Самый политический из всех заключенных Казахстана наконец переведен из северного Казахстана в юго-восточный, где он и должен был с самого начала отбывать несправедливо назначенный ему срок. Близость и менее строгий режим позволили нам взять у Владимира Козлова эксклюзивное интервью.
Спросить хотелось обо всем сразу, поэтому интервью получилось несколько рваным — и о переезде, и об Украине, и о новом-старом премьере Казахстана. У Владимира Ивановича на все события есть свой взгляд и свое мнение.
- Владимир Иванович, какие впечатления на новом месте? Вы рады оказаться ближе к семье, друзьям и соратникам?
- Рад ли я, что меня наконец-то перевели в лагерь по месту жительства? Однозначно и благодарно. Всем-всем, кто в этом помогал, и даже тем, кто искренне желал этого, — огромное человеческое спасибо!
Я хотел этого с момента приговора и еще в Актау в тюрьме написал первое обращение в КУИС по этому поводу, но… После этого писал еще несколько раз и снова — «но». Ответы-отказы я уже цитировал; глупость не стоит повторять, поэтому еще раз — я безумно рад свершившейся, хотя и запоздалой, справедливости в части исполнения требований ст. 68 УИК РК. Рад и факту, и результату.
Отсутствие факультативных, но обязательных чрезмерностей, семья рядом, жене не приходится преодолевать две тысячи километров для того, чтобы пообщаться два часа, глядя друг на друга через два стекла от пола до потолка, — уже этого достаточно для того, чтобы радостно «почувствовать разницу».
- Есть ли разница в отношении к Вам как к политзаключенному здесь и в СКО?
- «Политзэк» — явление в «системе» особенное, сугубо чуждое. Я как бы «еду» в потоке, в массе, но не часть этого потока. За эти два с лишним года довелось прочесть почти все, что написал Ходорковский о себе в системе, и все сходится почти полностью. Удивляться не приходится: «системы» России и РК аналогичны, потому как имеют одну «школу» — НКВД.
Не думаю, что сейчас есть необходимость вдаваться в детали этого «бытия», тем более что я уже достаточно много написал об этом, «сидя» на петропавловской «тройке». Ежеминутное состояние — «что я тут делаю?», причем наше «правосудие» отправляет сюда все больше людей, которые чувствуют то же.
- Тоже «политических»?
- Это не политики, совсем нет. Это образованные, продвинутые, инициативные люди, делавшие бизнес в условиях «понятийных» правил и избирательного применения закона. Их сроки — 8, 9, 10, 11 лет лишения свободы… Это человеческие трагедии. Люди на что-то надеются, чего-то ждут… Хочется выйти отсюда и попытаться помочь, кого-то убедить, доказать, вернуть этих парней в семьи (они есть у них, любят, помогают, страдают), в общество, которому они будут полезны.
- Сейчас и в России, и в Казахстане говорят о «возвращении» Крыма. Вы, русский по национальности, рады прибавлению российской территории?
- Относительно ситуации с украинским Крымом моя позиция неизменна. Ранее я уже делился своим мнением по поводу событий в Украине, однозначно и мотивированно, будучи на стороне украинцев, а не пророссийского «дважды судимого» друга ВВП Януковича.
Естественно, я искренне сожалею о том, что события стали трагедией, а трагедия привела к общественно-экономическим потрясениям и потерям, но вина за это целиком лежит на Януковиче и Путине; может быть, даже более — на Путине, потому как Янукович не более чем зарвавшийся и проворовавшийся тип, из-за которого «великий кормчий всея Руси» дважды получил «сАлом по сусАлам» (в 2004 и в 2014 годах).
Захват Крыма — акт агрессии, без вариантов. Путин правильно просчитал неготовность США и Европы к третьей мировой войне; вернее — осознание ими своей исторической ответственности за последствия такого варианта. Сам Путин во имя своей личной обиды, в силу мстительности и безответственности к такому, видимо, был готов. Отсюда и результат: возникновение очага постоянного раздора — Крым.
Я читал мнение о том, что Россия «вернула» себе территорию, которую «неправильно» отдал Хрущев. Еще читал, что это было волеизъявлением граждан Крыма…Чушь! Если говорить о Хрущеве — нельзя забывать о крымских татарах, живших там задолго до. А еще можно вспомнить греков, живших там до татар, а еще раньше — Атлантиду…
В каждом витке истории при желании можно найти аргументы в помощь тем или иным притязаниям, но при этом ничто не будет служить оправданием реваншизму, потому как нельзя судить прошлое из настоящего. Тем более в таком деле, как отъем территорий силой.
Я против любого насилия и высоко оцениваю выдержку Украины, ЕС, США, которые не дали втянуть себя в убийственное противостояние. Россия совершила преступление, и нет никакой разницы, что она о себе думает. Аналоги того, что произошло в Крыму, можно встретить в истории Германии 30‑х годов. Нехорошая тождественность.
- Давайте обратимся к нашему государству. У Казахстана на повестке дня — Евразийский союз. Благо он или зло?
- Я считаю, второй приход Масимова в премьеры можно связать с необходимостью более качественной внешнеполитической деятельности. Невнятное позиционирование Казахстана в «крымской истории» может разместить Казахстан между молотом и наковальней, что и «золотой серединой» не назовешь.
МИД Казахстана, погрязший в скандалах в Германии (консул-контрабандист), в Италии (похищение жены и дочери Мухтара Аблязова), в Испании, где послы РК, вполне возможно, материально заинтересовывали судей и прокуроров по «делу Аблязова» (возможно, и во Франции тоже), не способен адекватно исполнять своих функций.
Масимов, который комфортно чувствует себя в коридорах власти Кремля, Пекина, имеющий «договорной» опыт взаимоотношений с ЕС и США, да еще и с распорядительными полномочиями премьера, это «ложка к обеду».
Кроме того, подошло время подписывать новый союз, навязанный Казахстану Путиным. Декларации о паритетных интересах стран — участниц ЕАЭС — пустой звук. Это проверено Таможенным союзом. То, что предрекали его противники (в том числе и мы), сбылось в деталях: Казахстан превращен в колонию, задешево экспортирующую сырье и импортирующую товарную продукцию.
- На взгляд обывателя, мы все импортируем из Китая. Что остается РФ и Беларуси?
- В угоду Беларуси и России мы создаем у них новые рабочие места (под наш рынок) и губим свое фермерство, неспособное отстаивать незащищенные рынки сбыта на территории Казахстана от демпинговой агрессии белорусских и российских сельхозпроизводителей.
Дисбаланс экономической деятельности Таможенного союза исчисляется миллиардными долларовыми минусами Казахстана — о чем говорить? ЕАЭС — еще один шаг «под Россию». Экономическая зависимость, безусловно, приведет к политическим уступкам, возможно — к появлению наднациональных структур.
Российские банки на территории РК встретит «Сбербанк России», что будет обусловлено необходимостью обслуживания российского бизнеса в Казахстане, и прочая, прочая, прочая. Желаю себе ошибиться, но знаю, что этого не случиться, к сожалению, пока люди, потерявшие стыд и чувство меры, называют себя властью.