Назарбаев, адам бол!

Дет­ский писа­тель Вале­рий Мед­ве­дев напи­сал в 1961 году повесть «Баран­кин, будь чело­ве­ком!». Через два года по ней режис­сер Алек­сандр Снеж­ко-Блоц­кий снял мульт­фильм, кото­рый полю­би­ли мил­ли­о­ны совет­ских детей. Повесть рас­ска­зы­ва­ет о фан­та­сти­че­ских при­клю­че­ни­ях двух под­рост­ков — Баран­ки­на Юры и Мали­ни­на Кости, кото­рые, устав от школь­ных тре­бо­ва­ний и поло­же­ния класс­ных лузе­ров, после оче­ред­ной двой­ки по гео­мет­рии реши­ли поки­нуть мир людей и жить сре­ди птиц и насекомых. 

Если неза­бвен­ный фон­ви­зин­ский Мит­ро­фан вос­кли­цал: «Не хочу учить­ся, а хочу женить­ся!», то совет­ские маль­чи­ки, не столь раз­вра­щен­ные, как сын поме­щи­ка-кре­пост­ни­ка, про­из­но­сят дру­гое закли­на­ние: «Не хочу учить­ся, а хочу быть пти­цей!». Наив­ным под­рост­кам каза­лось, что толь­ко там, в мире при­ро­ды, есть гар­мо­ния и веч­ный отдых и — что осо­бен­но было важ­но для двух лен­тя­ев — не надо при­ла­гать ника­ких уси­лий и соот­вет­ство­вать каким-либо сле­ду­е­мым извне тре­бо­ва­ни­ям. На деле ока­за­лось все не так.

Иллю­зии, пита­е­мые под­рост­ка­ми отно­си­тель­но бес­печ­ной и счаст­ли­вой жиз­ни птиц и насе­ко­мых, быст­ро рас­се­я­лись, как толь­ко они сами ока­за­лись в их роли. В мире при­ро­ды, как выяс­ни­лось, опас­ность под­жи­да­ет ее оби­та­те­лей на каж­дом углу, за пти­ца­ми охо­тят­ся кош­ки, за бабоч­ка­ми — люди и пти­цы, в мире мура­вьев идет насто­я­щая вой­на не на жизнь, а на смерть. Писа­тель, исполь­зуя прин­цип фор­ми­ро­ва­ния цен­ност­ной систе­мы детей по прин­ци­пу от про­тив­но­го, воз­ве­ли­чи­ва­ет, таким обра­зом, пре­иму­ще­ства и досто­ин­ства чело­ве­че­ско­го мира и чело­ве­че­ских отно­ше­ний. Побы­вав в мире птиц и насе­ко­мых, прой­дя через раз­но­го рода испы­та­ния, насмот­рев­шись и натер­пев­шись мно­го­го, дру­зья нако­нец осо­зна­ют: быть чело­ве­ком — это здо­ро­во, это вели­кое счастье!

12 янва­ря Гуль­жан Ерга­ли­е­ва, редак­тор закры­то­го жур­на­ла «Адам бол», про­ве­ла акцию «Про­гул­ка с пре­зи­ден­том» на алма­тин­ском Арба­те. На акции при­сут­ство­ва­ли чле­ны ред­кол­ле­гии жур­на­ла «Адам бол», обще­ствен­ные дея­те­ли, сочув­ству­ю­щие, все, кому доро­ги иде­а­лы сво­бо­ды сло­ва в стране. Участ­ни­ки акции шли по Арба­ту и скан­ди­ро­ва­ли: «Пре­зи­дент, адам бол!», «Назар­ба­ев, адам бол!».

Вро­де бы таким обра­зом напо­ми­на­ли пре­зи­ден­ту Назар­ба­е­ву о том, что он гарант Кон­сти­ту­ции и пото­му он несет пря­мую ответ­ствен­ность за состо­я­ние сво­бо­ды СМИ в Казах­стане, в том чис­ле за судь­бу мно­го­стра­даль­но­го жур­на­ла. На деле поли­ти­че­ский лозунг, свя­зан­ный с судь­бой закры­то­го реше­ни­ем суда жур­на­ла, при­об­рел более широ­кий, мож­но ска­зать, обще­че­ло­ве­че­ский смысл. И зву­чал он при­мер­но так, как зву­чал в испол­не­нии учи­те­лей и образ­цо­вых школь­ни­ков, одно­класс­ни­ков двух обол­ту­сов, рефре­ном про­шед­ший в пове­сти  Мед­ве­де­ва при­зыв: «Баран­кин, будь человеком!»

Ска­жем откро­вен­но, что исто­рия с закры­ти­ем жур­на­ла «Адам бол», с попыт­кой его сотруд­ни­ков и чита­те­лей в отча­я­нии апел­ли­ро­вать непо­сред­ствен­но к пре­зи­ден­ту поды­то­жи­ла затя­нув­шу­ю­ся как мини­мум на пят­на­дцать лет в нашем обще­стве бес­ко­неч­ную про­це­ду­ру пода­чи инди­ви­ду­аль­ных и кол­лек­тив­ных писем с прось­бой помочь наве­сти поря­док там, где наг­ло и демон­стра­тив­но чинов­ни­ка­ми попра­на спра­вед­ли­вость, а неред­ко вме­сте с ней и закон­ность. Как уто­па­ю­щий хва­та­ет­ся за соло­ми­ну, так и наша обще­ствен­ность раз за разом, почти поте­ряв вся­кую надеж­ду най­ти прав­ду, писа­ла пись­ма президенту.

Так, мы в раз­ное вре­мя пыта­лись оста­но­вить при­ня­тие дра­ко­нов­ских зако­нов, облег­чить участь полит­за­клю­чен­ных, отве­сти угро­зы от СМИ, оста­но­вить судеб­ный бес­пре­дел, нока­у­ти­ро­вать кор­руп­цию, нака­зать истин­ных винов­ни­ков пре­ступ­ле­ний, выго­ро­дить без­вин­ных, защи­тить без­опас­ность стра­ны и мно­гое дру­гое. Упор­ство, с кото­рым мы обра­ща­лись к тому, после кото­ро­го уми­ра­ла окон­ча­тель­но и надеж­да, вос­хи­ща­ет и удив­ля­ет. Обра­щать­ся за помо­щью, зная, что ее, ско­рее все­го, не будет, — обще­ствен­ный фено­мен, достой­ный серьез­но­го изу­че­ния уче­ны­ми раз­но­го профиля.

И в этом плане акция на Арба­те почти ничем, кажет­ся, на пер­вый взгляд, не отли­ча­ет­ся от преды­ду­щих меро­при­я­тий. Хотя, при­зна­ем­ся, все-таки раз­ни­ца есть. Раз­ни­ца «Про­гу­лок с пре­зи­ден­том» от всех преды­ду­щих попы­ток досту­чать­ся до небес в пре­дель­ной откро­вен­но­сти обра­ще­ния и поже­ла­ния руко­во­ди­те­лю стра­ны. Во всех дру­гих слу­ча­ях, кото­рых были сот­ни, если не тыся­чи, эта прось­ба, а ино­гда моль­ба к пре­зи­ден­ту быть и оста­вать­ся Чело­ве­ком зву­ча­ли меж­ду строк писем и ста­тей, выра­жа­лись не в пря­мой, а в мета­фо­ри­че­ской фор­ме, про­гля­ды­ва­ли сквозь игру слов, обра­зов и смыслов.

А чего еще могут хотеть авто­ры пись­ма, когда пишут, напри­мер, пре­зи­ден­ту: «Спу­сти­тесь, пожа­луй­ста, на греш­ную зем­лю, посмот­ри­те на жизнь про­сто­го казах­стан­ца!»? По смыс­лу тако­го рода обра­ще­ния обо­зна­ча­ют то же самое, что обыч­ное рус­ское «Будь чело­ве­ком!» или часто адре­су­е­мое ото­рвав­шим­ся от поч­вы казах­ское «Адам бол!». Спу­стить­ся на греш­ную зем­лю мож­но, как извест­но, толь­ко если от нее ото­рвал­ся, сой­дя, допу­стим, с вер­ши­ны Олим­па, где, соглас­но гре­че­ским мифам, живут толь­ко боги.

Или с обла­ка, на кото­ром, све­сив ноги, как с лав­ки, сидит рядом с боро­да­тым Все­выш­ним оче­ред­ной небо­жи­тель. На этот же раз эта прось­ба к пре­зи­ден­ту быть Чело­ве­ком или, ско­рее все­го, вер­нуть­ся в чело­ве­че­ское состо­я­ние про­зву­ча­ла откры­то. «Назар­ба­ев! Адам бол!» — скан­ди­ро­ва­ли участ­ни­ки акции во гла­ве с Гуль­жан Ергалиевой.

Исто­рия при­клю­че­ния двух маль­чи­ков в пове­сти  Мед­ве­де­ва име­ет счаст­ли­вый конец. При­зыв «Баран­кин, адам бол!» достиг сво­ей цели. Прой­дя испы­та­ния нече­ло­ве­че­ской жиз­нью, под­рост­ки осо­зна­ли свои заблуж­де­ния и ста­ли людь­ми не толь­ко в био­ло­ги­че­ском смыс­ле это­го сло­ва. Они пере­смот­ре­ли свое отно­ше­ние к жиз­ни, свои обя­зан­но­сти перед роди­те­ля­ми, шко­лой и обще­ством, поня­ли, что посто­ян­ный труд — это осно­ва основ суще­ство­ва­ния живых существ. Они ста­ли на путь исправления.

А чем закон­чить­ся исто­рия с обра­ще­ни­ем к пре­зи­ден­ту по пово­ду закры­тия жур­на­ла «Адам бол»? Мно­го ли шан­сов у обще­ствен­но­сти на бла­го­при­ят­ный итог обра­ще­ния к гла­ве госу­дар­ства с прось­бой «Адам бол!»? Прой­де­на ли им точ­ка невоз­вра­та или все-таки еще не прой­де­на? Мама Юры Баран­ки­на гово­ри­ла, если силь­но захо­теть, то даже кур­но­сый нос может стать орли­ным. К носу пре­зи­ден­та мы пре­тен­зий не име­ем. А вот жур­нал «Адам бол», если силь­но пре­зи­дент захо­чет, он сохра­нить в состоянии.

Может быть, для того что­бы соот­вет­ство­вать поже­ла­ни­ям сто­рон­ни­ков жур­на­ла надо исполь­зо­вать, как в дет­ской лите­ра­ту­ре, закли­на­ния? В част­но­сти, в куль­ми­на­ци­он­ный момент пове­сти «Баран­кин, будь чело­ве­ком!», когда серый стриж гото­вит­ся скле­вать двух мура­вьев, в обли­ке кото­рых суще­ству­ют дру­зья-сорат­ни­ки, они про­из­но­сят вол­шеб­ное закли­на­ние тако­го содер­жа­ния: «Ни ночью, ни днем не хочу быть чер­ным мура­вьем. Я хочу наве­ки быть чело­ве­ком». После это­го обре­та­ют чело­ве­че­ский вид. И начи­на­ют воз­рож­дать­ся духовно.

Воз­мож­но, и Назар­ба­е­ву надо про­из­не­сти какое-нибудь вол­шеб­ное закли­на­ние. Толь­ко, что­бы силь­но сти­му­ли­ро­вать его к это­му, нужен стриж. А где нам взять для это­го все­силь­но­го стрижа?

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма