Детский писатель Валерий Медведев написал в 1961 году повесть «Баранкин, будь человеком!». Через два года по ней режиссер Александр Снежко-Блоцкий снял мультфильм, который полюбили миллионы советских детей. Повесть рассказывает о фантастических приключениях двух подростков — Баранкина Юры и Малинина Кости, которые, устав от школьных требований и положения классных лузеров, после очередной двойки по геометрии решили покинуть мир людей и жить среди птиц и насекомых.
Если незабвенный фонвизинский Митрофан восклицал: «Не хочу учиться, а хочу жениться!», то советские мальчики, не столь развращенные, как сын помещика-крепостника, произносят другое заклинание: «Не хочу учиться, а хочу быть птицей!». Наивным подросткам казалось, что только там, в мире природы, есть гармония и вечный отдых и — что особенно было важно для двух лентяев — не надо прилагать никаких усилий и соответствовать каким-либо следуемым извне требованиям. На деле оказалось все не так.
Иллюзии, питаемые подростками относительно беспечной и счастливой жизни птиц и насекомых, быстро рассеялись, как только они сами оказались в их роли. В мире природы, как выяснилось, опасность поджидает ее обитателей на каждом углу, за птицами охотятся кошки, за бабочками — люди и птицы, в мире муравьев идет настоящая война не на жизнь, а на смерть. Писатель, используя принцип формирования ценностной системы детей по принципу от противного, возвеличивает, таким образом, преимущества и достоинства человеческого мира и человеческих отношений. Побывав в мире птиц и насекомых, пройдя через разного рода испытания, насмотревшись и натерпевшись многого, друзья наконец осознают: быть человеком — это здорово, это великое счастье!
12 января Гульжан Ергалиева, редактор закрытого журнала «Адам бол», провела акцию «Прогулка с президентом» на алматинском Арбате. На акции присутствовали члены редколлегии журнала «Адам бол», общественные деятели, сочувствующие, все, кому дороги идеалы свободы слова в стране. Участники акции шли по Арбату и скандировали: «Президент, адам бол!», «Назарбаев, адам бол!».
Вроде бы таким образом напоминали президенту Назарбаеву о том, что он гарант Конституции и потому он несет прямую ответственность за состояние свободы СМИ в Казахстане, в том числе за судьбу многострадального журнала. На деле политический лозунг, связанный с судьбой закрытого решением суда журнала, приобрел более широкий, можно сказать, общечеловеческий смысл. И звучал он примерно так, как звучал в исполнении учителей и образцовых школьников, одноклассников двух оболтусов, рефреном прошедший в повести Медведева призыв: «Баранкин, будь человеком!»
Скажем откровенно, что история с закрытием журнала «Адам бол», с попыткой его сотрудников и читателей в отчаянии апеллировать непосредственно к президенту подытожила затянувшуюся как минимум на пятнадцать лет в нашем обществе бесконечную процедуру подачи индивидуальных и коллективных писем с просьбой помочь навести порядок там, где нагло и демонстративно чиновниками попрана справедливость, а нередко вместе с ней и законность. Как утопающий хватается за соломину, так и наша общественность раз за разом, почти потеряв всякую надежду найти правду, писала письма президенту.
Так, мы в разное время пытались остановить принятие драконовских законов, облегчить участь политзаключенных, отвести угрозы от СМИ, остановить судебный беспредел, нокаутировать коррупцию, наказать истинных виновников преступлений, выгородить безвинных, защитить безопасность страны и многое другое. Упорство, с которым мы обращались к тому, после которого умирала окончательно и надежда, восхищает и удивляет. Обращаться за помощью, зная, что ее, скорее всего, не будет, — общественный феномен, достойный серьезного изучения учеными разного профиля.
И в этом плане акция на Арбате почти ничем, кажется, на первый взгляд, не отличается от предыдущих мероприятий. Хотя, признаемся, все-таки разница есть. Разница «Прогулок с президентом» от всех предыдущих попыток достучаться до небес в предельной откровенности обращения и пожелания руководителю страны. Во всех других случаях, которых были сотни, если не тысячи, эта просьба, а иногда мольба к президенту быть и оставаться Человеком звучали между строк писем и статей, выражались не в прямой, а в метафорической форме, проглядывали сквозь игру слов, образов и смыслов.
А чего еще могут хотеть авторы письма, когда пишут, например, президенту: «Спуститесь, пожалуйста, на грешную землю, посмотрите на жизнь простого казахстанца!»? По смыслу такого рода обращения обозначают то же самое, что обычное русское «Будь человеком!» или часто адресуемое оторвавшимся от почвы казахское «Адам бол!». Спуститься на грешную землю можно, как известно, только если от нее оторвался, сойдя, допустим, с вершины Олимпа, где, согласно греческим мифам, живут только боги.
Или с облака, на котором, свесив ноги, как с лавки, сидит рядом с бородатым Всевышним очередной небожитель. На этот же раз эта просьба к президенту быть Человеком или, скорее всего, вернуться в человеческое состояние прозвучала открыто. «Назарбаев! Адам бол!» — скандировали участники акции во главе с Гульжан Ергалиевой.
История приключения двух мальчиков в повести Медведева имеет счастливый конец. Призыв «Баранкин, адам бол!» достиг своей цели. Пройдя испытания нечеловеческой жизнью, подростки осознали свои заблуждения и стали людьми не только в биологическом смысле этого слова. Они пересмотрели свое отношение к жизни, свои обязанности перед родителями, школой и обществом, поняли, что постоянный труд — это основа основ существования живых существ. Они стали на путь исправления.
А чем закончиться история с обращением к президенту по поводу закрытия журнала «Адам бол»? Много ли шансов у общественности на благоприятный итог обращения к главе государства с просьбой «Адам бол!»? Пройдена ли им точка невозврата или все-таки еще не пройдена? Мама Юры Баранкина говорила, если сильно захотеть, то даже курносый нос может стать орлиным. К носу президента мы претензий не имеем. А вот журнал «Адам бол», если сильно президент захочет, он сохранить в состоянии.
Может быть, для того чтобы соответствовать пожеланиям сторонников журнала надо использовать, как в детской литературе, заклинания? В частности, в кульминационный момент повести «Баранкин, будь человеком!», когда серый стриж готовится склевать двух муравьев, в облике которых существуют друзья-соратники, они произносят волшебное заклинание такого содержания: «Ни ночью, ни днем не хочу быть черным муравьем. Я хочу навеки быть человеком». После этого обретают человеческий вид. И начинают возрождаться духовно.
Возможно, и Назарбаеву надо произнести какое-нибудь волшебное заклинание. Только, чтобы сильно стимулировать его к этому, нужен стриж. А где нам взять для этого всесильного стрижа?