- Дело в том, что за последний год принципиально изменилась схема принятия решений в Казахстане. Если раньше все проходило через Назарбаева и, соответственно, людей, чье мнение елбасы воспринимал и чьим советам следовал, и вот их как раз и можно было назвать «серыми кардиналами», то теперь центр принятия решений не то чтобы совсем распался, но сильно ослаб и сместился в сторону руководителя администрации президента Карима Масимова.
Кроме того, елбасы оказались отодвинутыми ряд элитных групп, еще недавно считавшихся «непотопляемыми», а теперь ставших фактически «жертвами» новых фигур влияния в Акорде. Речь идет о «корейцах» и «евразийцах», чья звезда закатилась после смерти Владимира Ни, «южан», окончательно потерявших влияние после ухода из жизни Сарыбая Калмурзаева, «западников», отодвинутых в третий эшелон после смещения Аслана Мусина и бегства Бергея Рыскалиева, Кулибаева-младшего, скомпрометировавшего себя в глазах главной семьи страны, и его «тимуровцев».
Из ныне находящихся рядом с Нурсултаном Назарбаевым политических кланов пока «на коне» «технократы» во главе с Каримом Масимовым — Маратом Тажиным, «карагандинцы» под предводительством Сары Назарбаевой — Серика Ахметова и так называемые родственники. Правда, у последних нет единого лидера — вождя, и они сильно раздроблены, но среди них выделяются Нуртай Абыкаев, Ахметжан Есимов, Дарига Назарбаева и Темирхан Досмухамбетов.
Чуть поодаль держится внештатный советник президента Булат Утемуратов. Кроме него, к фигурам первого эшелона я бы добавил Имангали Тасмагамбетова, Адильбека Джаксыбекова, Аскара Мамина и, с оговоркой, Аслана Мусина — Кайрата Кожамжарова, Умирзака Шукеева и еще несколько человек. Впрочем, как и любой список или рейтинг, подобный выбор носит весьма субъективный характер, так что я не буду в обиде, если читатели со мной не согласятся.
Так вот, учитывая, что «серыми кардиналами» принято называть людей, которые, будучи влиятельными и способными предопределить решения верховной власти, сами при этом не занимают формально государственных должностей и действуют негласно, то таковых сегодня в Акорде единицы. Причем я сразу оговорюсь о том, что решения эти должны касаться если не всей страны, то ключевых сфер.
С этой точки зрения Карим Масимов и Марат Тажин «серыми кардиналами» не являются, поскольку фигуры публичные: первый работает руководителем администрации президента, а второй является по должности государственным секретарем. Скорее они первый и второй визири при «СуперХане».
Точно так же «серыми кардиналами» не являются Нуртай Абыкаев, Серик Ахметов и Ахметжан Есимов: первый — глава КНБ, второй — правительства, третий — самого крупного города страны.
При таком подходе «серыми кардиналами» можно назвать только Сару Назарбаеву, к которой вернулось неформальное звание первой леди страны, Булата Утемуратова и Темирхана Досмухамбетова. Другое дело, что их реальное участие в принятии политических решений сильно ограничено, и к тому же они в отличие от Карима Масимова — Марата Тажина не обладают весьма важным ресурсом влияния на елбасы.
Дело в том, что все они непубличные деятели и в этом качестве не воспринимаются за пределами Казахстана. Тогда как руководитель администрации президента и госсекретарь не просто известны за рубежом, но и, похоже, получили оттуда прямую поддержку. По крайней мере, от России и Китая. И, возможно, — молчаливое согласие США и Европы. Иначе никак не объяснить тот факт, что именно они сегодня определяют внутреннюю и внешнюю политику Казахстана.
Подготовил Ахмет КЕНЖЕ
Источник: Ежемесячная газета «С Пером и Шпагой» №4 (67) от 27 апреля 2013 года
Оригинал статьи: