Для президентов стран Центральной Азии — обычное дело назначать своих детей на ключевые должности и держать их в своем окружении. Дети часто меняют должности, а некоторые легко оказываются в верхушке власти.
12 февраля сын президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова Сердар занял сразу две государственные должности. Его назначили заместителем премьер-министра и председателем Высшей контрольной палаты. В новыми назначениями Сердар Бердымухамедов также вошел в Совет безопасности. В Туркменистане, где правительство возглавляет президент, Сердар Бердымухамедов неожиданно стал заместителем своего отца.
Высшая контрольная палата была создана в 2007 году, когда к власти пришел Бердымухамедов. Палата контролирует выполнение нормативно-правовых актов, касающихся государственного имущества и финансов. Главы Высшей контрольной палаты часто сменялись и прежде.
Дополнительная должность вице-премьера была создана специально для Бердымухамедова-младшего. Ранее существовало несколько должностей вице-премьеров. Президент сообщил, что целью введения новой должности является улучшение работы Кабинета министров и Совета безопасности.
В Центральной Азии чем дольше президенты находятся у власти, тем чаще их дети меняют должности. Они «добиваются» высот в карьере и занимают посты, которые могут сделать их преемниками отцов.
ТУРКМЕНИСТАН, КОТОРЫЙ НЕ УДИВЛЯЕТ
Немногие из детей президентов стран Центральной Азии когда-либо перепрыгивали сразу через несколько ступенек, занимая ответственные должности как Сердар. Сердар Бердымухамедов за последние пять лет сменил несколько постов. Его назначили министром промышленности и строительства только в феврале прошлого года. Как сообщается, 39-летний Бердымухамедов-младший в качестве заместителя премьер-министра будет отвечать за цифровизацию и инновации.
Сердар Бердымухамедов, работавший в нескольких министерствах и агентствах, некоторое время был депутатом парламента. Он также работал и на дипломатической должности.
Выпускник Аграрного университета Туркменистана и Московской дипломатической академии Сердар Бердымухамедов в 2014 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2015 году стал доктором технических наук. С 2016 года его имя стало звучать чаще, и он становится публичной личностью.
Несколько месяцев он занимал должность хякима Ахалского велаята, откуда родом его предки. Считается, что, в отличие от детей других центральноазиатских президентов, Сердар имеет опыт управления регионом.
Сердар Бердымухамедов также участвовал в международных встречах и передавал другим президентам приветствия своего отца. В марте 2018 года он принимал участие в саммите лидеров Центральной Азии в Астане (ныне Нур-Султан). В то время он был депутатом, председателем парламентского комитета. Менее чем через месяц он был назначен заместителем министра иностранных дел и в апреле того же года принял участие в заседании Совета министров СНГ в Минске.
С февраля прошлого года он занимал пост министра промышленности и строительства.
Однако в то время многие эксперты высказывали предположение, что он может стать спикером верхней палаты парламента — народного маслахата, выборы в который пройдут в этом году. Согласно прошлогодним поправкам в Конституцию, председатель народного маслахата является вторым после президента лицом в иерархии власти в стране.
Поэтому не стоит удивляться, если Сердар Бердымухамедов уйдет с поста вице-премьера через несколько месяцев.
СИЛЬНЫЙ НЕПОТИЗМ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Среди лидеров стран Центральной Азии встречаются разведенный и многодетный президенты. Есть и такие главы государств, чье семейное положение не ясно.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон — отец девяти детей. В прошлом году спикером верхней палаты парламента был назначен его старший сын Рустам. Таким образом, Рустам стал вторым человеком в иерархии власти в стране. Согласно Конституции, он может временно исполнять обязанности президента.
В Центральной Азии все временно исполнявшие обязанности президента, за исключением Розы Отунбаевой в Кыргызстане, позже баллотировались на выборах и становились первыми лицами в стране. После Сапармурата Ниязова Гурбангулы Бердымухамедов к власти пришел таким же образом. Что интересно, к президентству он пришел сразу с поста вице-премьера. Председатель меджлиса тем временем подвергся преследованию. После смерти Ислама Каримова временно исполняющим обязанности президента стал Шавкат Мирзияев после того, как председатель сената «добровольно» отказался от этой должности. Позднее Мирзияев баллотировался в президенты. В этом отношении ситуации в Туркменистане и Узбекистане очень похожи.
В этих условиях у 33-летнего Рустама Эмомали, второго человека в Таджикистане, есть все шансы на президентство. Другие дети, зятья, сваты и другие родственники президента Эмомали Рахмона также занимают ключевые должности.
ИНТРИГА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ
Дарига, дочь бывшего президента Нурсултана Назарбаева, продолжающего оказывать влияние на власти в Казахстане, также успела сменить должность с прошлого года.
После ухода в прошлом году с поста «второго человека» в стране — председателя сената — по результатам парламентских выборов в этом году она стала членом мажилиса от правящей партии «Нур Отан». Когда стало известно о выдвижении кандидатуры 57-летней Дариги Назарбаевой, высказывались предположения, что она может стать председателем мажилиса. Однако на председательство ее не выдвинули. В настоящее время она является членом комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию.
Это не означает, что Дарига Назарбаева, избранная членом мажилиса во второй раз, будет занимать эту должность столько же, сколько и другие депутаты.
КЫРГЫЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — ИЗ-ЗА ДЕТЕЙ ПРЕЗИДЕНТА
В Кыргызстане, который называют «островком демократии» в Центральной Азии, дети президента также стремились к власти. В 2005 году в парламент одновременно баллотировались дочь президента Аскара Акаева Бермет и сын Айдар. Выборы закончились акциями протеста и привели к первой в стране революции.
Во время «тюльпановой революции» погибли десятки людей, и Аскар Акаев был изгнан из страны и нашел убежище в России. Позднее его сын и дочь были лишены депутатских мандатов. В отношении Айдара Акаева был возбужден ряд уголовных дел, в том числе по обвинению в хищении государственных средств и присвоении чужого имущества под угрозой применения силы. Адилу Тойганбаеву, который тогда был мужем Бермет Акаевой, также были предъявлены обвинения в мошенничестве, коррупции и рейдерстве. По некоторым оценкам, было возбуждено около десяти таких дел.
Айдар Акаев скончался от сердечного приступа в Москве в 2020 году.
ЗЯТЬЯ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА
Дочери и зятья второго президента Узбекистана Шавката Мирзияева также занимают государственные посты. Сообщается, что старший зять президента Ойбек Турсунов является первым заместителем главы администрации президента. Его жена Саида — заместитель руководителя агентства информации и массовых коммуникаций.
Вторая дочь Мирзияева, Шахноза, является руководителем управления министерства дошкольного образования. Ее муж Отабек Умаров — заместитель главы службы безопасности президента. Он также возглавляет несколько спортивных федераций.
Как пишут некоторые узбекские СМИ, Отабек Умаров считается «личным телохранителем» Шавката Мирзияева.
ПРЕЗИДЕНТЫ СТРАН ЦА СКЕПТИЧЕСКИ ОТНОСЯТСЯ К СИСТЕМЕ, КОТОРОЙ УПРАВЛЯЮТ ДОЛГИЕ ГОДЫ
— Чем больше режимы в Центральной Азии находятся у власти, тем больше стараются укрепить свою власть. Они хотят сделать это путем внесения поправок в Конституцию и соответствующей им кадровой политики, — говорит политический эксперт Думан Кабдыгалиев. — К примеру, относительно нестарый президент Туркменистана держит сына как можно ближе к себе. Думаю, на то есть две причины. Во-первых, конечно, они смотрят на соседние страны и учатся у них. Бердымухамедов хочет перенять опыт Назарбаева и Рахмона. Во-вторых, он берет во внимание пережитую ситуацию после внезапной смерти первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Вероятно, это и есть главная причина.
В то время Бердымухамедову удалось в тайной борьбе за власть вытеснить своих оппонентов. Как конкретно развивалась ситуация после кончины Ниязова, остается загадкой для общественности. Кроме того, страна, которая переживает экономический спад, также пострадала от коронавируса, хотя официально это не признаёт. Ухудшилось социальное положение населения. То же самое можно сказать о Таджикистане, пережившем гражданскую войну. Всё это свидетельствует о том, что лидеры стран Центральной Азии не доверяют никому, кроме своих близких. Видя это, можно с уверенностью сказать, что они скептически относятся к системе, которой управляют долгие годы.
Мнение автора блога может не совпадать с позицией редакции Радио Азаттык.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»