23 апреля на очередном заседании суда по «делу нефтяников» в Актау выяснилось: не только подсудимые, но и свидетели этого громкого дела подвергались пыткам со стороны сотрудников правоохранительных органов. Чтобы заставить жанаозенцев свидетельствовать против нефтяников, к ним применялся известный уже арсенал — избиения, удушения пакетом.
Автор: Алла ЗЛОБИНА, Шарипа ИСКАКОВА
На 20‑м по счету заседании жанаозенцы, вызванные в суд, не свидетельствовали о вине 37 подсудимых нефтяников, а рассказывали о бесчинствах силовиков. Пятеро свидетелей (это рядовые нефтяники) заявили, что подвергались пыткам во время следствия и подписывали протоколы опросов под давлением.
Отказавшись от своих прежних показаний, работник охранной фирмы «Семсер» Ерлан Нуржанов заявил: «Я оговорил своего коллегу Мэлса Сарыбаева после побоев и угроз».
Ерлан рассказал, что после 16 декабря за ним домой приехали полицейские. Они требовали от него дать свидетельские показания против Сарыбаева — якобы он грабил банкомат. Нуржанов отказался.
- Меня стали бить, сначала — в машине, потом — в прокуратуре. Грозили применить электрошокер, закрыть в ИВС… Но если я соглашусь, то мне пообещали применить 100‑ю статью УПК РК (защита свидетелей), а имя скрыть.
Позже Ерлан узнал, что после того, как он все-таки поставил свою подпись под протоколом, Сарыбаева арестовали. Нуржанов поехал домой к Мэлсу и признался его матери — он оговорил ее сына из-за угроз и побоев.
- Мені сындырып тастады (меня сломали), — завершил рассказ свидетель.
Провальными для стороны обвинения стали и свидетельские показания Бердена Кожамбердиева.
- Я отказываюсь от своих свидетельских показаний, данных во время следствия, — следом заявил он.
В ГУВД он попал 27 декабря. Мужчину забрали прямо на улице, когда он вышел в город вместе с матерью:
- В ГУВД Жанаозена люди в масках спросили: «Что произошло 16 декабря?» Я ответил: «Ничего не знаю». Меня начали бить. Потом спросили, знаю ли я Ертая Ермуханова. Они говорили, что мы грабили банкоматы. Я отрицал это. Они начали бить еще сильнее. Одевали на голову целлофановые пакеты… Я испугался, не знал, куда идти, кому жаловаться. Поставил подпись под протоколом допроса, оговорив Ертая. Но после этого я тоже пошел к матери Ертая и все рассказал ей.
Из нефтяника — участника забастовки Бердибека Батырова свидетеля делали, вложив авторучку между пальцев и выламывая их. Отказавшись от своих свидетельских показаний в суде, он также заявил: оговорил своих товарищей после пыток и избиений.
Батырова вызвали в КНБ 17 января 2012 года.
- Авторучкой они выкручивали пальцы на излом, потом били, — рассказал Бердибек.
Свидетель добавил: про «штаб», рассказанный им на этих допросах, он на самом деле ничего не знает. Об этом «штабе организаторов беспорядков» говорили сами следователи.
- Они допрашивали меня по очереди. По очереди и били. Я уже не знал, кому и что отвечать. Когда подписывал протоколы, уже не знал, о чем идет речь, — признался Бердибек.
Опрос свидетелей продолжается. Судом опрошено уже 29 из 45 свидетелей.
Continue reading here:
Оговаривать под пытками заставляли?!