Визит президента Казахстана Назарбаева в Турцию всего лишь из-за одной его фразы о колониальном прошлом страны вызвал немалый интерес. Да что там интерес – скандал. В России задумались о надежности дружбы с партнером, а русские в Казахстане о своем будущем.
Автор: Станислав БЕЛКОВСКИЙ
«Мы живем на родине всего тюркского народа. После того как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость…» — сказал Назарбаев, будучи с визитом в Турции. И поверг в шок экспертное сообщество, рядовых граждан Казахстана, России и, наверное, даже Турции.
Что может стоять за этим заявлением? Какими могут быть последствия? Ответы на эти вопросы искали вместе с одним из ведущих политологов, директором Института национальной стратегии России Станиславом Белковским.
Смена курса
- Станислав Александрович, кому в первую очередь был предназначен месседж Назарабаева о тяжелом колониальном прошлом Казахстана — туркам, казахам, русским?
- Как любой громкий политический месседж, он предназначен сразу всем. Каждый в нем ищет свое. Турки одно, США — другое, политики — третье. Естественно, когда Назарбаев будет в Москве в следующий раз, то он сделает все, чтобы сгладить впечатление от своих заявлений в Турции: мол, его неправильно поняли, и Казахстан — это брат России.
- И ему поверят?
- Дело не в вере. Мы все прекрасно знаем, что подобное поведение традиционно для лидеров постсоветских стран, которые, с одной стороны, не хотят с достоинством уйти, а с другой стороны — понимают, что уже не играют былой роли на постсоветском пространстве. Они больше не лидеры и даже не модераторы. Назарбаев просто переориентируется.
- Речь идет о смене внешнеполитического курса?
- Да, реальная политика Казахстана будет ориентироваться на США и Турцию, но прежде всего — на Турцию как на регионального лидера. Вместе с тем, едва ли столь опытный политик, как Назарбаев, будет напрямую ссориться с Россией, поэтому будут поддерживаться полуиллюзорные конструкции взаимоотношений с ней.
- То есть дружба только на словах?
- Постсоветские лидеры так дружат все последние 20 лет, кроме, конечно, лидеров типа Саакашвили и Ющенко, которые никогда не скрывали своей однозначной антироссийской направленности. Все остальные всегда проводили так называемую многовекторную политику, сущность которой — задабривать Россию, чтобы получать с нее определенные экономические преференции, но стратегически двигаться на Запад.
- Возможно, тем не менее, многие в эти дни задают себе вопрос: если Россия — бывшая метрополия, зачем с ней снова объединяться, создавая Евразийский союз?
- Да ведь никто не знает, что такое Евразийский союз! До сих пор не выработаны никакие правила его функционирования. Я бы сказал, что это конструкция полуфиктивная, скорее PR-проект, который был нужен Владимиру Путину под выборы. И мне кажется, что все его участники будут к нему охладевать.
- Вы сейчас просто нож воткнули в сердца евразийцев…
- Так концепции Евразийского союза не разработаны до такой степени, чтобы можно было судить, создан этот союз или не создан, работает или не работает он на самом деле. К тому же, все это происходит, как вы видите, на фоне конфликта между Россией и Турцией, на фоне скандала вокруг самолета, летевшего из Москвы и задержанного в Турции, который вез или не вез вооружение в Сирию… Назарбаев не мог этого не знать. И если именно в этот момент он делает заявление явно комплиментарное по отношению к Турции, то совершенно очевидно, что этим он дал понять, где он видит нового регионального лидера.
- И где?
- Не в Москве уж точно. Конечно, хлопать дверью, оскорблять Россию Назарбаев не будет. Потому что это никак не отвечает ни его политическому стилю, ни его политическим целям. Он будет и «вашим» и «нашим», но при стратегическом приоритете Турции и США.
- Вы полагаете, что большое объединение тюркских народов действительно возможно?
- Это демагогия, потому что никакого реального объединения не будет. Но какие-то наднациональные, такие же эфемерные, как ЕврАзЭС, могут быть созданы. И здесь многое зависит от премьер-министра Турции Реджепа Тайип Эрдогана, который весьма инициативен и последователен в этих вопросах. Я вообще не исключаю возможности, что Назарбаев отчасти транслировал точку зрения Турции, делая такие заявления. Не зря же он вручил высшую награду Казахстана президенту Турции Абдулле Гюлю.
Колонизация — это хорошо?
- А можно ли вообще говорить о колонизации Россией Казахстана?
- Говорить можно. Вопрос в том, что мы вкладываем в это понятие. Колонизация — это когда из пустыни делают некую цивилизованную территорию. Вот в этом смысле — да, можно говорить о колонизации. Потому что фактически при помощи России была произведена модернизация Казахстана, преимущественно в советский период. Вся промышленность Казахстана, города, ускоренная урбанизация страны — все это появилось при, скажем так, российском господстве.
Да и сам Нурсултан Абишевич Назарбаев, как мы знаем, свалился не с Луны, а, как и многие в то время, состоял в ЦК Компартии Казахстана — органа, который формировался в Москве. Поэтому в его заявлении есть изрядный элемент лукавства.
- Однако на форумах попадались высказывания, что если Назарбаев говорит о колонизации, то неплохо было бы потребовать некоего возмещения за страдания казахстанского народа в те годы…
- Никто этого делать не станет. Назарбаев достаточно прагматичный политик, он прекрасно понимает, что никакого возмещения быть не может. Это только приведет к резкому ухудшению отношений с Россией. Так зачем же такой шаг предпринимать? Это балтийские страны так делают, потому что для них это — важный элемент идентичности. Кроме того, балтийские страны легализованы на Западе полностью. Они — страны ЕС и НАТО.
А Казахстан может только к этому стремиться в отдаленной перспективе. И не к прямому членству в ЕС, естественно, а к более тесной интеграции с европейскими и евроатлантическими структурами. У него нет сегодня за спиной мощной информативной защитной поддержки, чтобы бросаться такими демаршами в адрес России.
- Вы считаете, что бросок России обвинения в колонизации, из-за которой казахи якобы чуть было не потеряли свою национальную идентичность, — не демарш?
- Сам факт, что Назарбаев прибегает к такому риторическому приему, говорит о том, что он углубляется в националистическую составляющую концепции казахстанского государства. Это внутриполитический элемент его высказывания. Назарбаев еще уточняет концепцию самого казахстанского государства, если делает упор на национализм и на идентичность казахов как нации.
- Однако эти заявления уже спровоцировали всплеск острых дискуссий о том, кто кому и что должен в многонациональной стране. Как вы полагаете, можно ли это заявление считать разжиганием национальной розни?
- Вопрос больше юридический, чем политический. Я думаю, Назарбаев сделает все возможное, чтобы избежать такой постановки вопроса. Но он должен доказать, что нынешний Казахстан был не искусственно создан советской властью, а возник естественным историческим путем.
Кстати, в фильме, посвященном 70-летию Назарбаева, который я лично смотрел в прошлом году, Нурсултан Абишевич рассуждал ровно об обратном.
- А именно?
- Я прекрасно помню его слова, сказанные корреспонденту, что до него (Назарбаева — авт.) у казахов никогда не было своей государственности. То есть он сам де-факто признал, что эта самая государственность создана советской властью, потому что он тоже является ее представителем как бывший секретарь ЦК Компартии Казахстана.
А отрицание наличия исторического характера казахстанской государственности и существование страны в исторической ретроспективе подрывает саму концепцию государственности. Впрочем, в голове у Нурсултана Абишевича могут быть самые разные представления на эту тему…
- Кстати, о его представлениях. Многие на российских сайтах, не скрывая, пишут о маразме, а вы как считаете — осень патриарха уже пришла и зима не за горами?
- У человека, который находится у власти 20 лет, окружен поклонением, лестью и почитанием, неизбежно происходят сдвиги по фазе. История знает много таких примеров. Но я бы не стал все-таки сводить причину появления его громких заявлений в Турции к такому роду эксцессам.
- Почему?
- В них прослеживается определенная здравая логика. С одной стороны, он укрепляет идентичность, с другой — ориентируется на Турцию, сохраняя при этом отношения с Москвой.
Подготовила Татьяна ГАРЬКАВАЯ
See the original article here:
Осень патриарха, или Зачем Назарбаев меняет ориентацию