«Комитет национальной безопасности угрожает семьям журналистов и сотрудников «единого СМИ «Республика». Речь идет в том числе о физическом насилии в отношении детей. Только за последние три месяца мне стало известно о семи подобных случаях», – пишет в открытом письме к международному сообществу шеф-редактор медиагруппы «Республика» Ирина Петрушова.
Автор: Наталья РОДНАЯ
«Наша служба и опасна, и трудна». Этими строками известной песни о милиции можно охарактеризовать и работу журналистов. По данным международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», в 2012 году было зафиксировано 15 нападений на редакции и работников СМИ, рост по сравнению с 2011‑м — более чем в два раза.
В том же 2012 году, напомним, горпрокуратура Алматы подала иск с требованием признать СМИ со словом «республика» в названии единым и закрыть их. В этот период на электронный почтовый ящик редакций неоднократно приходили письма от читателя, называющего себя Аманом Шабдарбаевым, с предупреждениями о готовящихся провокациях — уголовных делах, возможных ДТП и нападениях.
Но в этот раз журналисты редакции «Республики» столкнулись с прямыми угрозами. Вот что говорится в открытом письме Ирины Петрушовой к международным правозащитным организациям, МИДам стран — партнеров Казахстана и политикам США и Евросоюза:
«Закрытие газеты «Голос республики» за «экстремизм» стало олицетворением политического произвола и насилия, творящегося сегодня в Казахстане.
Суд не только грубо нарушил действующее законодательство, объединив несколько печатных изданий и интернет-ресурсов в «единое СМИ «Республика», не только впервые в истории отечественного судопроизводства осудил и приговорил к ответственности неодушевленные предметы — бумажные газеты, не только обвинил редакции во всех грехах голословно, со слов прокуратуры, не дав возможности защищаться, но еще и фактически ввел запрет на профессию для журналистов«республиканцев».
Однако произвол властей не ограничился перечисленным.
Сегодня мы столкнулись с тем, что казахстанские спецслужбы оказывают давление на журналистов и сотрудников закрытого «единого СМИ «Республика», угрожая физическим насилием их семьям — женам, мужьям и даже детям. От людей требуют «дать показания» на ключевых журналистов издания и «уйти» из редакции, в обязательном порядке устроившись на другую работу. Только за последние три месяца мне стало известно о семи подобных случаях.
«Республиканцам» угрожают не первый раз — большинство наших сотрудников относятся к этому философски и менять свою позицию — журналистскую и гражданскую — не собираются. Однако в этот раз речь идет о беспрецедентных угрозах — физическом насилии в отношении ребенка. Поэтому я решила предать эти факты огласке — в такой ситуации молчать нельзя!
К сожалению, в нашей стране уже были случаи, когда подобные угрозы выполнялись, — об этом свидетельствует история Оксаны Никитиной. И поскольку в условиях Казахстана человек оказывается полностью беззащитным, не может ни обратиться за помощью к правоохранительным органам, ни самостоятельно обеспечить безопасность свою и своих близких, я вынуждена обращаться за поддержкой к правозащитникам, журналистским организациям, политикам и дипломатам стран — партнеров Казахстана.
Прошу вас помочь остановить произвол со стороны казахстанских спецслужб и не допустить физической расправы с нашими журналистами, их родными и близкими».
Дискредитируют не от большого ума
Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева в сложившейся ситуации советует журналистам в первую очередь факты угроз предать огласке на международном уровне, что, собственно, и было сделано.
- Но нужны конкретные факты, абстрактные заявления не имеют того эффекта. Также надо писать заявление в правоохранительные органы и требовать расследования. Нужно предпринять повышенные меры по охране детей, — говорит Тамара Калеева. — Они добиваются того, что в конце концов человек сломается, потому что страх матери за ребенка является самым действенным стимулом.
Тамара Калеева отметила, что она много раз убеждалась, что те, кто по долгу службы призван защищать строй, не очень умны.
- У них есть несколько схем, по которым они действуют. Может быть, это классика работы служб безопасности. И они действуют однообразно, топорно. Дискредитация власти — это обратная сторона их «профессионализма», — считает г‑жа Калеева.
Надо обратиться к гаранту Конституции
Политик Амиржан Косанов говорит, что в цивилизованных странах при явных (и неявных тоже!) угрозах себе и своим близким любой гражданин обращается в правоохранительные органы, которые по закону должны разобраться с жалобой и не допустить насилия. Причина проста: в этих странах прокуратура, суды и полиция стоят на страже интересов граждан, а не отдельно взятого чиновника. И они подотчетны гражданам и парламенту.
- К журналистам же газеты «Республика» у нашей власти особое отношение, и подобные угрозы я рассматриваю как логическое продолжение серии акций устрашения против них: вспомните и ранние провокации против редакции, преследования редактора, судебные решения, запрещающие журналистам использовать свое (конституционное!) право на распространение информации, — заявил г‑н Косанов.
Политик не считает, что обращение журналистов в правоохранительные органы что-то даст в этом случае. По его словам, он сам через это проходил: силовые структуры или сами выступали в роли провокаторов, или просто занимали пассивную позицию.
- Предыдущие акции должны были, по замыслу спецслужб, заставить журналистов как минимум отказаться от своей профессии и как максимум — оговорить своих коллег. Но этого не случилось, и власти, по всей видимости, решили поступить еще более жестко, еще более изощренно — создать угрозу детям журналистов, — говорит политик.
По мнению Амиржана Косанова, инициаторы такой зловещей и аморальной затеи на самом деле подставляют самого президента, ведь журналисты не будут молчать! Они будут обращаться в том числе и в международные демократические институты. А это чревато большими последствиями для и так уже замаранного имиджа официальной Астаны.
- Не исключаю также фактора того, что кто-то в окружении президента заинтересован в подобном развитии событий. Для того, чтобы проверить эту версию, предлагаю журналистам «Республики» обратиться к гаранту их конституционных прав — президенту, — предлагает политик.
Неграмотные чекисты ситуацию заводят в тупик
Заместитель директора по общему руководству Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Денис Дживага с юридической стороны советует фиксировать все поступающие угрозы и обратиться с заявлением в полицию.
- Органы полиции обязаны принять такое заявление. Потому что если, не дай Бог… потом чтобы не было разговоров, что они не обращались. Стоит по возможности попытаться следить за своими близкими и с ними тоже поговорить, чтобы они не общались с посторонними людьми, — советует Денис Дживага. — Все вопросы передвижения детей контролировать самим. Возможно, это просто психологическое давление и не дойдет до более серьезного.
Он также советует сотрудникам «Республики», если есть явные угрозы, набраться смелости и заявить этим людям, что они обратятся в полицию. Если полиция не отреагирует должным образом, то нужно будет обратиться в органы надзора.
- Понятно, что они могут попытаться спустить дело на тормозах, но тогда будет понятно примерно, откуда идут эти угрозы, — говорит Денис Дживага. — Можно догадываться и строить разные версии, но наши спецслужбы себя так дискредитировали своей непрофессиональной работой, что это похоже на их почерк. Они добиваются того, чтобы люди отказались от своей деятельности. Исполнители не понимают, что таким образом добиваются дискредитации имиджа самой страны. Действительно, всех не перебьете, всех не пересажаете. Такими действиями неграмотные спецслужбы ситуацию заводят в тупик.
Мнения по поводу:
«В начале 2000‑х со стороны спецслужбы угрожали моей семьи. Такое пережить непросто, и я желаю журналистам стойкости», — говорит Амиржан Косанов.
«Надо максимально предавать огласке все эти факты. Исполнители просто хотят закошмарить журналистов», — считает Лукпан Ахмедьяров.
«Надо сделать открытое заявление и написать на айт президента генпрокурору. И распространить информацию через МИ», — советует Геннадий Нам.
«Любая угроза — это преступление! Надо обращаться в полицию или прокуратуру, они обязаны принять меры, — напомнил Сергей Уткин.
«Угрозы — от бессилия. Это почерк спецслужб. Эти люди умеют только избивать и запугивать. Профессионалов там нет», — считает правозащитник Денис Дживага.
Оригинал статьи: