Благодаря украинскому Майдану и последующей на это реакции Москвы казахстанское гражданское общество начало ускоренно взрослеть и становиться на ноги. Походе, пришел наш черед наступать на грабли своей исключительности.
Я вижу два варианта развития Казахстана.
Первый — это если вдруг Назарбаев решил бы сделать его демократическим. То есть, скажем, по примеру Ли Куан Ю и Саакашвили проводится жесткая антикоррупционная чистка госаппарата, а под уголовные преследования попадают огромное количество госчиновников. В органы МВД набираются новые люди, организуется жесткий контроль над чиновниками всех уровней власти. Проводится реформа судебной системы — судьи освобождаются от зависимости от исполнительной власти. Разрешается свободная деятельность оппозиции. Снимаются все ограничения в сфере деятельности СМИ. Проводятся честные и справедливые выборы. Парламент получает полномочия, делающие его независимой ветвью власти.
Понятно, что в случае честных выборов и сам Назарбаев может быть переизбран. То есть демократия это всегда риск потерять власть.
Есть другой вариант — Назарбаев продолжает упорствовать в своем авторитаризме, направляя свои усилия на предотвращения рисков и угроз своему безраздельному правлению. Опираясь на свое окружение и коррумпированное чиновничество, которым он позволяет обогащаться в обмен на политическую лояльность и верноподданичество, Назарбаев зачищает политическое поле от реальной оппозиции, создает систему неформальной цензуры для СМИ и обеспечивает зависимость судебной власти от исполнительной, являясь ее бессменным главой.
Сохраняя контроль над избиркомами, он продолжает создавать иллюзию участия народа в выборах своей власти. При этом система жестко запрограммирована на пропуск во власть только лояльных к ней людей, исключает любые оппозиционные претензии на власть. В результате создается классическая авторитарная система, исключающая в принципе любые реформы в демократическом направлении.
Но это не только политический тупик. Отсутствие демократии в стране неизбежно консервирует тотальную коррупцию, приводит к растущей деквалификации правительства, стагнации экономики, деградации институтов власти и фрустрации общества. А все это в совокупности создает общую атмосферу загнивания страны и все больше увеличивает ее отставание.
В этом случае возможны два варианта развития событий.
Либо все это длится бесконечно долго в режиме тотальной лжи, лицемерия и общественного нигилизма. При этом ни дворцовые перевороты, ни передача власти преемнику ничего не меняют до тех пор, пока во власти случайно не окажется кто-то, подобный Горбачеву, который воспылает амбициями изменить ситуацию. Тут уж игра случая: повезет — не повезет.
Либо в стране зреют протестные настроения, которые заканчиваются майданом и соответственно сменой режима, который пришедшие к власти проклянут, а того, кто его инсталлировал, выбросят из мавзолея.
Сегодня Казахстан движется в режиме сохранения автократии, которая довольно успешно использует для своего благополучия поддержку Запада в обмен на нефть и лояльность. И в плане продвижения демократии все будет зависеть от состояния гражданского общества.
Оппозиция вряд ли сможет участвовать в этом процессе, она в Казахстане разгромлена и новой пока не предвидится. Это понимают и люди в Акорде, что вселяет в них еще большую уверенность, что с демократией торопиться не нужно. Там убеждены, что страна к ней не созрела, а власти она не нужна. Так что ожидать, что Назарбаев и его окружение могут начать какие-то реформы по демократизации политической системы это самое безнадежное занятие.
Как ни удивительно, но надежда на то, что ситуация в Казахстане все же начнет меняться существует. Это покажется парадоксальным, но на процесс вызревания казахстанской гражданственности может повлиять то, что Акорда привязала себя к Кремлю, пойдя на союз с Россией. Начатое Путином «вставания с колен» России и последовавшее за этим отторжение Крыма у Украины и война в Донбассе дали мощный импульс для активизации гражданского самосознания в Казахстане. Потрясенное общество всколыхнулось, задумалось и начало активно реагировать на эти события.
Мы бы тут еще долго гнили в своем автократично-транзитном захолустье, славя Назарбаева и его мудрую политику, делающую нас все счастливее и счастливее, если бы не Путин. Благодаря проводимой им политики — реваншистской по форме, шовинистической по сути и захватнической по факту — окружающий нас мир стал другим. Мало того, что разгорелась мощнейшая информационная идеологическая война, и появились опасения, что украинский сценарий может повториться у нас, так в добавок к этому запахло откровенно большой войной.
Это, похоже, дошло до всех. Люди отреагировали пока в идеологическом плане, и это привело к разделению казахстанского общества на тех, кто поддерживает Киев, и тех, кто ориентирован на Москву. Внутри общества идет мощное идеологическое противостояние, которое при всем его негативе имеет один важный положительный момент — это заставляет людей думать, сравнивать, делать выводы и формировать свою позицию.
Проще говоря, люди стали больше интересоваться политикой, стали больше обсуждать, спорить, не соглашаться, и это повлияло на рост их гражданской сознательности и активности. Конфликт разбудил в людях интерес к политике. И в этом плане не важно, кто и какой позиции придерживается. Важно, что люди перестали быть аполитичными и стали больше задумываться о происходящем в мире и у себя в стране.
Импульс украинского Майдана, отжим Крыма и война в Донбассе смогли вызвать тот уровень интереса, который не ограничивается обычным любопытством. Пришло понимание, что это касается и их, соответственно люди стали определяться со своей позицией. Человек, сумевший ответить на вопрос: «С кем ты», это человек, имеющий свою гражданскую позицию. И с точки зрения становления гражданского общества не столь важно, какая она — «ватная» или «майданутая». Важно, что она есть! Гражданин начинается с позиции, которую он готов отстаивать.
Отсюда рискну высказать предположение, что благодаря украинскому Майдану и последующей на это реакции Москвы казахстанское гражданское общество начало ускоренно взрослеть и становиться на ноги.
Я очень надеюсь, что импульс этих событий существенно повлияет на казахстацев, повысит зрелость гражданской составляющей в жизни страны. И в этом, похоже, нужно видеть самую большую угрозу авторитаризму Назарбаева. Граждане, понявшие, что они в праве диктовать власти свои условия, это главная угроза любого политического режима.
Не знаю, как там с Россией, поднимающейся с колен, но то, что после всех этих передряг (а впереди нас ждет много чего неприятного) наше общество должно встать с колен и предъявить свой счет тем, кто удерживает его в нынешнем недемократическом состоянии, я почему-то не сомневаюсь.
Ну а то, что сегодня имперско-реваншистские настроения евразийства доминируют — это ситуация временная. Нынешняя «ватная» блажь пройдет, и завтра реваншистско-имперский туман рассеется. А вот гражданственность останется. Адекватная, без пропагандистской дури в голове, она, безусловно, найдет себе достойное и адекватное применение.
Так было в фашисткой Германии, где люди, тоже было поверили, что они не как все, а особенные, арийцы. Однако жизнь все расставила на свои места, и сегодня для немцев это самая постыдная часть их истории. Вряд ли можно было этого избежать. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Они должны были через это пройти, чтобы стать нынешними цивилизованными людьми, живущими по демократическим стандартам.
Похоже, теперь наш черед преодолевать заблуждения своей евразийской исключительности и самодостаточности.