Шавкат Мухаммад, боец украинского добровольческого батальона «Айдар», до приезда в Украину несколько лет прожил в Казахстане в городе Актобе. Будучи узбеком по национальности, сам он считает себя активистом казахстанской оппозиции и очень критически настроен к властям как Казахстана и Узбекистана, так и Украины Януковича.
Приехав по ротации в Киев из зоны АТО, Шавкат дал интервью «Республике».
- Как Вы оказались в зоне АТО и почему решили принять участие в боевых действиях?
- Я приехал в Украину несколько лет назад, а когда началась революция, был здесь на Майдане с самого начала и до конца. Многие из моих друзей-майдановцев после начала военных действии поехали на Донбасс, и я решил, что тоже должен принять участие и помочь, чем смогу. Вначале был просто волонтером, помогал собирать и доставлять гуманитарные грузы в зону АТО, а затем решил записаться в батальон и принять участие в войне.
- То есть решили за компанию с друзьями повоевать или все-таки поддерживаете Украину из принципиальных соображении?
- Я всегда критически относился к диктаторам и против всех форм диктатуры. Сейчас помогаю нашим братьям-украинцам, и надеюсь, они тоже приедут помогать к нам, в Узбекистан или Казахстан, когда придет время.
- Вы принимали участие в боевых действиях на юго-востоке Украины?
- Да, я состою в добровольческом батальоне «Айдар» в спецподразделении «Викинг», стрелок зенитной установки. О подробностях я бы не хотел рассказывать в интересах безопасности.
- Давно Вы там находитесь?
- Уже больше месяца. Сейчас по ротации приехал в Киев и через неделю выезжаю обратно в Луганскую область, на место дислокации своей части.
- Как вас обеспечивают в зоне АТО, есть трудности со снабжением, боеприпасами и питанием?
- Особых проблем нет, все, что полагается, доставляют волонтеры. Гуманитарные грузы поступают ежедневно.
- Вы говорите гуманитарные грузы, то есть вас снабжают не украинские власти, а частные лица?
- Да, от государства мы почти ничего не получаем, все, что необходимо, нам дают частные лица или организации. Все продукты питания на сто процентов поступают от частных лиц.
- Насколько мы знаем, несколько лет назад десятки узбекских беженцев, участников оранжевой революции 2004 года, были выданы властям Узбекистана. Заслуги перед Украиной никем не учитывались. Не опасаетесь подобного отношения к Вам?
- Конечно, можно ожидать всего, чего угодно, но я надеюсь, что новые украинские власти учли прошлый опыт и не будут поступать так. На всякий случай у меня есть варианты выхода из такой ситуации.
- Мы знаем, что в зоне АТО на стороне Украины воюют немало добровольцев из разных стран. Не могли бы Вы рассказать, с какими трудностями сталкиваются войны-интернационалисты?
- В первую очередь, конечно, необходимо решить проблемы с документами, то есть дать людям статус беженца или вид на жительство в Украине или какой-то иной документ, гарантирующий возможность легального участия в боевых действиях. Остальные вопросы решаются так или иначе. Нам необходимо, чтобы сюда приехали специалисты, которые имеют опыт участия в боевых действиях. Об этом мы заявляли на пресс-конференции «Интернациональной лиги Майдан», однако разрешения на приезд до сих пор не получено, принимают участие только те, кто смог приехать по собственной инициативе. Опыт специалистов хотя бы даже в качестве инструкторов был бы очень полезен украинским войскам.
- Что Вы собираетесь делать после завершения боевых действий?
- После завершения войны я буду активно заниматься политикой здесь, в Украине, буду участвовать в общественной и политической жизни. Теперь обратной дороги нет.