Братья Сыдыковы, на основании показаний которых осудили бывшего акима Жанаозена Орака Сарбопеева, могут сыграть роковую роль в судьбе экс-заместителя акима Мангистауской области Амангельды Айткулова. По словам Женисбека Сыдыкова, за строительство двухсотквартирного дома для малообеспеченных Айткулов в качестве отката получил три земельных участка. На этих участках вырос коттедж, где чиновник должен был жить долго и счастливо.
Автор: Айдос САДЫКОВ
В межрайонном Специализированном суде по уголовным делам Кызылординской области продолжается процесс по делу бывшего первого заместителя акима Мангистауской области Амангельды Айткулова.
Напомним, экс-чиновника обвиняют по двум коррупционным статьям УК РК: статья 307, часть 4 (злоупотребление должностными полномочиями), и статья 311, часть 5 (получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, взятки в особо крупном размере). По версии финпола, за получение государственного заказа предприниматель должен был включить в состав учредителей ТОО жену Айткулова (ее доля должна была составить 40%). Второе уголовное дело было заведено по схожей ситуации: за получение госзаказа все тот же предприниматель должен был включить в состав учредителей другого ТОО дочь Айткулова (она должна была получить 15%).
Судить Амангельды Айткулова начали 3 августа в Мангистау. Мангистауский областной суд дело в отношении Амангельды Айткулова направил в Верховный суд. Верховный суд 21 августа вынес постановление о том, чтобы данное дело рассматривал Кызылординский областной суд. (Вероятно, дело решили «задвинуть» в Кызылорду, чтобы Айткулов не смог повлиять на судей в «родной» Мангистауской области.)
Теперь бывшего заместителя акима Мангистауской области судит председатель Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Кызылординской области Калымбет Бахытжан. Судебный процесс проходит без участия присяжных заседателей.
На скамье подсудимых вместе с Айткуловым находится Изболсын Колбаев. По версии следствия, он выступал в качестве посредника при получении экс-замакимом взятки в крупном размере.
Свидетели: «хороших» меньше, чем «плохих»
Судебное заседание 28 сентября началось с большим опозданием: вовремя не явились вызванные свидетели — жители Мангистауской области. Когда участников процесса, журналистов и родственников все-таки запустили в зал, судья Калымбет предупредил представителей СМИ, что на процессе запрещено производить фото- и видеосъемку, а также пользоваться диктофонами.
Судебные приставы заставили всех присутствующих отключить мобильные телефоны, их не устроил даже беззвучный режим. Приставы вовсю распоряжались в зале: указывали, кому какие места занимать, оттеснив прессу на последние ряды. Складывалось впечатление, что в Кызылорде таковы местные особенности правосудия, причем они полностью соответствуют законам, раз не смущают ни прокуроров, ни судью.
В зал пригласили первого свидетеля — инженера-проектировщика из Жанаозена Макатова. Он рассказал суду о своих контактах с подсудимым Изболсыном Колбаевым, что встречался с Колбаевым всего три раза, когда готовил проект пристройки к коттеджу.
- Денег за изготовление проекта я не брал, все сделал бесплатно. Кому принадлежал объект, я не знал, — отчеканил свидетель.
Прокурор скептически ухмыльнулся. Судья уточнил:
- Значит, из личной симпатии к Колбаеву вы ему сделали заказ бесплатно?
- Да, — уверенно подтвердил Макатов, — я недавно еще одному человеку сделал проект бесплатно. Обычно я так делаю, когда мне самому интересно работать.
Больше вопросов к свидетелю ни у кого не было. Макатов удалился из зала, на прощание с улыбкой ему помахал рукой подсудимый Колбаев, видимо, помня небывалую доброту проектировщика.
Следующим выступал Нургасинов, юрист ТОО «Озенкурылыс». Этот свидетель знал гораздо больше первого.
- В конце 2010 году мне позвонил Мукагали Сабыр (родственник бизнесменов братьев Сыдыковых — авт.), попросил принять участие в аукционе по продаже земельных участков. Он выиграл, по его доверенности я оформил договоры купли-продажи. Потом весной он мне позвонил и попросил сделать договоры дарения на земельные участки. Я съездил в Актау и подписал договоры дарения на три земельных участка на имя Колбаева, — начал свой рассказ юрист.
Свидетель пояснил, что узнал только на следствии, что на участках был построен коттедж для Айткулова. Он также подтвердил версию финансовой полиции, рассказав, что Амангуль Жолдасова — супруга Айткулова действительно является одним из учредителей ТОО «Озенкурылыс», ее доля составляет порядка сорока процентов.
Прокурор решил пойти дальше:
- Вы знаете, кому принадлежит ресторан «Керуен Сарай» и кто там часто обедает? — спросил он у Нургасинова, но защита запротестовала, и судья снял вопрос.
Других вопросов у присутствующих не было.
Следующим пригласили свидетеля Утегула Курбаниязова, с декабря 2011 года являющегося директором «Озенкурылыс».
- В июле 2011 года по заданию Женисбека Сыдыкова я отнес документы в дом Айткулова, нужно было ввести его дочь Айнур в состав учредителей ТОО «ОзенЖибекЖолы» с долей в пятнадцать процентов, — еще один свидетель подтвердил линию обвинения.
Каждому чиновнику по братьям Сыдыковым
Последним в пятницу опрашивали Женисбека Сыдыкова. И он, и его брат — бизнесмен Жанат Сыдыков проходили свидетелями по делу экс-акима Жанаозена. Орак Сарбопеев был признан виновным в получении взятки и был осужден на десять лет колонии строгого режима. Обвинение строилось в основном на показаниях этих свидетелей, защита обвинила одного из них в наркотической зависимости и сочла приговор несправедливым.
Рассказ Женисбека Сыдыкова по делу Айткулова помог сложить цельную картину всего произошедшего. Свидетель подробно рассказал о родственных связях бывшего заместителя акима и долях его родственников в бизнес-структурах семьи Сыдыковых.
- В 2008 году Айткулов работал в «Озенмунайгазе», он помог нам заключить договор, после этого его супруга Жолдасова стала учредителем «Озенкурылыс» с долей 40%. Ресторан «Керуен Сарай» был оформлен на имя Айнур Айткуловой (дочь Айткулова — авт.) после заключения договора на строительство двухсотквартирного дома в Жанаозене. Жанат Сыдыков, мой брат, отдал его по договору дарения. В ТОО «ОзенЖибекЖолы» у Айнур Айткуловой есть 15%, в 2010 году Жанат сказал, что за помощь в получении работы в районах ее нужно ввести в состав учредителей, — «топил» подсудимого свидетель.
Прокурор и судья его внимательно слушали, Женисбек Сыдыков продолжал:
- Я купил три земельных участка, по пять миллионов тенге за каждый. Они были оформлены на моего братишку Мукагали Сабыра, потом были переоформлены на Колбаева, деньги на строительство коттеджа давал я. Жанат Сыдыков сказал, что на тех участках нужно быстро построить коттедж для Айткулова. С Колбаевым мы обсуждали, какие строительные материалы нужны для стройки. Все участки были даны в качестве взятки за строительство двухсотквартирного дома. Жанат говорил, что вместо тех 10% (от 1 миллиарда 300 миллионов, выделенных на строительство дома — авт.), положенных Айткулову, надо построить ему дом, — рассказал о схеме «отката» свидетель.
В ходе опроса выяснилось, что строителям коттеджа заплатил все тот же Женисбек Сыдыков. Он профинансировал не только строительные материалы для особняка, но даже покупку мебели. Адвокаты Айткулова и он сам пытались опровергнуть слова Сыдыкова. Мол, сам свидетель всех обстоятельств знать не может и рассказывает со слов брата. Женисбек же лично никаких сделок с семьей Айткулова и с ним самим не заключал. Один из адвокатов, опровергая слова свидетеля, зачитал ответы на запросы из отдела архитектурного контроля и лицензирования и налогового управления. Из них следовало, что ресторан «Керуен Сарай» не состоит на учете и не платит налогов, то есть попросту не существует юридически.
После опроса судья зачитал письмо, направленное в суд Жанатом Сыдыковым и его родственником Мукагали Сабыром. Жанат Сыдыков ставил суд в известность, что уехал на лечение в Россию — у него тяжелая форма вирусного гепатита. Сабыр, как его близкий родственник, сопровождает его. Свидетели уведомляли суд, что не смогут явиться лично, поэтому просят зачитать показания, данные в ходе следствия. Мнения сторон о необходимости явки важных свидетелей совпали: и сторона обвинения, и защита заявили о необходимости обеспечения их явки в суд.
Судья отложил дальнейшее судебное разбирательство до вторника, 2 октября.