Правда, на определенном этапе были и такие, кто не соглашался с изложенным в статье. «Сергей, где Вы нашли таких мусульман, которые все это оправдывают? Но среди моих знакомых ни одного такого нет», — вопрошал один из них.
Его вопрос снимался уже через один комментарий, где можно было прочитать: «Сергей … я мусульманин, правда водку пью и сало ем. Мне лично по фиг! Я ни когда не жалел идиотов. А эти карикатуристы настоящие идиоты. Подохли? Ну и хрен с ними… А я как водку пил, салом закусывал так и буду…»
Но таких откровенных высказываний было немного. Большинство предпочитало фарисействовать и, начиная с дежурного осуждения расстрела журналистов, тут же переходили к оправданию тех, кто это сделал.
На, казалось бы, резонный вопрос о журнале с карикатурами: «Если не нравится, то не покупайте и не смотрите. Убивать зачем?» в ответ звучало откровенное: «Чтобы другим неповадно было»! То есть люди, исповедующие ислам, конкретно и недвусмысленно оправдывали убийство карикатуристов террористами.
К слову, знаете, какая карикатура больше всего вызывает негодование у исламистов? Там, где пророк сокрушается: «Как плохо, когда среди твоих верующих — такие придурки». Вдумайтесь, о чем в ней речь! Не о пророке, к которому здесь нет претензий и тем более нет оскорблений. Карикатура о его последователях, которые мало того что извратили его учение, так еще и его самого вымазали в крови невинных жертв терактов.
В пылу развернувшейся полемики спорящие не заметили главного — что важен не столько факт этого теракта и кто его совершил, сколько то, как оценили его простые мусульмане. Ведь, если вдуматься, то абсолютно не важно, кем окажутся на самом деле террористы: идейными радикальными исламистами, наемниками-провокаторами или агентами иностранных государств. Важнее, как отнесутся к этому сами мусульмане, которые считают себя последователями мирной и не агрессивной религии.
У тех, кто защищал миролюбивость ислама, на самом деле был шанс доказать всем, что так оно и есть. Для этого нужно было осудить террористов и отмежеваться от бандитов, устроивших кровопролитие. Однако спрятать агрессивность и враждебность всему, что, на их взгляд, противостоит их религии, не получилось. Слаб человек — внутренние идеологические установки вырвались наружу и показали, что не только радикальные исламисты склонны к насилию. Оказалось, что и те, кто позиционируют себя вполне мирными и толерантными правоверными, очень точно так же поддерживают насилие, в вопросах, касающихся их веры.
То есть для тех мусульман, которые участвовали в полемике, там, где начиналась сфера интересов их веры, переставали действовать моральные и нравственные ограничения и общечеловеческие ценности. Они безоговорочно становились на позиции оправдания террора, который автоматически воспринимался ими как справедливое возмездие за поругание чести пророка.
Было интересно, как именно поведут себя мусульмане. Безоговорочно осудят и отмежуются — это одно. Станут оправдываться — мол, журналисты сами виноваты, потому что спровоцировали мстителей-мусульман — это другое. Будут ли открыто радоваться торжеству справедливости в виде этих 12 трупов — это совершенно другое.
Понятно, что радуются радикалы из исламистских организаций типа ИГИЛ и «Аль-Каида» — эти в состоянии открытой войны. Лишь немногие осуждают безоговорочно, и то, как мне кажется, что это в основном мусульмане, живущие в Европе. Остальные сторонники ислама заняли позицию оправдания. Порой скрытого, закамуфлированного, но все же оправдания. По крайней мере, в ФБ основная масса это делает очень активно.
Начинается это, как правило, с дежурной фразы об осуждении любого убийства. Однако вся последующая риторика, как правило, перечеркивает это осуждение и свидетельствует об оправдании террористов и осуждении французских художников. То есть по итогам состоявшейся в интернете публичной дискуссии, как под моей статьей, так и в целом на ФБ ( я специально отслеживал), можно сделать неутешительный вывод — мусульмане ФБ в большей степени на стороне тех, кто расстрелял карикатуристов.
Общий лейтмотив мнений звучит примерно так: «Чисто по-человечески их, конечно, жалко, но в принципе они этого заслужили». Не ясно, какой процент так думающих у нас в Казахстане и сколько их в остальном мире, но очевидно, что они есть и их не мало. И это достаточно тревожно. Потому что если есть люди, считающие, что можно убивать за оскорбление пророка, то завтра они могут это начать делать.
И, кстати, не только за пророка. Как известно, большой пропасти между тем, что есть в голове, и тем, что делают руки — нет. Убеждения и установки быстро реализуются в практические действия, как только для этого создаются определенные условия. Мне кажется, многие сегодня не понимают всей глубины опасности этого оправдания, имеющего корни в откровенно мракобесной религиозности и в пренебрежении общечеловеческими ценностями и неуважении демократических стандартов.