, из госу­дар­ства, где они нахо­дят­ся, в госу­дар­ство, граж­да­на­ми кото­ро­го они явля­ют­ся, и где пред­по­ло­жи­тель­но они совер­ши­ли преступления.

Одним из инстру­мен­тов тако­го пре­сле­до­ва­ния явля­ет­ся Интер­пол. Но про­бле­ма в том, что Интер­пол и суды госу­дарств, где нахо­дит­ся то или иное лицо, чьей экс­тра­ди­ции тре­бу­ет госу­дар­ство его граж­дан­ства, не име­ют воз­мож­но­сти и не могут в доста­точ­ной мере про­ве­рять обос­но­ван­ность подо­зре­ний или обви­не­ний. У них нет пол­но­го досту­па к мате­ри­а­лам уго­лов­но­го дела.

На ста­дии пред­ва­ри­тель­но­го след­ствия, напри­мер, в стра­нах пост­со­вет­ско­го про­стран­ства мате­ри­а­лы уго­лов­но­го дела на 90%, если не на 99%, состо­ят из мате­ри­а­лов сто­ро­ны обви­не­ния, и экс­тра­ди­ци­он­ный запрос направ­ля­ет­ся как раз сто­ро­ной обви­не­ния. Защи­та, кото­рая ино­гда пол­но­стью «раз­би­ва­ет» аргу­мен­ты сто­ро­ны обви­не­ния, в этом запро­се вооб­ще никак не представлена.

В резуль­та­те не исклю­ча­ют­ся зло­упо­треб­ле­ния (фаб­ри­ка­ция и фаль­си­фи­ка­ция обви­не­ний) и, соот­вет­ствен­но, зло­упо­треб­ле­ния Интер­по­лом, через кото­рый эти экс­тра­ди­ци­он­ные запро­сы посту­па­ют. А на их осно­ва­нии лицо вно­сит­ся в розыск­ной лист (red notice) Интер­по­ла и впо­след­ствии задерживается.

Но здесь необ­хо­ди­мо отме­тить, что в целом ряде стран, преж­де все­го, Евро­пы и Север­ной Аме­ри­ки суще­ству­ют тре­бо­ва­ния к усло­ви­ям и про­це­ду­ре отправ­ле­ния пра­во­су­дия. Напри­мер, долж­на быть исклю­че­на такая мера нака­за­ния как смерт­ная казнь, не долж­ны при­ме­нять­ся пыт­ки и дру­гие виды жесто­ко­го, уни­жа­ю­ще­го досто­ин­ство обра­ще­ния с задер­жан­ны­ми (заклю­чён­ны­ми) и нака­за­ния, долж­ны быть исклю­че­ны поли­ти­че­ские моти­вы пре­сле­до­ва­ния, дол­жен суще­ство­вать неза­ви­си­мы, под­чи­ня­ю­щий­ся толь­ко зако­ну суд и соблю­дать­ся пра­во на спра­вед­ли­вый судеб­ный про­цесс. И эти усло­вия долж­ны соблю­дать­ся для поло­жи­тель­но­го реше­ния об экстрадиции.

А теперь о вто­рой линии: лица, кото­рые подо­зре­ва­ют­ся или обви­ня­ют­ся в пре­ступ­ле­ни­ях, заяв­ля­ют на тер­ри­то­рии госу­дар­ства, где они нахо­дят­ся, что их пре­сле­до­ва­ние носит поли­ти­че­ский харак­тер, что им в их стране угро­жа­ет смерт­ная казнь, пыт­ки, небес­при­страст­ный суд и поэто­му они про­сят убе­жи­ща. Они часто заяв­ля­ют, что обви­не­ния в отно­ше­нии их сфаб­ри­ко­ва­ны, сфальсифицированы.

И тогда в отно­ше­нии их начи­на­ет дей­ство­вать Кон­вен­ция ООН 1951 года о ста­ту­се бежен­цев. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство госу­дарств мира эту Кон­вен­цию рати­фи­ци­ро­ва­ло (при­зна­ло её частью сво­е­го наци­о­наль­но­го пра­ва). Тогда вклю­ча­ет­ся про­це­ду­ра детер­ми­на­ции, то есть опре­де­ле­ния: дей­стви­тель­но ли дан­ное лицо по объ­ек­тив­ным и субъ­ек­тив­ным фак­то­рам под­па­да­ет под ста­тус беженца.

Объ­ек­тив­ные фак­то­ры: какой поли­ти­че­ский режим в этой стране, пре­сле­ду­ют ли поли­ти­че­скую оппо­зи­цию, жур­на­ли­стов, пра­во­за­щит­ни­ков. Суще­ству­ют ли серьёз­ные про­бле­мы у отдель­ных мень­шинств (рели­ги­оз­ных, этни­че­ских, сек­су­аль­ных). Есть ли в стране смерт­ная казнь и пыт­ки. Есть ли неза­ви­си­мое правосудие.

Субъ­ек­тив­ные фак­то­ры: дей­стви­тель­но ли дан­ное лицо при­над­ле­жит к пре­сле­ду­е­мой поли­ти­че­ской оппо­зи­ции, жур­на­ли­стам, пра­во­за­щит­ни­кам, пред­ста­ви­те­лям пре­сле­ду­е­мых меньшинств.

Инфор­ма­ция об этом посту­па­ет из раз­ных источ­ни­ков: из средств мас­со­вой инфор­ма­ции, докла­дов и отчё­тов меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций, меж­ду­на­род­ных и мест­ных непра­ви­тель­ствен­ных орга­ни­за­ций, сви­де­тельств отдель­ных лиц и т.д. Важ­ную роль здесь игра­ет спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное ведом­ство ООН — Управ­ле­ние Вер­хов­но­го комис­са­ра ООН по пра­вам бежен­цев (УВКБ ООН).

Так вот, один из глав­ных тези­сов мое­го выступ­ле­ния, с кото­рым согла­си­лись все участ­ни­ки круг­ло­го сто­ла, гово­рил о том, что суще­ству­ет явный недо­ста­ток сотруд­ни­че­ства и коор­ди­на­ции меж­ду Интер­по­лом и УВКБ ООН по делам и экс­тра­ди­ци­он­ным запро­сам в отно­ше­нии лиц, кото­рые утвер­жда­ют, что их пре­сле­ду­ют по поли­ти­че­ским или иным моти­вам, им угро­жа­ют пыт­ки и отсут­ствие неза­ви­си­мо­го пра­во­су­дия в слу­чае выда­чи. И необ­хо­ди­мо дока­зы­вать, что все эти их утвер­жде­ния лож­ны, для того, что­бы экс­тра­ди­ци­он­ный запрос был удовлетворён.

Здесь ещё суще­ству­ет про­бле­ма, что необя­за­тель­но дан­ное лицо не совер­ши­ло ника­ко­го пре­ступ­ле­ния. Вполне воз­мож­но, что обви­не­ния в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ния под­креп­ле­ны дока­за­тель­ства­ми, но тогда всё рав­но, соглас­но Меж­ду­на­род­но­му пак­ту о граж­дан­ских и поли­ти­че­ских пра­вах, Кон­вен­ции ООН про­тив пыток, Кон­вен­ции о ста­ту­се бежен­цев,  кото­рые рати­фи­ци­ро­ва­ли боль­шин­ство госу­дарств нель­зя выда­вать чело­ве­ка в стра­ну, где при­ме­ня­ет­ся смерт­ная казнь, пыт­ки или его пре­сле­до­ва­ние поли­ти­че­ски мотивировано.

И вста­ёт вопрос: что делать даль­ше. Выда­вать нель­зя, но и не пре­сле­до­вать нель­зя, пото­му что это поощ­ря­ет без­на­ка­зан­ность. Одно из реше­ний — судить это­го чело­ве­ка в стране, где он нахо­дит­ся, где нет поли­ти­че­ской моти­ви­ро­ван­но­сти его пре­сле­до­ва­ния, исклю­че­но при­ме­не­ние пыток и обес­пе­чи­ва­ет­ся пра­во на спра­вед­ли­вый судеб­ный процесс.

Но это очень затруд­ни­тель­но и, кста­ти, очень доро­го про­во­дить такой про­цесс (стра­на, где пред­по­ло­жи­тель­но совер­ше­но пре­ступ­ле­ние, долж­на пред­ста­вить дока­за­тель­ства, сви­де­те­лей и т.д.).  Поэто­му такой прак­ти­ки пока почти нет, хотя, пола­гаю, что она неиз­беж­но долж­на появить­ся, пока в ряде стран при­ме­ня­ет­ся смерт­ная казнь, широ­ко рас­про­стра­не­ны пыт­ки, воз­мож­на поли­ти­че­ская моти­ви­ро­ван­ность пре­сле­до­ва­ния и нет неза­ви­си­мо­го суда.

Поэто­му про­бле­ма зло­упо­треб­ле­ний воз­мож­но­стя­ми Интер­по­ла со сто­ро­ны, глав­ным обра­зом, тота­ли­тар­ных и авто­ри­тар­ных госу­дарств зна­чи­тель­но шире, о чем и отме­ча­лось на этом круг­лом столе.

Про La belle France как тюрем­щи­цу Аблязова

К сожа­ле­нию, как я уже несколь­ко раз отме­чал в сво­их интер­вью и ста­тьях, Фран­цуз­ская рес­пуб­ли­ка, несмот­ря на слав­ную исто­рию борь­бы за сво­бо­ду, не отно­сит­ся к госу­дар­ствам, пуб­лич­но и актив­но про­дви­га­ю­щим цен­но­сти прав чело­ве­ка на меж­ду­на­род­ном уровне.

Конеч­но, в ООН, ОБСЕ, Евро­пей­ском Сою­зе Фран­ция нахо­дит­ся сре­ди госу­дарств, под­дер­жи­ва­ю­щих демо­кра­тию, вер­хо­вен­ство пра­ва, пра­ва чело­ве­ка, но само­сто­я­тель­но высту­пать с кри­ти­кой, тре­бо­ва­ни­я­ми и т.д. это госу­дар­ство не очень хочет.

Фран­ция — клас­си­че­ский при­мер госу­дар­ства, про­во­дя­ще­го «реал поли­тик», то есть  реа­ли­стич­ную и праг­ма­тич­ную поли­ти­ку. У Фран­ции есть серьёз­ные эко­но­ми­че­ские инте­ре­сы в Казах­стане (напри­мер, в отно­ше­нии ура­на), есть гео­по­ли­ти­че­ские инте­ре­сы, есть инте­ре­сы с точ­ки зре­ния без­опас­но­сти. И эти инте­ре­сы явно пре­ва­ли­ру­ют над цен­ност­ны­ми подходами.

В деле Мух­та­ра Абля­зо­ва точ­ка ещё не постав­ле­на: есть кас­са­ци­он­ный суд, есть Евро­пей­ский суд по пра­вам чело­ве­ка. Ещё нет реше­ния испол­ни­тель­ной вла­сти, кото­рая во Фран­ции по делам об экс­тра­ди­ции име­ет исклю­чи­тель­ную ком­пе­тен­цию. Поло­же­ние непро­стое, но пока, как мне пред­став­ля­ет­ся, не отча­ян­ное. Посмот­рим, какое-то вре­мя ещё есть.…

Про Фран­цию после 7 и 11 января

На этом круг­лом сто­ле этот вопрос не обсуж­дал­ся, но конеч­но, в раз­го­во­рах эта тема затра­ги­ва­лась. И чест­но ска­зать, аргу­мен­ты тех фран­цу­зов, с кото­ры­ми я раз­го­ва­ри­вал, прак­ти­че­ски пол­но­стью сов­па­да­ют с мои­ми аргументами.

Неко­то­рым из моих собе­сед­ни­ков нра­вят­ся кари­ка­ту­ры в «Шар­ли Эбдо», кото­рые, кста­ти, каса­ют­ся не толь­ко про­ро­ка Мухам­ме­да, но и свя­щен­ных сим­во­лов хри­сти­ан­ства, иуда­из­ма, буд­диз­ма и т.д., поли­ти­че­ских и обще­ствен­ных дея­те­лей, госу­дарств и наро­дов. Мно­гие из них затра­ги­ва­ют чув­стви­тель­ные для раз­ных наро­дов и веру­ю­щих моменты.

Неко­то­рым эти, хотя и не все, кари­ка­ту­ры не нра­вят­ся. Я отно­шусь к послед­ним. Я тоже счи­таю, что отдель­ные кари­ка­ту­ры вызы­ва­ют слож­ные чув­ства и могут рас­смат­ри­вать­ся как обид­ные. Мне кажет­ся это эти­че­ски непра­виль­ным. Одна­ко я счи­таю, что оби­да, эмо­ци­о­наль­но нега­тив­ная реак­ция на сло­во, фра­зу, речь, рису­нок с одной сто­ро­ны и убий­ство за это с дру­гой — две совер­шен­но несов­ме­сти­мые вещи.

Защи­та пра­ва на само­вы­ра­же­ние про­тив убий­ства за это самое выра­же­ние есть само­за­щи­та циви­ли­за­ции про­тив дико­сти и варварства.

Чело­ве­че­ство в сво­ей эво­лю­ции про­хо­ди­ло мно­гие эта­пы жесто­ко­сти и дико­сти. В древ­ние вре­ме­на в неко­то­рых пле­ме­нах при­но­си­ли в жерт­ву сопле­мен­ни­ков или плен­ни­ков, что­бы вызвать дождь или обес­пе­чить хоро­ший уро­жай. По мере раз­ви­тия от при­не­се­ния чело­ве­че­ских жертв отка­за­лись и ста­ли повы­шать про­из­во­ди­тель­ность сель­ско­го хозяй­ства более гуман­ны­ми методами.

В сред­ние века уби­ва­ли тыся­ча­ми «ведьм», сожгли на кост­ре Джор­да­но Бру­но и мно­гих дру­гих «бого­хуль­ни­ков», устра­и­ва­ли «кре­сто­вые похо­ды» и «Вар­фо­ло­ме­ев­ские ночи» — послед­нее как раз во Фран­ции. Но в новое вре­мя от это­го отка­за­лись. Евро­пей­ское чело­ве­че­ство отка­за­лось от прин­ци­па Тали­о­на «око за око, зуб за зуб», пере­дав реше­ние серьёз­ных про­блем госу­дар­ству, кото­рое и долж­но опре­де­лять пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние в ходе про­во­ди­мо­го госу­дар­ством уго­лов­но­го процесса.

Акт тер­ро­риз­ма, подоб­ный тому, кото­рый имел место в Пари­же 7 янва­ря, есть воз­вра­ще­ние во вре­ме­на дико­сти и вар­вар­ства. И ника­ких объ­яс­не­ний типа «жур­на­ли­сты сами вино­ва­ты» быть не может. Уби­вать за рису­нок нель­зя — и точка!

Во Фран­ции тоже есть общая для всех граж­дан рели­гия, но она назы­ва­ет­ся «сво­бо­да». Вот за неё люди и вышли на мар­ши про­те­ста. Это были мар­ши не в под­держ­ку кари­ка­тур — сре­ди участ­ни­ков мар­ша никто не нёс эти кари­ка­ту­ры на транс­па­ран­тах. Это были мар­ши про­тив дико­сти, про­тив запу­ги­ва­ния, про­тив убий­ства за рису­нок. Тем более, что во Фран­ции искус­ство кари­ка­ту­ры и сати­ры име­ет мно­го­сот­лет­нюю историю.

Пока в мире суще­ству­ют стра­ны или люди, пола­га­ю­щие, что за сло­во или рису­нок мож­но убить, борь­ба циви­ли­за­ции с дико­стью будет продолжаться”.

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций