Наше время придет

Пись­мо Мух­та­ру Джакишеву

Доро­гой Мухтар!
Мы с тобой тес­но не обща­лись, не были близ­ки­ми дру­зья­ми. И я дол­го думал перед тем, как напи­сать тебе это пись­мо. Ибо у меня есть дав­ниш­ний прин­цип: не навре­дить. И со мно­ги­ми дру­зья­ми (осо­бен­но с теми, кто на гос­служ­бе) пред­по­чи­таю не общать­ся тес­но, что­бы обще­ние со мной, «оди­оз­ным оппо­зи­ци­о­не­ром», не ста­ло для них проблемой.
Вспо­ми­наю собы­тие недав­не­го про­шло­го. Шла оче­ред­ная выбор­ная кам­па­ния. При­е­хал к себе на малую роди­ну. Ни с кем из дру­зей-чинов­ни­ков не стал общать­ся, утром наме­ре­вал­ся выехать в рай­о­ны для встреч с изби­ра­те­ля­ми. Но тогда была жива моя бабуш­ка, кото­рую я про­сто обя­зан был про­ве­дать. А ее сын (мой нага­шы — брат моей мамы), с кото­рым она жила, – судья.  И что­бы ему не навре­дить, при­е­хал к бабуш­ке очень позд­но, бук­валь­но на мину­ту. Но мой нага­шы заста­вил меня заночевать.
Поз­же от дру­гих узнал, что на сле­ду­ю­щий день его при­гла­си­ло началь­ство и сде­ла­ло вну­ше­ние по пово­ду того, что он у себя дома при­ни­мал оппо­зи­ци­он­но­го политика.
До сих пор я не хотел афи­ши­ро­вать свою сим­па­тию к тебе как талант­ли­во­му сыну казах­ско­го наро­да — что­бы нега­тив­ное отно­ше­ние ко мне со сто­ро­ны вла­сти не навре­ди­ло тебе. Но не мог не выска­зать свое ува­же­ние тебе. И решил напи­сать это письмо.

Фор­маль­ным же пово­дом для его напи­са­ния ста­ло пред­ло­же­ние одно­го из извест­ных сай­тов поздра­вить с пред­сто­я­щи­ми юби­ле­я­ми Галым­жа­на Жаки­я­но­ва и Дари­гу Назар­ба­е­ву. Один – опаль­ный поли­тик, дру­гая – доч­ка-фаво­рит­ка дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та. И оба – наши ровесники.
Мы — поко­ле­ние с инте­рес­ной судь­бой: побы­ва­ли в систе­ме цен­но­стей одно­пар­тий­но­го Совет­ско­го Сою­за, в то же вре­мя при­ни­ма­ли юно­ше­ское уча­стие в «Пере­строй­ке», сто­я­ли на пло­ща­ди во вре­мя Жел­ток­са­на-86, виде­ли ста­нов­ле­ние неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на и посте­пен­ное его пре­вра­ще­ние в такую же тота­ли­тар­ную стра­ну, как Совет­ский Союз. У нас уни­каль­ное обра­зо­ва­ние, пусть и сдоб­рен­ное идео­ло­ги­че­ски­ми дог­ма­ми того вре­ме­ни, но все-таки каче­ствен­ное. Мы с тобой, как и мно­гие наши ровес­ни­ки, рабо­та­ли в пра­ви­тель­стве и внес­ли свой вклад в ста­нов­ле­ние государства.
Как невин­но осуж­ден­ный пред­ста­ви­тель топ-мене­жд­мен­та, ты нагляд­ное дока­за­тель­ство «бей­ша­риз­ма» судеб­ной систе­мы! Ибо боль­шин­ство людей в нашей стране пони­ма­ют, что тебя поса­ди­ли в тюрь­му не за какие-то твои зло­де­я­ния, а за твой харак­тер, за талант, за то, что ты сто­ял на защи­те инте­ре­сов стра­ны, тем самым ущем­ляя инте­ре­сы неко­то­рых власть пре­дер­жа­щих. Пишут так­же о том, что друж­ба с опаль­ным Мух­та­ром Абля­зо­вым тоже ста­ла одной из при­чин тво­е­го заключения.
Но такой путь про­шли мно­гие наши ровес­ни­ки. Их име­на известны.
«Оты­зда орда бұз­ба­саң, қыры­қта қамал алмай­сың» («если в трид­цать лет не добил­ся успе­хов, в сорок лет от тебя нече­го ждать»), — гово­рят каза­хи. Будучи моло­дым, ты добил­ся впе­чат­ля­ю­щих успе­хов в биз­не­се и госуправлении.
Как-то дове­лось быть на семей­ном меро­при­я­тии у дру­га. Там при­сут­ство­ва­ла груп­па вете­ра­нов Каза­том­про­ма. Как теп­ло они отзы­ва­лись о тебе, и в первую оче­редь пото­му, что ты поста­вил на ноги «лежа­щую на боку» стра­те­ги­че­ски важ­ную и очень при­быль­ную отрасль.
Гово­рю об этом, ибо вижу, как про­дол­жа­ет­ся про­цесс депро­фес­си­о­на­ли­за­ции вла­сти. При­сут­ствие в ней ста­ло исклю­чи­тель­но «спо­со­бом обо­га­ще­ния», а не «слу­же­ния сво­е­му Оте­че­ству» (тако­го сло­во­со­че­та­ния нет даже в офи­ци­аль­ной рито­ри­ке!). Оно, это при­сут­ствие, пре­вра­ти­лось в эле­мен­тар­ный биз­нес по прин­ци­пу: ты – мне, я – тебе. Одним сло­вом, олигархия.
Осо­бен­но печаль­на судь­ба оте­че­ствен­но­го биз­не­са: все лако­мые кус­ки, вклю­чая  при­род­ные ресур­сы, — в руках у псев­до­и­но­стран­ных инве­сто­ров с офшор­ной про­пис­кой. Очень жаль, что нынеш­нее поко­ле­ние биз­не­сме­нов сми­ри­лось с такой неза­вид­ной ролью — сто­ять на коле­нях перед жиру­ю­щим и алч­ным чиновничеством!
Но на сме­ну ста­ре­ю­щим лиде­рам долж­ны прий­ти более моло­дые, но уже доста­точ­но зре­лые, госу­дар­ствен­но мыс­ля­щие руководители.
Мно­го гово­рит­ся о гря­ду­щем пост­на­зар­ба­ев­ском пери­о­де. Мне кажет­ся, что пре­ем­ни­ком елба­сы ста­нет кто-то из наше­го с тобой поколения.

Уве­рен, что это слу­чит­ся совсем скоро!

Амир­жан КОСАНОВ, неза­ви­си­мый поли­тик, спе­ци­аль­но для «Новой» — Казахстан»

Ори­ги­нал статьи:

Наше вре­мя придет

Статьи по теме

Еврокомиссия предлагает меры по правовой защите журналистов

Председатель ПАСЕ: Россия не сама ушла из Совета Европы – ее оттуда изгнали

Генеральный прокурор Меррик Б. Гарланд объявляет о создании оперативной группы KleptoCapture