С коррупцией не надо бороться, коррупцию надо поощрять. Такой вывод можно сделать, почитав интервью казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, которое опубликовала на днях газета «Время».
Автор: Анастасия НОВИКОВА
Автор и составитель энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» поделился с читателями газеты своими мыслями о том, что уготовано нам в очередном политическом сезоне (к слову, жаркой осени, по его мнению, ждать не стоит). Сложилось ощущение, что для успокоения общественности и было опубликовано интервью. Впрочем, бомба, на мой взгляд, была заложена в другой глубокой мысли Данияра Ашимбаева. Приведу цитату полностью:
«Между прочим, чем компетентнее чиновник, тем толще его карманы. А зачастую люди, не извлекающие «административную ренту», просто не умеют организовать работу в принципе».
Логика простая. Действительно, какой ты управленец, если не можешь позаботиться о собственном благополучии? Как, к примеру, аким может вывести бюджет области в плюс, если его семья считает дни до зарплаты? Или какое моральное право имеет президент наставлять молодежь трудиться и зарабатывать, если сам не обеспечил родных и близких на годы вперед? В конце концов, это просто неприлично — иметь доступ к деньгам и быть к богатствам равнодушным.
По сути, политолог, которого редко обвиняют в объективности, предложил Казахстану идеологию, нацеленную на оправдание системного взяточничества. В общем, пора перестать лукавить и признать: честный государственный служащий априори не может считаться профессионалом. У кого «Майбах» круче, тот и работает лучше. К тому же, если эта нехитрая мысль при помощи «Хабара» будет вложена в головы сограждан-неудачников, о социальной розни можно забыть навсегда! Понятно же, что если у слуги народа миллионные долларовые счета за рубежом и копия Версаля в предгорьях Алматы, то он более чем компетентен. И наконец у чиновников отпадет необходимость прикрываться бутиком жены и свечным заводиком деда. Умеешь направить денежные ручейки куда надо — молодец!
Признаться, идея показалась мне новаторской. Но, вспомнив результаты ряда коррупционных скандалов, я пришла к выводу, что Данияр Ашимбаев лишь оформил в лаконичную фразу генеральную линию, которую Акорда проводит в жизнь уже который год. Ведь как принято в Казахстане? Раструбила пресса об очередном заклании, помаялся в СИЗО за взятку — возвращайся, мы тебя ждем.
Скальпелем по приговору
Взять, к примеру, удивительную историю экс-министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева. Все, наверное, помнят, как осенью 2010 года его поймали, арестовали и… положили на больничную койку (главврач страны, оказывается, себя совсем не берег). Да, пару лет назад г‑ну Доскалиеву было отчего заболеть: обвинялся он по четырем статьям Уголовного кодекса: «Получение взятки в особо крупном размере», «Хищение государственных денег», «Превышение власти» и «Злоупотребление служебными полномочиями».
Следователи и прокуроры много рассказывали о том, как Жаксылык Акмурзаевич отдал бизнесменам землю Медицинской академии для строительства коммерческого жилья, за что получил там же 9 квартир. Хватались за сердце обыватели и при упоминании о том, как министр принял в эксплуатацию здания НИИ Скорой медицинской помощи, которые долго еще надо было достраивать. И, наконец, впечатлял эпизод с тендерными махинациями при реализации программы «Телемедицина».
В итоге, правда, из трех обвинений осталось одно, но 5 августа прошлого года экс-министр получил семь лет «строгача». При этом было конфисковано все нажитое непосильным трудом: 27,5 миллионов тенге, почти полмиллиона долларов, евро по мелочи, земля в столичном микрорайоне «Караоткель», а также 3 квартиры.
Любой другой на месте Доскалиева, наверное, исчез бы из информационного пространства навсегда. А наш герой написал Нурсултану Назарбаеву прошение о помиловании, в котором подчеркнул, что очень хочет опять стать полезным отчизне. Елбасы его простил, и уже в марте этого года Жаксылык Доскалиев получил условно-досрочное освобождение.
В августе стало известно, что бывший министр трудится в АО «Национальный научный медицинский центр» главным научным сотрудником, руководителем центра трансплантации органов. Но не случайно, наверное, посадивший его судья Мейрам Жангуттинов радовал публику: Жаксылык Доскалиев после погашения судимости сможет работать на государственной службе, если изъявит такое желание. Тем более что сразу после освобождения министра его адвокат Ардак Балпыков подчеркнул, что клиент находится под большим впечатлением от помилования: «Доскалиев рассматривает его не только как акт милосердия, а как высокое доверие со стороны главы государства. Он очень дорожит таким доверием».
Жертва первоапрельской шутки
Еще одним героем новой идеологии смело можно назвать Жаксыбека Кулекеева. 1 апреля 2008 года его, главу нацкомпании «Казахстан темир жолы», задержал финпол за получение взятки в размере 100 тысяч долларов. Деньги эти, по версии следствия, Кулекеев вытребовал за «правильный» результат одного из тендеров КТЖ. К судному дню обвинений стало больше. Жаксыбек Кулекеев якобы продал личный «Лексус» ХОЗУ «Казахстан Темир Жолы» по завышенной цене, привлек сотрудников службы безопасности компании к охране своего дома, а также «надавил» на конкурсную комиссию по госзакупкам, чтобы добиться решения в пользу фирмы «ЕД-групп», принадлежавшей его племяннице.
В ноябре все того же 2008 года бывшего управленца осудили за злоупотребление должностными полномочиями на 3 года заключения в колонии с лишением права занимать руководящие должности в следующие пять лет. По статье о даче взятки его оправдали — это сам фигурант скандала назвал победой и отказался подавать апелляцию.
Осенью 2009 года Жаксыбек Кулекеев вышел на свободу по УДО. Журналистов, конечно, интересовало, кто пристроит такого видного менеджера (в разное время он рулил министерствами экономики и образования, счетным комитетом и Академией госуправления при президенте). Жаксыбек Абдрахметович лишь вздыхал, дескать, пятилетний запрет на госслужбу еще в силе, а потом будет поздно: «Поэтому я для госслужбы, скорее всего, потерянный человек».
Кто же мог знать, что всего через несколько месяцев свой талант Кулекеев будет применять в должности управляющего директора по корпоративному развитию в дочернем предприятии «КазМунайГаза» — Казахском институте нефти и газа! КИНГ, конечно, не министерство, но тоже место теплое.
А прошлой осенью, кстати, Жаксыбек Кулекеев влился в дружные ряды партии «Ак жол», которая называет себя политическим объединением предпринимателей. Впрочем, у кого-то разве повернется язык сказать, что у этого человека с нелегкой судьбой нет задатков бизнесмена? То-то же. А финпол говорил — за взятку повязали…
Из князей в князи
Впрочем, еще более удивительной в свете официальной антикоррупционной кампании кажется история министра транспорта и коммуникаций Аблая Мырзахметова. За давностью лет она, конечно, подзабылась, но скандал в 2003 году разгорелся знатный. Казахстанская железная дорога, когда ею руководил этот выдающийся человек, закупила комфортабельные испанские вагоны «Тальго». Поставь их КТЖ на второстепенные направления, может, никто б ничего и не заметил. А Мырзахметов отправил вагоны курсировать между Астаной и Алматы. Самолеты из столицы в столицу в те годы не летали каждый час, да и заработки у госслужащих были, наверное, скромнее. А потому вскоре выяснилось: мало того, что КТЖ взял старые вагоны, так они еще и не приспособлены к суровым казахстанским зимам!
И тут понеслось… В ходе предварительного следствия был наложен арест на имущество и личный счет Мырзахметова на общую сумму более 2 миллионов долларов. Экс-министра признали виновным по пяти статьям Уголовного кодекса (Верховный суд не засчитал ему только организацию преступного сообщества).
«В ходе пятимесячного разбирательства суд установил, что Аблай Мырзахметов, курируя вопросы материально-технического снабжения в «Казахстан темир жолы», используя служебное положение и опыт общения с руководителями подразделений железной дороги, совершил хищение на общую сумму 1 миллиард 151 миллион тенге, — писали тогда информационные агентства. — Ни по одному эпизоду объемного уголовного дела экс-министр не признал своей вины и заявлял на суде, что действовал в пределах предоставленных ему прав и полномочий».
Фемида, похоже, поверила словам железнодорожника и приговорила его к 5 годам условного заключения.
Аблая Исабековича и его окружение судимость нисколько не смутила. Уже через пару лет (тогда он еще «ходил под статьей») Мырзахметов стал председателем Союза торгово-промышленных палат (ТПП) Республики Казахстан и президентом ОЮЛ «Торгово-промышленная палата РК».
Карьера пошла в гору, и в 2007 году экс-министр был зачислен в правление Национальной экономической палаты (НЭП) Казахстана «Союз «Атамекен». А год назад и вовсе избран председателем правления этой организации, яростно защищающей в правительстве интересы бизнеса.
Сменив на этом посту ушедшего в мажилис Азата Перуашева, Аблай Мырзахметов вновь стал вхож в самые высокие кабинеты страны. И никого темное прошлое главы «Атамекена» не смущает — ни депутатов, ни министров, ни даже президента, который то и дело одобряет инициативы вчерашнего расхитителя бюджета.
…Стало быть, не так далек от истины Данияр Ашимбаев, и все вышеперечисленные — действительно профессионалы. Бессмысленную войну с корупцией можно считать оконченной: полная капитуляция. Пора уж, наверное, к заповедям госслужащих добавить еще один пункт, который пока считают шуткой: «Чиновник, помни! Все, что ты не украл у государства, ты воруешь у своей семьи!»
More:
Окончен бой, иди домой!