- 17.03.2016
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой» — Казахстан»
На защиту главы Союза журналистов Казахстана встала мировая общественность
В Казахстане продолжается скандал вокруг обвинения главы Союза журналистов республики Сейтказы Матаева в хищении государственных средств и уклонении от уплаты налогов. В защиту Матаева выступили депутаты Европарламента и международные журналистские организации. Под возможной угрозой срыва оказался приезд некоторых европейских делегаций на выставку EXPO-2017. Но следствие на это не реагирует никак.
Чрезвычайный комитет
«Серьезная угроза нависла над идеей нашего президента, – заметил председатель холдинга «Ак Жайык» Абдильда Мукашев, выступавший на пресс-конференции как представитель региональной журналистики. – Германия и США могут просто не приехать на EXPO-2017». Мукашев имеет в виду заявление экс-депутата бундестага Виолы фон Крамон, которое она сделала в Deutche Welle: «С точки зрения «зеленых» участие немецких делегаций в EXPO-2017 может, и будет ставиться в зависимость от освобождения Матаева. В центре концепции EXPO в Казахстане – именно зеленые технологии, и западные компании, которые их разрабатывают, обычно учитывают позицию «зеленых». От США, по сведениям «Новой», на уровне приватной поддержки тоже выступили несколько крупных сенаторов.
Кроме того, делом Сейтказы Матаева всерьез заинтересовался Европарламент: 10 марта 156 депутатов из 7 фракций подписали резолюцию о состоянии свободы слова в Казахстане – и состояние это, по их мнению, не очень хорошее. Депутаты просят прекратить преследование журналистов в Казахстане и использование технологий вроде политически мотивированных обвинений. «Дело Матаева», к слову, в Казахстане не единственное в отношении журналистов. Есть еще, например, история редактора сайта Nakanune.kz Гюзяль Байдалиновой, которая находится под стражей уже почти три месяца по делу о клевете в отношении «Казкоммерцбанка», но при этом с ней не проводится вообще никаких следственных действий. Кроме того, в отношении старейшей казахскоязычной газеты Казахстана «Жас Алаш» удовлетворен иск на 400 миллионов тенге (85 миллионов рублей. – Прим. «Новой») по обвинениям, за которыми многие видят политический подтекст.
Свою поддержку и озабоченность в отношении «дела Матаева» выразили также союзы журналистов разных стран. После небольшой паузы к ним присоединилось и российское профессиональное сообщество: 11 марта председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов обратился в Генеральную прокуратуру Казахстана с письмом, в котором поддержал Матаева и всех казахстанских коллег. «Мы убеждены, что никакие привходящие обстоятельства, политические и экономические, не должны препятствовать свободной работе выполняющих свой долг журналистов и их профессиональных организаций. Мы выражаем уверенность, что правоохранительные органы Казахстана обеспечат максимальную объективность и гласность и проинформируют казахстанских коллег и международную журналистскую общественность о ходе расследования», – заявил Богданов от имени СЖР.
Иными словами, на уровне мировой реакции задержание Сейтказы Матаева создало крайне неудобный шум для казахстанской власти – особенно в электоральный период. 20 марта в Казахстане пройдут внеочередные парламентские выборы, и в стране планируется присутствие большого количества зарубежных наблюдателей, которые наверняка постоянно будут задавать вопросы о Матаеве и о других делах в отношении журналистов. А в апреле в Астане должен пройти очередной Евразийский медиафорум, где главное действующее лицо – вице-премьер и дочь президента Дарига Назарбаева. В связи с этим на пресс-конференции Абдильда Мукашев высказал предположение, что именно она может дать команду отпустить Матаева, и глава Союза журналистов Казахстана появится на форуме «в добром здравии». Правда, исполнительный редактор фонда «Хартия за права человека» Женис Турмагамбетова, также входящая в комитет, призвала воздержаться от «конспирологии», но казахстанские реалии действительно таковы, что от слов одного-двух людей порой зависит больше, чем от целого сообщества (Матаеву высказали слова поддержки более полутора тысяч журналистов. – Прим. «Новой») и даже от закона.
Следствие не ведется. На призывы
На пресс-конференции было высказано предположение, что «дело Матаева» скоро закончится, поскольку следствие и суд начали постепенно отыгрывать назад. Но, откровенно говоря, что-то не очень похоже. С момента задержания Сейтказы Матаева и назначения ему меры пресечения в виде домашнего ареста (хотя он просил отпустить его под залог, чтобы собрать документы, доказывающие его невиновность. – Прим. «Новой») апелляционный суд успел уже оставить это решение в силе. Причем апелляцию рассматривал судья Ардак Ешеев, известный в Казахстане тем, что все громкие дела попадают на обжалование к нему, и во всех случаях он неизменно встает на сторону обвинения. Самого Матаева постоянно пытаются вытащить на допрос, несмотря на то, что он уже дважды за месяц попадал в больницу с высокой вероятностью гипертонического криза. В последний раз это случилось 12 марта, когда следователи снова попытались вызвать Матаева на допрос, и его высокое давление их не смутило.
«У него было давление 226 на 110, но следователь сказал, что мы что-то подкрутили в тонометре. Мы были вынуждены вызвать врача и составить сигнальный лист», – говорит адвокат Матаева Андрей Петров. Председателя Союза журналистов в итоге оставили на время в покое, зато на допросы начали вызывать его родственников, которые к уголовному делу в отношении Матаева ни формально, ни по факту не имеют никакого отношения. «Прессовать» начали и региональных представителей Союза журналистов – за их письмо президенту в поддержку Матаева, а также адвокатов. Выступившие на пресс-конференции защитники Матаева Андрей Петров и Мадина Бакиева заявили, что за ними ведется демонстративная слежка, а телефоны постоянно находятся на «прослушке». «Часто бывает так, что в телефонах звучат посторонние шумы. Или снимаешь трубку – а там чужой разговор идет», – рассказал Петров.
Все это адвокаты расценивают как давление на защиту. Они подали в прокуратуру ходатайство о привлечении к уголовной ответственности заместителя председателя Национального бюро по противодействию коррупции Талгата Татубаева, который сразу после задержания Матаева дал большое интервью сайту ratel.kz, в котором, во-первых, заранее объявил председателя Союза журналистов Казахстана преступником, а во-вторых, разгласил тайну следствия, на что не имел никакого юридического права. Более того, адвокаты утверждают, что Татубаев к этому делу не имеет вообще никакого отношения, а факты, приведенные им в интервью, некорректны и недостоверны.
Адвокаты настаивают еще и на том, что следствие велось с нарушениями и неправомочными действиями. К примеру, антикоррупционный комитет, ведущий дело, настаивает, что просмотрел 15 тысяч материалов по госзаказу на сайте агентства КазТАГ и к большинству из них не сумел получить открытый доступ – а именно это лежит едва ли не в основе всего обвинения. Однако Андрей Петров утверждает, что статей было просмотрено гораздо меньше, а затем сайт внезапно перестал открываться, потому что правоохранительные органы параллельно и тайно стали копаться в его начинке.
Но главное – 13 марта закончился срок расследования уголовного дела в отношении Сейтказы Матаева, однако его защитникам до сих пор не поступило никаких документов о необходимости продлить следствие. Сейчас адвокаты готовят ходатайство о прекращении дела ввиду отсутствия состава преступления.
Напомним, Сейтказы Матаев подозревается в хищении государственных средств и уклонении от уплаты налогов на общую сумму более 500 миллионов тенге (около 100 млн рублей). По этим преступлениям в уголовном законодательстве Казахстана предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Матаев считает обвинения в свой адрес необоснованными, а эксперты, в том числе международные, говорят о нескольких версиях преследования – от политически мотивированного до рейдерского захвата имущества Национального пресс-клуба и агентства КазТАГ.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан