Всем российским лидерам оппозиции необходимо побывать на суде в Актау, чтобы увидеть, как ведет себя Владимир Козлов, заявил на пресс-конференции исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев после своей поездки в Актау. «У него есть чему поучиться!» – восхитился он.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
На западе Казахстана в самом разгаре судебный процесс по делу руководителя партии «Алга» Владимира Козлова, деятеля коалиции «Народный фронт» Серика Сапаргали и одного из лидеров семимесячной забастовки нефтяников Акжаната Аминова. Его на прошлой неделе смог посетить исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.
Своими впечатлениями от увиденного и услышанного Лев Пономарев поделился с российскими журналистами во время пресс-конференции, которая прошла 5 сентября в Независимом пресс-центре (Москва).
За два дня пребывания в Актау российский правозащитник присутствовал при выступлениях экспертов и двух свидетелей — Натальи Ажигалиевой и Талгата Сактаганова. Оба активисты забастовки и члены движения «Народный фронт». Но они, как и некоторые их соратники, выступили в этом процессе на стороне обвинения, дав показания против Владимира Козлова, Серика Сапаргали и Акжаната Аминова и пытаясь подтвердить версию следствия о том, что массовые беспорядки — дело рук оппозиции. Но их рассказы были во многом изобличены стороной защиты и самим Козловым, который, по словам Льва Пономарева, держался просто превосходно и своим ледяным спокойствием очень быстро остудил пыл Ажигалиевой, которая довольно агрессивно себя вела.
«Я бы всех наших лидеров: Навального, Немцова, Яшина — свозил на этот процесс, чтобы они посмотрели, как ведет себя Козлов во время суда, — заметил правозащитник. — Ведь каждому из них реально грозит уголовное обвинение. Козлов же, несмотря на то что его очень жестоко оскорбляют, нисколько не повышает голоса, а монотонно и очень последовательно задает вопросы свидетелям обвинения».
Так, Наталья Ажигалиева с жаром нападала на лидеров оппозиции, обвиняя их в том, что партия не выполнила своих обещаний и не поддержала участников забастовки. Ее интересовали только две темы: «Вы нам не дали экономиста и юриста, вы нам давали завышенное обещание, говорили, что будете поддерживать, но не поддерживали». И она все время возвращалась к ним, даже когда у нее спрашивали абсолютно о другом. Но Козлов с удивительным спокойствием задавал ей вопросы и в итоге доказал, что «Алга» помогала забастовке чем могла и что не выходило за рамки закона.
Как философски отметил Лев Пономарев, на самом деле у забастовщиков всегда есть право быть чем-то недовольными. Тем более когда произошли такие трагические события. Другое дело, что казахстанская власть может использовать подобного рода показания свидетелей против оппозиционеров. Показав по государственным каналам выступление Ажигалиевой, власть будет утверждать, что лидеры оппозиции обманули забастовщиков, которые были втянуты в политическую игру.
«Обвинения, предъявляемые Козлову, мягко говоря, не соответствуют тому, что говорили свидетели обвинения на суде, — отметил Лев Пономарев. — Свидетели показывают на одни факты, а в обвинении написано совершенно другое. Если суд приговорит Козлова, очевидно, что это будет неправедный и несправедливый суд».
Но особенно российского правозащитника впечатлили выступления экспертов. «Политолог говорила банальные вещи и обвиняла оппозицию в том, что она выступает против власти. Ее доклад был очень серым, скучным и отрепетированным заранее, — констатировал исполнительный директор общероссийского движения “За права человека”. — Она цитировала тексты с оппозиционных листовок. Но в России такие листовки можно увидеть на любом митинге и выступлении лидеров оппозиции. Получается, в качестве фактов свидетель обвинения привела две листовки, которые были подписаны Аблязовым, где говорилось о том, что власть в Казахстане преступная и ее надо свергать. Но, выходит, уже этого достаточно, чтобы осудить людей. Причем нигде не сказано: насильственно свергать».
Такая «доказательная база» обвинения вызвала недоумение у Льва Пономарева. Тем более что в обвинениях оппозиции прямо говорится, что «эта преступная группа, которая ставила перед собой цель насильственного свержения власти». При этом не приводится ни единого факта в доказательство данного заявления.
Выступление психолога на суде Лев Пономарев вообще оценил как «театральное зрелище»: «Человек вроде умный, доктор наук и в Москве где-то защищался, но при этом он очень сильно оскорблял сидящих за решеткой, — заметил правозащитник. — Он называл их неумными, глупыми, давал прочие нелестные характеристики. Вообще, экспертиза — дело комплексное, она должна иметь признаки профессиональной работы или хотя бы профессиональные термины. Вместо этого психолог дает следующую оценку Козлову: “легковозбудимый, глупый, не имеет нужного образования”. То есть упрекает его в том, что у него образование — ПТУ, и “поэтому у него завышенные представления о себе, как о политическом деятеле”. Еще отмечает, что он окончил музыкальный класс, и поэтому “является деятелем какой-то музыкальной тусовки”. Фактически этот психолог унижал Козлова».
По мнению Пономарева, психолог нес бред, бред непрофессиональный, но, наверное, хорошо оплачиваемый. Эксперты вообще уверены, что эта расправа над политическими противниками назарбаевского режима имеет цель дискредитировать беспрецедентную по массовости и продолжительности забастовку и само протестное движение, возникшее на западе республики, что позволит в дальнейшем расширить репрессии.
«Но самое плохое в той ситуации, которая сейчас происходит в Казахстане, — то, что все это, бесспорно, будущее России, — отметил Лев Пономарев. — У нас тоже возбуждено уголовное дело по разжиганию массовых беспорядков на Болотной площади. 12 человек уже сидят. Вот-вот могут взять под стражу лидеров оппозиции, и тогда будет полная копия событий в Казахстане». И молчать в такой ситуации — непозволительная роскошь.
Read the original post:
Навальному есть чему поучиться у Козлова