Парадоксы и обаяние казахской автократии. Часть III

Пред­ла­га­ем чита­те­лям тре­тью ста­тью цик­ла извест­но­го казах­стан­ско­го поли­то­ло­га Даста­на Кады­р­жа­но­ва, посвя­щен­но­го каза­хам и Казах­ста­ну. В ней речь идет о сути поли­ти­че­ско­го строя в Казах­стане и выбо­ре меж­ду без­опас­но­стью и сво­бо­дой, кото­рый при­хо­дит­ся делать каж­до­му человеку. 

Пат­ри­о­тизм не дол­жен ослеп­лять нас; любовь к Оте­че­ству
есть дей­ствие ясно­го рас­суд­ка, а не сле­пая страсть.

Нико­лай Карамзин

Когда мы при­сту­пи­ли к попыт­ке клас­си­фи­ка­ции наше­го поли­ти­че­ско­го строя, вряд ли кто-то мог даже пред­по­ло­жить, что в кон­це кон­цов мы сде­ла­ем сле­ду­ю­щий вывод: наш поли­ти­че­ский строй в целом демо­кра­ти­че­ский, пусть даже с неболь­шим коли­че­ством незна­чи­тель­ных «но». Без­услов­но, мы в Казах­стане живем в авто­ри­тар­ном режи­ме, и это, в прин­ци­пе, ни для кого не явля­ет­ся тай­ной за семью зам­ка­ми или неким непо­сти­жи­мым зна­ни­ем. Отри­ца­ние это­го — сего­дня, как пра­ви­ло, свя­за­но либо с без­за­стен­чи­вым лице­ме­ри­ем, либо с отсут­стви­ем у чело­ве­ка тако­го важ­но­го орга­на, как мозг, либо тако­го сим­во­ла свя­зи с Все­выш­ним, как чистая душа.

Сей­час прак­ти­че­ски все казах­стан­цы при­шли к осо­зна­нию сути вещей, про­ис­хо­дя­щих в стране. При­чем в этом не самую боль­шую, хотя и, без­услов­но, очень важ­ную роль сыг­ра­ла после­до­ва­тель­ная и мно­го­лет­няя про­па­ган­дист­ская дея­тель­ность оппо­зи­ции. В сущ­но­сти, в основ­ном люди дошли до это­го эмпи­ри­че­ским путем сами, сопо­став­ляя реаль­ную кар­ти­ну жиз­ни с тем вир­ту­аль­ным комик­сом, кото­рый нам «скре­а­ти­ви­ли» офи­ци­аль­ные СМИ.

Связь явле­ний и логи­ка про­ис­хо­дя­ще­го под­ска­за­ли прак­ти­че­ски каж­до­му граж­да­ни­ну: в госу­дар­ствен­ном стро­и­тель­стве про­изо­шел чудо­вищ­ный обман, при­вед­ший к тор­же­ству сомни­тель­ных, а точ­нее будет ска­зать, пре­ступ­ных цен­но­стей и нра­вов. Нра­вов, кото­рые мед­лен­но въелись в поры наше­го обще­ства так, что теперь кажет­ся — они креп­ко-накреп­ко сли­лись с нашей душой, с нашей сущ­но­стью и отрав­ля­ют наш орга­низм мед­лен­но и настой­чи­во, гораз­до силь­нее и раз­ру­ши­тель­нее, неже­ли про­ни­ка­ю­щая ради­а­ция или яд гептила.

Выбор меж­ду без­опас­но­стью и сво­бо­дой дела­ют не толь­ко целые наро­ды — каж­дый чело­век ока­зы­ва­ет­ся перед необ­хо­ди­мо­стью его совер­шать если не каж­дый день, то уж совер­шен­но точ­но при любом столк­но­ве­нии с «чуде­са­ми» наше­го госу­дар­ства. И этот выбор чаще все­го осу­ществ­ля­ет­ся в сто­ро­ну неумо­ли­мо­го и вер­но­го само­уни­что­же­ния соб­ствен­ной сути, сво­е­го граж­дан­ско­го досто­ин­ства, сво­е­го соци­аль­но­го «я».

Мно­гих судь­ба, разум и ответ­ствен­ность при­во­дят к осо­зна­нию того, что сего­дня без­дей­ствие подоб­но смер­ти. Что-то надо делать, что-то пред­при­ни­мать, попы­тать­ся повли­ять на раз­ви­тие собы­тий в Оте­че­стве. «Что же мне сде­лать с этой стра­ной?» — все чаще зада­ют себе этот вопрос такие люди. При­чем те, что нахо­дят­ся в про­цес­се поис­ка отве­та, пони­ма­ют — они при­над­ле­жат как раз к той груп­пе граж­дан, кото­рую мень­ше все­го спра­ши­ва­ют, когда со стра­ной что-нибудь дела­ют. И таких граж­дан подав­ля­ю­щее большинство.

Ситу­а­ция быва­ет еще хуже, если ты обвит обя­за­тель­ства­ми госу­дар­ствен­ной служ­бы и не можешь вырвать­ся из ее жест­ких объ­я­тий, кажу­щих­ся жесто­ки­ми лишь пото­му, что пони­ма­ешь — цели дея­тель­но­сти в ней уже дав­но под­ме­не­ны с наци­о­наль­ных инте­ре­сов на инте­ре­сы наг­лых и бла­го­по­луч­ных поклон­ни­ков нена­сыт­но­го золо­то­го тель­ца. А слу­же­ние госу­дар­ству на деле ока­зы­ва­ет­ся слу­же­ни­ем его же раз­граб­ле­нию. Но при этом тебе абсо­лют­но ясно дают понять — мы дав­но уже под­ме­ни­ли госу­дар­ство собой, поэто­му изме­ну нам мы лег­ко трак­ту­ем как изме­ну Родине.

Само­дер­жа­вие буржуазии

... Если они дожи­вут до испол­не­ния всех этих жела­ний,
то в резуль­та­те пра­ва царя ока­жут­ся в руках бур­жу­а­зии
и цар­ское само­дер­жа­вие посте­пен­но
пре­вра­тит­ся в само­дер­жа­вие бур­жу­а­зии.

И. В. Сталин

Если хоро­шень­ко вспом­нить все содер­жа­ние нашей власт­ной про­па­ган­ды, то мож­но лег­ко уви­деть, что, соб­ствен­но, от нас никто нико­гда и не скры­вал, что в стране соби­ра­ют­ся стро­ить и вся­че­ски укреп­лять имен­но авто­ри­тар­ный поли­ти­че­ский строй.

Ерму­ха­мет Ерты­с­ба­ев в сво­их выступ­ле­ни­ях пря­мо гово­рит о том, что с 1995 года у нас созда­на так назы­ва­е­мая «супер­пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка». (Инсти­тут пре­зи­дент­ства как инстру­мент модер­ни­за­ции пост­то­та­ли­тар­ных тран­зит­ных обществ (на при­ме­ре Рес­пуб­ли­ки Казах­стан): Мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции. — Алма­ты, 6 апре­ля 2001 г.)

Что зна­чит «супер» — то ли пре­зи­дент у нас супер и это не обсуж­да­ет­ся, то ли он наде­лен супер­пол­но­мо­чи­я­ми и это тоже не обсуж­да­ет­ся? Суще­ству­ют тео­ре­ти­ки, кото­рые пыта­ют­ся опе­ри­ро­вать этим тер­ми­ном как уже науч­но усто­яв­шим­ся. Тем не менее тер­мин есть, но он на самом деле мало что объ­яс­ня­ет. Для обо­зна­че­ния сверх­кон­цен­тра­ции вла­сти в одних руках суще­ству­ют уже дав­но дей­ству­ю­щие поня­тия. Их и так доста­точ­но мно­го, что­бы под­чер­ки­вать все нюан­сы и различия.

Неко­то­рые источ­ни­ки утвер­жда­ют, что впер­вые идею «супер­пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки» озву­чил Алтын­бек Сар­сен­ба­ев. Но посколь­ку он (соглас­но тем же источ­ни­кам) сде­лал это, будучи уже в рядах оппо­зи­ции, то вряд ли это поня­тие в его устах озна­ча­ло нечто пози­тив­ное. Ско­рее, горь­кий граж­дан­ский сарказм.

Сам Нур­сул­тан Аби­ше­вич в сво­их выступ­ле­ни­ях более скро­мен, он утвер­жда­ет лишь, что в стране постро­е­на «силь­ная пре­зи­дент­ская власть», сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся «при абсо­лют­ной (!) под­держ­ке наро­да». Вот такой вполне себе абсо­лю­тизм казах­стан­ско­го образ­ца — L’etat c’est moi. Есть, кста­ти, более раз­вер­ну­тый и кра­соч­ный вари­ант этой фра­зы, при­пи­сы­ва­е­мый Людо­ви­ку XIV. Она была обра­ще­на к депу­та­там фран­цуз­ско­го пар­ла­мен­та: «Вы дума­е­те, гос­по­да, что госу­дар­ство — это вы? Оши­ба­е­тесь! Госу­дар­ство — это я!» 

Такой же мес­седж посто­ян­но транс­ли­ро­вал­ся и нам, про­стым нало­го­пла­тель­щи­кам — дума­е­те, это вы? Не обо­льщай­тесь. Вна­ча­ле скром­но и аргу­мен­ти­ро­ван­но, затем настой­чи­во, утвер­ждая, что ино­го пути не мог­ло быть. А теперь и вовсе пря­мо­ли­ней­но и, самое глав­ное, кон­сти­ту­ци­он­но — лидер, мол, обла­да­ет весь­ма экс­клю­зив­ны­ми пра­ва­ми на то, что мы назы­ва­ем госу­дар­ством Казах­стан. Вопрос: «А по какой при­чине?» Ответ: «А попро­буй возрази!»

Любой офи­ци­аль­ный источ­ник вам под­твер­дит — начав­шись с пар­ла­мент­ской фор­мы прав­ле­ния, власть в нашей стране посте­пен­но кон­цен­три­ро­ва­лась в одних руках. В опре­де­лен­ный момент пре­зи­дент про­сто напря­мую исполь­зо­вал пери­о­ды, когда пар­ла­мен­ты рас­пус­ка­лись или само­рас­пус­ка­лись, что­бы еди­но­лич­но при­ни­мать ука­зы, име­ю­щие силу зако­на. В 1995 году после вто­ро­го роспус­ка пар­ла­мен­та Н. Назар­ба­ев под­пи­сал 511 ука­зов, из кото­рых 132 (!) име­ли силу зако­на (Н. Тру­бец­кой, «Поли­ти­че­ский лидер Казахстана»). 

Соб­ствен­но, имен­но с это­го пери­о­да экс­пер­ты и начи­на­ют отсчет уста­нов­ле­ния в стране супер­пре­зи­дент­ско­го режи­ма. Обра­ти­те вни­ма­ние — все это дела­лось в усло­ви­ях или под пред­ло­гом раз­ду­той чрезвычайщины.Венцом «эво­лю­ции» супер­пре­зи­дент­ства ста­ло, как извест­но, при­ня­тие и вклю­че­ние в Кон­сти­ту­цию в 2010 году зако­на о лиде­ре нации.

Так вот, самое заме­ча­тель­ное во всей этой саге с посте­пен­ной цен­тра­ли­за­ци­ей вла­сти не сам про­цесс — исто­рия виде­ла нема­ло окта­виа­нов да бона­пар­тов. Самое инте­рес­ное, какой заме­ча­тель­ной казу­и­сти­кой — часто по-восточ­но­му тон­кой, а когда и нахра­пи­стой, при­кры­ва­лись все истин­ные цели свер­ша­ю­щих­ся собы­тий. Вот здесь бра­во офи­ци­аль­ным про­па­ган­ди­стам — они про­яв­ля­ли такие вир­ту­оз­ные чуде­са изво­рот­ли­во­сти, что диву даешься.

Но если посмот­реть вни­ма­тель­но, из чего состо­ит «оба­я­ние» того обра­за, кото­рое поро­ди­ло скон­стру­и­ро­ван­ное агит­про­пом явле­ние «казах­стан­ско­го чуда», то выяс­нят­ся совсем про­стые вещи. Во мно­гом они зиждут­ся на ими­дже высо­ко­го уров­ня потреб­ле­ния казах­стан­цев, неже­ли на высо­ком уровне циви­ли­зо­ван­но­сти, кото­рый мож­но ретранс­ли­ро­вать во внеш­ний мир. Не подо­зре­вая о том, что имен­но заим­ство­ва­ние раз­нуз­дан­но высо­ко­го стан­дар­та потреб­ле­ния, кото­рое уче­ные назы­ва­ют «демон­стра­ци­он­ным эффек­том», явля­ет­ся чуть ли не самым глав­ным фак­то­ром, спо­соб­ным нане­сти раз­ви­ва­ю­щей­ся эко­но­ми­ке такой страш­ный удар, от кото­ро­го она не смо­жет опом­нить­ся уже нико­гда. Более того, этот отри­ца­тель­ный эффект обла­да­ет каче­ством вос­про­из­во­дить сам себя и зара­жать все новые и новые поко­ле­ния. И преж­де все­го пото­му, что это раз­нуз­дан­ное потреб­ле­ние наме­рен­но выво­дит­ся из раз­ря­да явле­ний, за кото­рые долж­но быть стыд­но, в раз­ряд эти­че­ской нормы.

Одним сло­вом, «встре­ча­ют по одеж­ке и про­во­жа­ют по одеж­ке». Или еще гру­бее: «про­дай биб­лио­те­ку — купи джип». Рас­суж­да­ю­щий таким обра­зом под­дан­ный есте­ствен­ным обра­зом одоб­рит все, что осу­ществ­ля­ет в плане накоп­ле­ния выс­шая эли­та — нрав­ствен­ный уро­вень целей совер­шен­но оди­на­ков. Казах­стан­ские бур­жу­и­ны и бур­жуй­чи­ки ста­ли вос­про­из­во­дить потре­би­тель­ские ком­плек­сы непол­но­цен­но­сти новой эли­ты. А тип потреб­ле­ния из дви­га­те­ля рын­ка пре­вра­тил­ся в ковар­ную ловушку.

Конеч­но, с соб­ствен­ны­ми граж­да­на­ми про­па­ган­ди­сты осо­бо не цере­мо­ни­лись, пото­му что мно­гих из них смог­ли-таки вовлечь в союз­ни­ки через безум­ную гон­ку потреб­ле­ния. А вот что каса­ет­ся меж­ду­на­род­ной сфе­ры, то тут шут­ки мог­ли обер­нуть­ся серьез­ны­ми непри­ят­но­стя­ми. Вооб­ще-то, они и обер­ну­лись — ведь на каж­дую хит­рую… ну, и так далее. Одна­ко об этом немно­го позднее.

Меж­ду­на­род­ное обще­ствен­ное мне­ние, меж­ду­на­род­ная репу­та­ция стра­ны и ее руко­вод­ства — это то, что никто — ника­кой даже супер­лю­би­мый супер­ли­дер, не может игно­ри­ро­вать. Это весь­ма убе­ди­тель­но про­де­мон­стри­ро­ва­ли судь­бы Муам­ма­ра Кад­да­фи, Хос­ни Муба­ра­ка и про­чих пред­ста­ви­те­лей совре­мен­но­го антипантеона.

Даже когда Напо­ле­он, поко­ри­тель Евро­пы, без­услов­ный лидер рево­лю­ци­он­ной фран­цуз­ской нации, наде­лил себя в ран­ге дик­та­то­ра почти неогра­ни­чен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, то он полу­чил весь­ма рез­кую реак­цию со сто­ро­ны коро­лев­ских домов кон­ти­нен­та. Они писа­ли ему, что подоб­ная узур­па­ция вла­сти выхо­дит за рам­ки любой госу­дар­ствен­ной тра­ди­ции, и поста­ви­ли Бона­пар­та перед выбо­ром — либо отка­зать­ся от цело­го ряда пол­но­мо­чий, либо тогда уж совер­шен­но чест­но и откры­то коро­но­вать­ся. Зная, что, даже имея в сво­ем рас­по­ря­же­нии огром­ную мощь фран­цуз­ской армии, с поня­ти­ем «внеш­не­по­ли­ти­че­ская леги­тим­ность» шутить нель­зя, Напо­ле­он пред­по­чел коро­но­вать­ся. Но при этом не посмел при­сва­и­вать себе титул фран­цуз­ских коро­лей, а про­воз­гла­сил себя Импе­ра­то­ром. И при этом еще и про­шел уни­зи­тель­ную для себя для того вре­ме­ни про­це­ду­ру пома­за­ния на пре­стол Папой Римским.

Огром­ный исто­ри­че­ский опыт сфор­ми­ро­вал в мире доволь­но чет­кое пред­став­ле­ние о том, где про­хо­дит гра­ни­ца уров­ней леги­тим­но­сти меж­ду «наро­до­из­бран­ны­ми» и «бого­из­бран­ны­ми», то бишь монархами. 

Тут ника­кие экзер­си­сы с супер- или гипер­пре­зи­дент­ством нико­го в заблуж­де­ние вве­сти не могут.
И самое глав­ное — не вво­дить бы в заблуж­де­ние само­го себя. 

Кто твои пас­ты­ри, народ?

…для того, что­бы пре­тен­до­вать на титул Отца нации,
надо по-оте­че­ски забо­тить­ся о ней.

С. Кут­ты­ка­дам об Ата­тюр­ке. «Слу­же­ние нации»

Нам с вами, доро­гие чита­те­ли, уже понят­но, что такая сверх­кон­цен­тра­ция власт­ных пол­но­мо­чий в одних руках име­ла под собой вполне внят­ное эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ние — она поз­во­ля­ла вла­стям пре­дер­жа­щим про­ве­сти пер­во­на­чаль­ное накоп­ле­ние капи­та­ла мак­си­маль­но эффек­тив­но для себя. Но ведь в поня­тии «лидер­ства нации» есть и дру­гая ипо­стась — полез­ность для наро­да, кото­рый не про­сто общая мас­са, а огром­ное коли­че­ство инди­ви­ду­у­мов, семей, взгля­дов и воз­зре­ний, а глав­ное — жиз­нен­ных задач и, конеч­но же, проблем.

Есте­ствен­но, суще­ству­ет мно­го обос­но­ва­ний про­па­ган­дист­ско­го пла­на о том, что авто­ри­та­ризм ино­гда необ­хо­дим или неиз­бе­жен. Мы не будем на них осо­бен­но отвле­кать­ся, а попро­бу­ем най­ти ответ на самый сущ­ност­ный вопрос о роли вла­сти и лиде­ра для нации. А так­же о том, насколь­ко оправ­дан авто­ри­та­ризм как фор­ма прав­ле­ния в Казах­стане. На мой взгляд, ответ лежит на поверхности.

«Я добил­ся успе­ха пото­му, что уст­но и пись­мен­но обра­щал­ся к каж­до­му нем­цу, убеж­дая его в пра­виль­но­сти сво­их дей­ствий», — так опре­де­лил свою глав­ную мис­сию Людвиг Эрхард, один из отцов-осно­ва­те­лей после­во­ен­ной Гер­ма­нии. Эти прин­ци­пы гово­рят о той высо­кой ответ­ствен­но­сти, кото­рую несет поли­ти­че­ская эли­та перед людь­ми не про­сто в общем и абстракт­ном пони­ма­нии. Они гово­рят о стрем­ле­нии искрен­не­го уча­стия вла­сти в реаль­ных про­бле­мах каж­до­го из сво­их граж­дан, без их уни­зи­тель­но­го обоб­ще­ния в клас­сы-мас­сы-стра­ты-соци­аль­ные группы.

По-мое­му, имен­но этим отли­ча­ет­ся Началь­ник Нации от Отца Нации.

Так сло­жи­лась исто­рия, что наш народ вынуж­ден был пере­ша­ги­вать из одно­го обще­ствен­но-эко­но­ми­че­ско­го укла­да в дру­гой, из соци­а­лиз­ма в капи­та­лизм, при­чем через самую дикую его ста­дию. Полу­чил ли он насто­я­щую оте­че­скую забо­ту при этом от новой-ста­рой поли­ти­че­ской эли­ты? Ведь здесь речь идет вовсе не о пара­зи­тиз­ме или излиш­нем патер­на­лиз­ме. Люди про­сто не уме­ли жить в жесто­ких капи­та­ли­сти­че­ских реа­ли­ях, да что там гово­рить, судя по все­му, до сих пор не умеют.

Судя по тому, что ста­ло с мест­ным само­управ­ле­ни­ем, с рефор­мой ЖКХ и созда­ни­ем «само­управ­ля­е­мых» КСК, с малым и сред­ним биз­не­сом в горо­дах и на селе, эли­та как-то очень ори­ги­наль­но сфор­му­ли­ро­ва­ла основ­ной прин­цип либе­ра­лиз­ма Laissez-faire (прин­цип невме­ша­тель­ства). В Казах­стане он при­об­рел совсем иное зву­ча­ние — «все сво­бод­ны жить по сво­им воз­мож­но­стям, а мы — по своим».

Самой ката­стро­фич­ной иллю­стра­ци­ей это­му слу­жит при­мер вза­и­мо­от­но­ше­ний людей и бан­ков. Года­ми, дня­ми и ноча­ми экс­пер­ты, вла­сти и сам пре­зи­дент гово­ри­ли — наша бан­ков­ская систе­ма «самая-самая». Года­ми изощ­рен­ные бан­ков­ские мар­ке­то­ло­ги рас­ши­ря­ли охват граж­дан, посте­пен­но шаг за шагом вовле­кая в зави­си­мость умных и глу­пых, рас­чет­ли­вых и наив­ных, праг­ма­ти­ков и роман­ти­ков. Люди пове­ри­ли, при­чем боль­шин­ство сде­ла­ло это на уровне убеждений. 

Зна­ни­ям-то осо­бен­но неот­ку­да было взять­ся. Но никто по-оте­че­ски не удо­су­жил­ся раз­го­ва­ри­вать с «каж­дым нем­цем» о нем, а не о себе. Ни один над­зор­ный орган, ни одна лиди­ру­ю­щая пар­тия не удо­су­жи­лись ска­зать: ребя­та, с этим надо осто­рож­но, не закла­ды­вай­те послед­нее, день­ги бан­ка — это не пода­рок, это долг, это каба­ла. Это капи­та­лизм, дру­зья, а не раз­да­ча хле­ба в Коли­зее. А в капи­та­лиз­ме быва­ют кризисы. 

Может быть, не так обид­но, когда на риск зай­ма идет пред­при­ни­ма­тель — он вро­де как дол­жен сам оце­ни­вать свои рис­ки. Но когда дедуш­ки и бабуш­ки, юно­ши и девуш­ки тол­па­ми несут в бан­ки свои зало­го­вые обя­за­тель­ства под откро­вен­но мошен­ни­че­ские про­цен­ты — неуже­ли при этом ничто не шевель­ну­лось в душе у наших көш­бас­шы? Види­мо, труд­но быть доб­рым и истин­но чело­веч­ным, когда и власть, и бан­ки при­над­ле­жат одним и тем же людям.

У нас все­гда, когда власть и пре­зи­дент гово­рят — они гово­рят о себе. Каж­дый же чело­век для них — это абстракт­ная душа насе­ле­ния с абстракт­ной же циф­рой дохо­дов ВВП на нее, полу­ча­ю­щая регу­ляр­но 10- или 20-про­цент­ную над­бав­ку к абстракт­ной же сред­ней зар­пла­те. У нас все сред­нее, кро­ме того клас­са, кото­ро­му поло­же­но быть средним.

Немно­гие из наших руко­во­ди­те­лей сего­дня смо­гут повто­рить сло­ва вели­ко­го Шар­ля де Гол­ля: «Я слиш­ком беден, что­бы поз­во­лить себе сги­бать­ся!» Как мно­го сим­во­лич­но­сти содер­жит в себе эта фра­за.  Слож­но быть нрав­ствен­ным, когда столь­ко соблаз­нов и столь­ко воз­мож­но­стей откры­ва­ет власть. Слож­но быть пас­ты­рем для наро­да сво­е­го. А для неко­то­рых — это невозможно.

… Читай­те Часть I и Часть II это­го цик­ла статей.

Источ­ник: Стра­ни­ца Даста­на Кады­р­жа­но­ва в “Фейс­бу­ке”

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма