В среду, 8 июня, в Вене состоялось очередное, 159‑е, и первое в 2011 году заседание участников Организации стран- экспортеров нефти (ОПЕК).
Интрига состояла в том, что потребители нефти и часть производителей — Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ («голуби») — призывали увеличить квоты для снижения цен на нефть в диапазон $80—90. Но некоторые производители, в частности, Иран и Венесуэла («ястребы») с этим категорически были не согласны. Их можно понять, т.к. у первой страны бюджет сбалансирован при цене $100, а у второй — при $110. Разногласия экономического плана наслоились на еще более существенные политические споры между саудитами и Ираном.
Перед конференцией участники мирового нефтяного картеля были как никогда ранее сдержанны в высказываниях о ее возможных решениях. Само заседание проходило в напряженной атмосфере, передали наблюдатели. Всплывала даже дезинформация.
Накануне встречи эксперты делали различные прогнозы. «Цены на нефть сейчас находятся несколько выше того уровня, где Саудовская Аравия хотела бы их видеть. На наш взгляд, разумной ценой для нефти был бы диапазон от $70 до $80 за баррель», — заявил председатель Kingdom Holding Company принц Аль-Валид Бин Талал. И далее он отметил, что Саудовская Аравия сделает все, что в ее силах, чтобы стабилизировать рынок. «Мы постараемся увеличить производство и поставки нефти на рынок, если понадобится, особенно если там возникнет дефицит, подобный тому, что возник в результате событий в Ливии. Однако я не думаю, что цена опустится до желаемого нами уровня, пока не закончатся бурные события в Ливии и в регионе Персидского залива», — сказал принц.
Правда, директор отдела новостей Platts Global Джон Кингстон заявил: «Скажу прямо: я не верю саудовскому принцу». Он добавил, что, по имеющейся у него информации, власти Саудовской Аравии истратили круглую сумму, чтобы искоренить революционный соблазн среди собственных граждан. С прицелом на пополнение казны в бюджет теперь закладываются цены на нефть на уровне $90—95 за баррель. «Саудовской Аравии выгодна текущая ситуация на рынке углеводородов, и мы видим, что ОПЕК не вмешивается», — сделал вывод Кингстон.
Поддержку традиционной позиции Ирана оказал заместитель премьер-министра Ирака Хуссейн аль-Шахристани, который сказал, что ОПЕК сохранит объемы добычи без изменений. «Анализируя текущие данные, я не вижу какого-либо дефицита на мировом рынке нефти, — заявил он. — ОПЕК изучит цифры, и я полагаю, что квоты будут сохранены. В пользу сохранения квот неизменными выступил также представитель Алжира.
Другие говорили, что ОПЕК готова повысить квоты на добычу нефти, если увидит повышенный спрос. «Нужно посмотреть на данные. Если в повышении есть необходимость, мы примем соответствующее решение, а если такой нужды нет — то не примем», — сказал министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими. «У нас всегда есть резерв повышения добычи, сейчас это 3—3,5 млн баррелей в сутки, так что мы всегда можем отреагировать на дефицит нефти на рынке», — добавил он.
О возможности повышения лимита на добычу высказался и министр нефтяной промышленности Эквадора Уилсон Пастор. «Если каким-то странам нужно повысить добычу, они так и сделают, если на рынке будет дефицит. Посмотрим, что будет в Вене. Мы проанализируем рынок и примем решение», — сказал он. Международное энергетическое агентство (IEA), представляющее большинство нефтеэкспортирующих стран ОЭСР, выпустило предупреждение, высказав предположение, что если ОПЕК не предпримет действий для успокоения колебаний нефтяных котировок, то 28 членов ОЭСР «готовы рассмотреть возможность использования всех имеющихся в их распоряжении как у членов IEA инструментов». Заявление рассматривается многими наблюдателями как завуалированная угроза начать использовать запасы нефти из резервов стран-участников IEA.
Впервые за два с половиной года у министров не было согласия относительно будущего решения. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, сказали, что вероятность увеличения добычи равна 65%. Эксперты предположили, что планку по добыче могут поднять на 1,5 млн баррелей в сутки.
На мировом рынке нефти спрос и предложение сбалансированы, заявил председатель ОПЕК, исполняющий обязанности министра нефти Ирана Мохаммад Алиабади, открывая заседание картеля в Вене. «Мировой рынок хорошо насыщен нефтью», — сказал он, подчеркнув в то же время недостаточность нефтеперерабатывающих мощностей.
Через три часа после открытия ИА Reuters сообщило, что министры нефти государств-участников Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в ходе совещания приняли рабочее решение о первом за последние четыре года увеличении официальной квоты нефтедобычи странами картеля.
Однако после закрытого заседания генеральный секретарь организации Абдалла Салем Эль-Бадри отчитался, что организация стран-экспортеров нефти приняла решение не повышать уровень добычи. «К сожалению, нам не удалось достичь консенсуса по вопросу снижения или повышения квот на добычу нефти», — заявил Эль-Бадри. Против повышения квот выступили Иран, Венесуэла и Алжир, а по положению решение должно приниматься единогласно.
Стороны договорились отложить решение данного вопроса как минимум на три месяца. Интрига о возможном повышении нефтедобычи сохранялась до последних минут. Похоже, членов ОПЕК не удалось убедить, что ситуация со спросом на нефть вызывает серьезные опасения. А рынок нефти ответил на это решение ростом котировок. Североморская нефть Brent подорожала на $1,07, до $117,85, а цена американской легкой нефти Light Sweet Crude повысилась на $1,65, до $100,74 за баррель.
Но главный итог встречи, конечно, не в квотах и котировках. «Одна из худших встреч, которая когда-либо проходила», — охарактеризовал заседание министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Наими. Впервые за 20 лет участники ОПЕК не смогли договориться друг с другом. А это значит, что возможность ОПЕК воздействовать на нефтяные цены оказалась под большим сомнением.
Read the article:
ОПЕК сдала влияние на нефть