О неумной власти, политической оппозиции и угрозе целостности страны
После того, как я предложил Нурсултану Назарбаеву отдать власть в обмен на гарантии личной неприкосновенности и сохранения состояния, чаще всего меня спрашивали, почему это политическое заявление было сделано именно сейчас — не раньше и не позже? Дело в том, что внутриполитическая ситуация в нашей стране кардинально меняется в худшую сторону, и на политическую арену начинают выходить новые силы.
Нас обвиняют в том, что мы являемся радикальной оппозицией, которая не признает правил игры, не встраивается в систему, и поэтому опасна не только для Назарбаева и его окружения, но и для страны. Между тем, являясь давними принципиальными и идейными противниками президента и его авторитарной политической системы, мы, тем не менее, оппозиция политическая и боремся за власть политическими методами.
Нас делает внесистемными сам Назарбаев, выталкивая за пределы политического пространства отказами в государственной регистрации партий, постоянными административными и уголовными преследованиями активистов, клеветой, ограничением гражданских прав и свобод, подтасовкой выборов, профанацией выборных органов власти, подавлением любых форм гражданской активности.
Именно то, что мы оппозиция политическая и боремся за власть политическими, то есть легальными методами, ослабляет нашу позицию по сравнению с Назарбаевым, который приватизировал государственный аппарат с его функцией подавления, а теперь использует его как дубинку. В результате мы вынуждены противостоять не политику Назарбаеву и не партии «Нур Отан», а государству.
Именно для того чтобы избежать разрушения или критического ослабления государства в результате противостояния госаппарата и народа я предложил Назарбаеву компромисс: он уходит в обмен на гарантии личной неприкосновенности, и сохранение его состояния. Но если он откажется, то оторвать его от власти можно будет только кардинальным, то есть революционным путем.
При этом я убежден: если революция, мирная или иная, отстранив Назарбаева от власти, не изменит коренным образом политическое устройство, не разбудит и не просветит казахстанцев, то в Казахстане неизбежно появится очередной «лидер нации», который продолжит обворовывать граждан и превращать их в рабов. Потому что авторитарная политическая система, обеспечивающая, защищающая и реализующая интересы верхушки политической элиты и самых богатых людей страны (а это практически одни и те же люди), будет самовоспроизводиться и воспроизводить новых Назарбаевых, точно так же, как это происходит в Туркменистане.
Нам нужно менять политическую систему страны целиком. Но, к сожалению, все наши попытки сделать это политическими методами оказались неудачными. И теперь мы подошли к этапу, когда надо выбирать: что делать дальше?
Критическим в этих условиях является то, что за нашей спиной за годы независимости выросла новая оппозиция авторитарному режиму и Назарбаеву. И это оппозиция совершенно иная. Я имею в виду радикальные исламские организации, которых сегодня становится все больше в Казахстане.
Почитайте материалы судебных процессов, которые имеются в открытом доступе, и вы поймете, что радикализация подобных групп и увеличение их числа неизбежны, закономерны и будут нарастать с каждым днем.
В первую очередь, потому что сегодня в Казахстане миллионы людей, преимущественно казахскоязычных, в собственной стране фактически загнаны в своеобразное гетто. Они изолированы от мира и рынка плохим образованием, незнанием других языков, отсутствием профессии или квалификации, а, следовательно, и работы. Они обречены прозябать без каких либо шансов подняться вверх по социальной лестнице. У них нет полноценного доступа к системам образования, здравоохранения, социальной защиты. Государство на них наплевало. Что им остается делать, как не искать убежища в религии?
Но что самое главное — в этой среде появилось множество лидеров. Более того, каждая радикальная группа рождается и развивается вокруг лидера. Теперь этот процесс не остановить, потому что многомиллионная масса, в силу закона чисел, просто обязана генерировать десятки тысяч активистов и тысячи лидеров. И они после многих попыток найти выход из безвыходной ситуации начинают сопротивляться и организовывать вокруг себя сторонников.
Последние несколько лет власть ужесточила репрессии по отношению к «не основным» религиозным течениям, преследуя их членов так же активно, как и политическую оппозицию. Более того, мы неоднократно предупреждали, что КНБ Казахстана превратился в сверхкоррумпированную структуру, потерял остатки квалификации и занимается не комплексным обеспечением государственной безопасности, а противоправной «охотой» на всех инакомыслящих.
Бездумное, грубое, неквалифицированное и жестокое преследование верующих превращает наиболее стойких из них в радикалов и фанатиков, способных на жестокие способы протеста, самоподрывы и самосожжение. Результатом провоцирующего давления спецслужб становится то, что радикальные исламские группы уже переходят к вооруженному противостоянию с Назарбаевым и его авторитарным режимом.
До массовой реализации идеи «поменять этот мир силой оружия» осталось всего несколько шагов. Недавние события на западе страны, закончившиеся смертью десяти членов группы исламистов и четырех сотрудников правоохранительных структур, тому худшее доказательство.
Но если революция в нашей стране произойдет силами радикальных исламских группировок, то это отбросит Казахстан в прошлое еще сильнее, чем продолжение правления Назарбаева и сохранение его авторитарного режима. Мы фактически вернемся в средневековье.
Однако и это не самый катастрофический вариант. Учитывая, что в Казахстане малочисленное население затерялось на большой территории, а общенациональной идеи и согласия нет, приход к власти радикальных исламистов спровоцирует распад на мелкие эмираты и княжества под патронажем соседних государств.
Сегодня Назарбаев ничего не может противопоставить исламизации населения и радикализации исламских групп, кроме государственного насилия. Он не может остановить эти процессы, так как последние являются формой социального протеста той части казахстанского общества, которая оказалась неконкурентоспособной в условиях рынка и глобализации.
Более того, учитывая объективные процессы в экономике и социальной сфере Казахстана, о которых я буду подробно говорить в дальнейшем, число людей, вытесняемых на обочину и маргинализирующихся, будет увеличиваться по мере того, как рыночные отношения будут проникать на село. Всем им — в подавляющем своем большинстве казахскоязычным казахам — некуда податься, негде искать убежища и спасения. И только религия дает им надежду. И им нечего уже терять, кроме своих цепей.
Одно дело, когда на мирные митинги и другие акции протеста выходят тысячи — с ними могут справиться десятки полицейских. И другое дело, когда эти тысячи протестантов разбиты на сотню групп, вооруженных идеей, ненавистью к власти и огнестрельным оружием.
Попытка подавить или уничтожить эту оппозицию силой, приведет только к эскалации насилия. Пытаясь достать боевиков, казахстанские спецслужбы избивают и преследуют родственников и близких боевиков, тем самым увеличивая количество тех, кто становится готов с ружьем или взрывным устройством начать защищать себя.
Если не остановить этот процесс эскалации ненависти и насилия, страну ждет гражданская война между Назарбаевым и радикальными мусульманскими группировками. Война, в которой Назарбаев неизбежно проиграет.
В свое время с той же коммунистической идеей пытались бороться оружием и насилием. И чем все это закончилось? И тогда в середине прошлого века на западе начали допускать к государственному рулю
Решить проблему радикальных исламских группировок можно, только меняя к лучшему жизнь миллионов казахстанцев, давая им и их детям будущее, а на это Назарбаев и его авторитарная система не способны в принципе. Поэтому мы подошли к этапу, после которого нам, возможно, уже не удастся предотвратить падение страны в пропасть.
Мы стоим перед историческим выбором.
Или Назарбаев уходит в отставку, и мы общими усилиями проводим быстрые, эффективные, согласованные, консолидирующие реформы, которые позволят увидеть перспективу, найти себя в жизни, улучшить свою жизнь всем казахстанцам, в первую очередь тем, кто благодаря нынешним властям оказался на дне общества.
Или Назарбаев и/или его преемники будут свергнуты с помощью оружия радикальными исламистами, которых наверняка поддержат соответствующие силы за пределами нашей страны.
В этих условиях всем нам придется делать жестокий выбор — на какой мы стороне. Отказ от этого выбора, попытка уклониться от него, ничего не дадут. Доказательством тому история двадцатого века.
Гражданин Республики Казахстан Мухтар Аблязов
11 июля 2011 года
See the article here:
О неумной власти и рисках для страны