Если коротко, то Си Цзиньпин успел договориться со всеми партнерами об увеличении поставок «голубого топлива» в Поднебесную. При этом отметим, что уже работают две «нитки» из Туркменистана в Китай через Узбекистан и Казахстан (ТУКК), а экспорт газа в КНР начался в конце 2009 года по трубопроводу Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Кита», мощность которого составляет 30 млрд кубометров топлива.
В следующем, 2010 году «под ключ» была сдана вторая ветка газопровода, а в декабре 2011 Узбекистан и Китай приступили к строительству третьей ветки газопровода Средняя Азия — Китай проектной мощностью 25 млрд кубометров газа в год. Завершение строительства третьей ветки намечено на январь 2015 года. Финансирование проектов осуществляется за счет кредитов Госбанка развития Китая, а также прямых инвестиций Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC).
И вот новый виток китайской газовой экспансии. Перед началом саммита G20 Си Цзиньпин прилетел в Ашхабад и провел переговоры с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. В ходе них было подписано соглашение о сотрудничестве по финансированию второго этапа обустройства газового месторождения Галкыныш (Возрождение) между госконцерном «Туркменгаз» и Государственным банком развития Китая.
Заключили контракты купли-продажи на 25 млрд кубометров природного газа в год и на строительство с полной готовностью к эксплуатации объекта по производству товарного газа в объеме 30 млрд кубометров в год на газовом месторождении Галкыныш. После чего глава КНР был приглашен на торжественное открытие вышеназванного месторождения.
Также известно, что Китай не скупится на кредиты для дальнейшего освоения месторождения Галкыныш и выделяет средства на строительство четвертой ветки газопровода Туркменистан — Узбекистан — Таджикистан — Кыргызстан — Китай, которая, правда, на сей раз минует территорию Казахстана.
В ближайшее время в КНР по действующему газопроводу Туркменистан — Китай будет поставляться около 40 млрд кубометров газа в год, а в будущем «новый газопровод позволит увеличить ежегодную транспортировку газа на 25 млрд кубов», подчеркнул Бердымухамедов. В общей сложности поставки туркменского газа в Китай составят 65 млрд кубометров ежегодно.
Что касается поставок российского газа в Китай, то этот вопрос обсуждался в Санкт-Петербурге, куда прилетел китайский лидер на саммит G20.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) Чжоу Цзипин подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок природного газа из России в Китай по «восточному» маршруту. Но так и не договорились о цене на газ.
Причина простая: Китай раздает кредиты направо и налево Туркменистану, Узбекистану, Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану, то есть тем странам, которые или добывают газ, или являются транзитерами.
Например, по информации ИТАР-ТАСС, Китай уже вложил в развитие газовой инфраструктуры на Галкыныше восемь миллиардов долларов, в то время как туркменская сторона потратила всего два миллиарда долларов.
Соответственно, газ закупается у стран Центральной Азии далеко не по рыночной стоимости, а с учетом ранее выделенных китайской стороной кредитов. Вот и сетует заместитель председателя «Газпрома» Александр Медведев в интервью телеканалу RT, что «ситуация с ценами в КНР не адекватна условиям рынка».
Как известно, после саммита G20 Си Цзиньпин заехал и в Казахстан, и не напрасно. «Была достигнута договоренность о долевом участии Китая в Кашаганском месторождении. Кроме того, мировые СМИ сообщали о продаже Казахстаном 8,33% месторождения Кашаган Китаю «за $5 млрд», — сообщили казахстанские СМИ.
К тому же Китай окажет помощь в строительстве «нефтеперерабатывающего завода, в котором нуждается Казахстан». Другими словами, и в Казахстане Китай усиливает свое влияние в нефтегазовом комплексе.
Другой патриарх — Ислам Каримов также доволен визитом председателя КНР в Узбекистан. На брифинге по итогам переговоров Си Цзиньпин даже назвал Ислама Каримова «великим лидером» и «большим мудрецом». Подписанный в рамках визита «Протокол к соглашению о принципах строительства и эксплуатации газопровода Узбекистан — Китай» предусматривает строительство четвертой его «нити» с проектной пропускной способностью 30 млрд кубометров в год, причем 5 млрд — это доля узбекского газа. Суммарная стоимость двусторонних соглашений, подписанных в Ташкенте, составила $15 млрд, однако эксперты прогнозируют, что не все проекты получат путевку в жизнь, многие из них носят скорее характер пожеланий и намерений.
Кыргызстан на этот раз также не остался внакладе. Благодаря новой ветке газопровода Туркменистан — Китай, которая будет проходить по территории Кыргызстана, кыргызы будут получать арендную плату, притом что все инвестиции по строительству газопровода будут с китайской стороны. По словам официальных лиц Кыргызстана, бюджет страны за транзит составит $40 млн в год. «За то, что газопровод Китай — Туркменистан пройдет по территории Кыргызстана, мы получим $2 млрд 158 млн», — сообщил на заседании комитета парламента Кыргызстана по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию его председатель Кожобек Рыспаев, который заглянул сразу на десятилетия вперед.
Не скрывает своего удовлетворения и президент Таджикистана Эмомали Рахмон — согласно подписанным межправительственным соглашениям «реализация проекта позволит привлечь в экономику Таджикистана китайские инвестиции в размере $3 млрд. Кроме того, для строительства газопровода и его обслуживания планируется в дальнейшем создать совместное таджикско-китайское предприятие, на котором будут трудоустроены сотни граждан Таджикистана с хорошей заработной платой, отмечает пресс-служба главы государства.…
Если резюмировать все эти переговоры и контракты, то можно отметить, что, добившись увеличения поставок газа в собственную страну, КНР подстраховала себя от последствий возможных экономических кризисов, что в дальнейшем даст стабильный рост занятости населения. Туркменистан же в очередной раз показал России, что его зависимость от российского рынка осталась в прошлом, а Китай постепенно и последовательно вытесняет Россию из Центральной Азии.
Однако нельзя не отметить, что такими темпами страны Центральной Азии скоро будут в долгах как в шелках и сами того не заметят, как окажутся под полным влиянием, если не контролем, Пекина.
Читать оригинал статьи: