Власти южной столицы отменили разрешенный им митинг под предлогом растущей коронавирусной опасности
От тюрьмы и от сумы не зарекайся. И пока волею судьбы человек не попадет в суд, он не поймет истинное значение адвоката, который будет защищать его перед неоправданно всесильной прокуратурой и все еще коррумпированной судебной системой.
Такое случилось и со мной. На своем горьком опыте я познал всю мощь солидарной системы политического обвинения и подконтрольного ей районного суда. Было это в 2003 году. Меня, председателя исполкома оппозиционной партии РНПК, обвинили якобы в неуплате налогов от доходов НПО. Мой адвокат Игорь Меерзон профессионально отверг все огульные обвинения финансовой полиции. Но, выполняя политический заказ, суд признал меня виновным и приговорил к одному году лишения свободы (правда, условно). В результате я не смог участвовать тогда в парламентских выборах.
А сколько сограждан каждый день встречаются с прокурорским произволом и судебной несправедливостью:40 тысяч уголовных и миллион административных дел рассматриваются ежегодно в судах! И, даже если весь мир отвернется от них, только один институт – адвокаты будут на их стороне.
Поэтому я полностью поддерживаю недавние слова президента, высказанные им на заседании НСОД: «Строительство правового государства невозможно без сильной и независимой адвокатуры… Отдельного внимания заслуживают новеллы по повышению состязательности сторон, обеспечению равенства прокурора и адвоката в судебном процессе».
Золотые слова! Достойные аршинными буквами быть начертанными на зданиях судов всех уровней, где этих самых состязательности и равенства не было, и нет в помине!
Но совпадает ли желание президента с суровой реальностью, где есть силы, которые хотели бы держать адвокатов на коротком поводке?
Два года назад без обсуждения с юридическим сообществом был принят профильный закон, в пух и прах раскритикованный юристами. Теперь в него вносят очередные, неуместные, на взгляд адвокатов, изменения. И защитники выступают против незаконного вмешательства Минюста в дела саморегулируемых организаций, таких как адвокатура.
Речь также идет о создании еще одной информационной надстройки, требующей от адвокатов финансовой подпитки. Хотя, по словам юристов, те же сведения бесплатно можно получить через e‑gov. Адвокаты говорят о лоббировании этой подозрительной инициативы со стороны Минюста. Налицо продвижение чьих-то финансовых интересов.
Кроме того, адвокаты требуют исключить из законопроекта норму о пожизненном лишении адвокатов лицензии за проступки, связанные с несоблюдением профессиональной этики, принципов оказания юридической помощи. Кстати, мнение адвокатов было поддержано и главой государства. Налицо, разные подходы к этой проблеме со стороны президента и… Минюста (вкупе с парламентом).
Пока Сенат вернул скандальный законопроект в Мажилис. Создана согласительная комиссия.
Конечно, есть такая присказка «сколько юристов – столько мнений». Не все однозначно в сложившейся ситуации. Но, согласитесь, в вопросе о независимости адвокатов, двух мнений не должно быть!
Сообщество адвокатов, которые хотели бы реально быть независимыми, проявив характер и сплоченность, стало еще одной головной болью для нашей власти, желающей контролировать все и вся. В силу этого у нас профессия — адвокат невольно становится самой «политизированной», ибо чем авторитарнее власть, тем больше несправедливости, попрания прав и свобод граждан и политически мотивированных судов! Похоже, часть руководящей элиты (у которой реальная власть) не на шутку разозлилась на непокорных юристов (поддержанных президентом) и решила дать им бой. Видимо, именно в этой плоскости лежит отказ адвокатам (мотивированный якобы всплеском пандемии) провести, сначала разрешенный властью, митинг в свою защиту. Такое ощущение, что наиболее независимым из них на самом деле объявлена «красная зона», отнюдь не эпидемиологическая. Иначе чем объяснить избирательный характер запрета: буквально на днях было санкционировано шествие феминисток по центру южной столицы. Или они не подвержены коронавирусной инфекции? Адвокаты – самые законопослушные граждане и сложно от них ожидать нарушения предписанных законом требований по проведению митингов.
Бог с ним с митингом, рано или поздно он все равно пройдет. Но прислушается ли «слышащее» государство к голосу тех, кто выступает в суде в защиту обвиняемых? Быть или не быть в Казахстане независимой адвокатуре?
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан