«Поймите нас. Задолбало!» – большой транспарант с таким текстом долго висел на одной из центральных баррикад киевского Майдана. Протестующие говорили, что его изготовили и повесили киевские бизнесмены, которые вышли на площадь, потому что их задолбало вымогательство, рейдерство и произвол чиновников и силовиков.
Тот факт, что именно невиданные размеры коррупции в Украине спровоцировали народ выйти на улицы и смести ненавистных воров, признал даже президент России Владимир Путин, который, в принципе, не любит любые протесты против власти.
Другой партнер Украины по постсоветскому пространству — президент Беларуси Александр Лукашенко, комментируя ситуацию в соседней стране, прямо обвинил в кризисе чрезмерные аппетиты родни Януковича: «Как только дети президента начинают заниматься бизнесом — жди беды. Как только у жен и любовниц появляются короны на голове — жди беды».
Чем занимались жены и любовницы — мы не знаем. А вот чем прославились сыновья бывших «лидеров нации» — известно.
Короли госзакупок
Сегодня уже есть ряд расследований, которые показывают, что дети президента Януковича бизнес сделали на государственных закупках, ведь именно при нем большая часть госзакупок оказалась в руках двоих персонажей. Один из них — Ринат Ахметов — самый богатый человек Украины. Второй — Александр Янукович — старший сын, еще недавно скромный врач-стоматолог.
По данным «Рейтинга тендерных чемпионов», созданного «Forbes-Украина», структуры Александра Януковича за два последних года получили от государства на конкурсных торгах 62,5 миллиарда гривен (7,5 миллиарда долларов). Здесь не только углепром, но и железные дороги, строительство, энергетика.
Разбухающей от притока наличности корпорации Януковича-младшего понадобились собственные банки — появились Всеукраинский банк развития и «УкрБизнесБанк». Первый рос просто сумасшедшими темпами: на начало прошлого года активы банка выросли на 750%! Как не предположить, что бизнес-успехи скромного донецкого стоматолога связаны с влиянием его отца, ставшего президентом?
Но только с помощью детей контролировать все финансовые потоки не получалось. И тогда как черт из табакерки появился Сергей Курченко — мелкий харьковский менеджер, который внезапно стал одним из крупных игроков энергетического рынка Украины. Его группа «ГазУкраина 2009» только за первый год работы получила из бюджета около 1,7 миллиарда долларов.
В какую же сумму оценивается в целом состояние семьи беглого президента Украины Виктора Януковича?
Посчитать все активы довольно сложно. Но есть оценка бывшего советника правительства Украины по экономическим вопросам, старшего научного сотрудника института международной экономики имени Петерсона Андерса Аслунда.
«За последние четыре года Украина пережила беспрецедентное ограбление собственными правителями: по оценкам, состояние семьи Януковича составляет 12 миллиардов долларов», — сказал Аслунд в одном из интервью.
Так Янукович встал в один ряд с еще одним изгнанным своим народом президентом. Речь о бывшем кыргызском лидере Бакиеве.
«Лучше пьяный Айдар, чем трезвый Максим»
Напомним, что накануне первой кыргызской революции «тюльпанов» главным раздражающим фактором народного недовольства было участие в парламентских выборах 2005 года дочери и сына Аскара Акаева. Старшая дочь Бермет руководила пропрезидентской партией «Алга» и пыталась рулить кыргызской политикой, а братишка Айдар был фактическим владельцем сети супермаркетов, ночных клубов, компаний сотовой связи и очень стремился подчинить своему контролю экономику Кыргызстана. Но все рухнуло, когда 24 марта 2005 года всей семье пришлось бежать из страны.
В тот же день новоиспеченный лидер страны Курманбек Бакиев, объявленный парламентом исполняющим обязанности президента, поклялся на площади перед восставшими народными массами, что никогда не допустит членов своей семьи до вмешательства в политику и государственные дела. Однако все случилось иначе.
Проведя ряд изменений в Конституции страны, он получил почти диктаторские полномочия, и понеслось… Старший сын Марат был заместителем председателя Службы национальной безопасности, где занимался, по словам знающих людей, политическим сыском. Его имя даже связывали с «заказом» жестокого убийства в Казахстане кыргызского журналиста Геннадия Павлюка.
Младший же сын Максим, похоже, был у отца любимым чадом. Его непомерный аппетит к деньгам и власти обнаружился сразу после «тюльпановой революции» марта 2005 года. «Лучше пьяный Айдар, чем трезвый Максим», — эта фраза довольно скоро стала гулять по улицам постреволюционного Бишкека (Айдар — сын Аскара Акаева).
Однако чаша переполнилась, когда 29 октября в свет вышел указ президента о назначении Максима Бакиева руководителем ЦАРИИ — Центрального агентства Кыргызстана по развитию, инвестициям и инновациям. «Структура сразу же стала фактически параллельным правительством в стране, официально отдававшем в руки бишкекского «принца» бразды правления экономикой, а в перспективе — наследование поста главы государства», — сообщал сайт «Фергана».
В свою очередь эта структура Максима Бакиева отдала управление активами страны частной иностранной компании MGN Group, основателем и главой которой был гражданин США российского происхождения Евгений Гуревич.
MGN Group получила право финансового менеджмента практически всей национальной экономикой страны. В ее руки был отдан контроль над стратегическими национальными объектами — золоторудными, энергетическими, информационными: «Кыргызалтын», аэропорт Манас, «Электрические станции», «Кыргызгаз» и даже Социальный фонд Кыргызстана, а «Кыргызтелеком» и «Северэлектро» к моменту революции они успели продать самим себе за копейки.
То есть группа иностранных граждан полностью взяла в свои руки управление финансовой системой страны. Неудивительно, что кыргызский народ совершил еще одну революцию.
…Параллели можно продолжить с другими странами — с теми же Тунисом или Ливией. Однако вряд ли Курманбек Бакиев, Виктор Янукович и все остальные свергнутые президенты смогут признать, что люди вышли против них не потому, что им заплатил какой-то вашингтонский обком, а потому, что их семейки и окружение весьма по-крупному обворовали граждан и государство.