Наурыз накрыли пандемией?

Если бы коронавируса не было, то казахстанская власть должна была бы его выдумать — уж больно универсальным он оказался

Глав­ный сани­тар­ный врач Алма-Аты Жан­дар­бек Бек­шин 10 мар­та неожи­дан­но издал новое поста­нов­ле­ние «Об уси­ле­нии мер по предот­вра­ще­нию забо­ле­ва­ни­ем коро­на­ви­рус­ной инфек­ци­ей» и пере­вел южную сто­ли­цу в «крас­ную» зону по рас­про­стра­не­нию пан­де­мии covid-19.
«Нам нуж­но даль­ше про­дол­жать огра­ни­чи­тель­ные меры, пото­му что так даль­ше не может про­дол­жать­ся. На сего­дня мы име­ем 3400 коек, загру­жен­ность кото­рых не пре­вы­ша­ет 40%. При этом мы име­ли 7 тыс. резерв­ных коек, но резер­вы тоже могут исчер­пать­ся. Если мы будем иметь гос­пи­та­ли­за­цию 5 тыс. в сут­ки, то за 1 инку­ба­ци­он­ный пери­од мы пол­но­стью зай­мем все кой­ки. Это­го нель­зя допу­стить.
Если будет по 300 гос­пи­та­ли­за­ций в сут­ки, то, конеч­но же, город будет закры­вать­ся на лок­даун…», — объ­яс­нил он свое реше­ние и заявил, что один из глав­ных источ­ни­ков рас­про­стра­не­ния коро­на­ви­ру­са — обще­ствен­ный транс­порт, так как, по его све­де­ни­ям, 17,5% забо­лев­ших в каче­стве веро­ят­но­го места зара­же­ния назы­ва­ют имен­но его. «И за два дня запре­та уже был резуль­тат. Если в пят­ни­цу было выяв­ле­но 360 боль­ных, в суб­бо­ту – 342, а в вос­кре­се­нье – 297», — при­во­дит его сло­ва жур­на­лист Ибраш Нусу­п­ба­ев на сво­ей стра­ни­це в Фейс­бу­ке. То есть, уже через несколь­ко часов после пре­кра­ще­ния рабо­ты обще­ствен­но­го транс­пор­та, коли­че­ство зара­жён­ных коро­на­ви­ру­сом рез­ко пошло вниз, а зна­чит, его инку­ба­ци­он­ный пери­од состав­ля­ет не 10–15 дней, как счи­та­ют уче­ные во всем мире, а все­го пару часов? «Сен­са­ция! Казах­ский сани­тар­ный врач Жан­дар­бек Бек­шин уста­но­вил ско­рость рас­про­стра­не­ния covid-19». — иро­ни­зи­ру­ет Нусупбаев.

О таких забав­ных мани­пу­ля­ци­ях с коро­на­ви­рус­ны­ми зона­ми в уго­ду поли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ре в Казах­стане мы уже писа­ли в ста­тье «Крас­ная», «жел­тая», «зеле­ная» (от 07.02.2021 г.): когда надо про­ве­сти пар­ла­мент­ские выбо­ры или, напри­мер, Евразий­ский меж­пра­ви­тель­ствен­ный совет с уча­сти­ем пре­мьер-мини­стров Казах­ста­на, Рос­сии, Бела­ру­си, Кыр­гыз­ста­на, то пан­де­мия covid ‑19 в рес­пуб­ли­ке подо­зри­тель­но рез­ко сни­жа­ет­ся, а если перед Науры­зом зама­я­чил всплеск митин­го­вой актив­но­сти – опас­ность рас­про­стра­не­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ции тут же возрастает.

В нача­ле ухо­дя­щей неде­ли, напри­мер, было объ­яв­ле­но, что казах­стан­ским адво­ка­там дали раз­ре­ше­ние вый­ти на митинг. Они наме­ре­ва­лись пуб­лич­но выра­зить несо­гла­сие с отдель­ны­ми поло­же­ни­я­ми зако­но­про­ек­та, направ­лен­но­го на вне­се­ние изме­не­ний и допол­не­ний в дей­ству­ю­щий Закон «Об адво­кат­ской дея­тель­но­сти и юри­ди­че­ской помо­щи». Про­ект нахо­дит­ся сей­час на рас­смот­ре­нии в пар­ла­мен­те – сооб­ща­ет KZ.MEDIA.

Аки­мат Алма-Аты про­ве­де­ние митин­га согла­со­вал, были назва­ны дата, вре­мя и место про­ве­де­ния: 13 мар­та, 14 часов, сквер Шока­на Уали­ха­но­ва. Одна­ко за три дня до назна­чен­ной даты в Алма-Ате кар­ди­наль­но изме­ни­лась эпи­де­мио­ло­ги­че­ская обста­нов­ка: город стре­ми­тель­но вошел в «крас­ную» зону по рас­про­стра­не­нию covid-19. Орга­ни­за­то­ры сра­зу же выска­за­ли опа­се­ния, что уси­ле­ние мер и митинг могут быть свя­за­ны меж­ду собой. «Боюсь, что нам могут митинг отме­нить, пото­му что Алма-Ата рез­ко пере­но­сит­ся в «крас­ную» зону. И у меня подо­зре­ния такие нехо­ро­шие, как буд­то это пря­мо с нами свя­за­но», — ска­за­ла в ком­мен­та­рии KZ.MEDIA 11 мар­та одна из орга­ни­за­то­ров мир­но­го собра­ния адво­кат Рена Керимова.

Эти подо­зре­ния кос­вен­но под­твер­жда­ет дру­гой факт: по сооб­ще­нию «Меди­азо­ны. Цен­траль­ная Азия», поли­ция Алма-Аты не про­пу­сти­ла участ­ни­ков митин­га за осво­бож­де­ние этни­че­ских каза­хов из «лаге­рей пере­вос­пи­та­ния» в Синьц­зяне к зда­нию посоль­ства Китая. По сло­вам поли­цей­ских, митинг запре­ти­ли про­во­дить из-за тем­пов рас­про­стра­не­ния коронавируса.

А жите­лям Жана­о­зе­на вла­сти горо­да отка­за­лись согла­со­вать оче­ред­ной митинг про­тив повы­ше­ния цен на газ, дефи­цит кото­ро­го наблю­да­ет­ся в реги­оне послед­ние 10 лет.

Вооб­ще, если бы коро­на­ви­ру­са не было, то казах­стан­ская власть долж­на была бы его выду­мать — уж боль­но уни­вер­саль­ным он ока­зал­ся: бла­го­да­ря ему мож­но не толь­ко народ и поли­ти­че­ских оппо­нен­тов в узде дер­жать, но и непло­хо подзаработать.

Мажи­лис­мен Аман­жан Жама­лов, адре­со­вал пре­мьер-мини­стру Аска­ру Мами­ну депу­тат­ский запрос, в кото­ром решил выяс­нить, на каком осно­ва­нии чле­ны прав­ле­ния ФСМС (Фон­да соци­аль­но­го меди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния) полу­чи­ли за 2019 год по 19 мил­ли­о­нов тен­ге каж­дый – сооб­ща­ет KZ.MEDIA.

Финан­со­вая отчет­ность по фон­ду пока­зы­ва­ет, что четы­рем чле­нам прав­ле­ния было выпла­че­но воз­на­граж­де­ние на сум­му 77 млн. тен­ге, то есть, по 19 млн. тен­ге на каж­до­го», — отме­тил депу­тат и доба­вил: «Пред­се­да­тель прав­ле­ния ФСМС отка­зал­ся пуб­лич­но назы­вать свою зар­пла­ту. И это – в гос­фон­де, кото­рый содер­жит­ся за счет взно­сов и отчис­ле­ний граждан».

На этом фоне, цинич­ным и диким чинов­ни­чьим вымо­га­тель­ством выгля­дит слу­чай, о кото­ром мы рас­ска­за­ли в про­шлом номе­ре «Новой»-Казахстан», как бере­мен­ной житель­ни­це Нур-Сул­та­на, у кото­рой ребё­нок погиб в утро­бе, отка­за­ли в гос­пи­та­ли­за­ции из-за дол­гов по мед­стра­хо­ва­нию (ОСМС), заявив, что как толь­ко она их пога­сит, ей ока­жут помощь по извле­че­нию из утро­бы мёрт­во­го плода.

Это все, что надо знать об орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния в Казахстане.

Ори­ги­нал ста­тьи: Новая Газе­та Казахстан

Статьи по теме

Ерболат Досаев

Даурен и Диас Камалиевы

Дагир Миразов