Майдан должен быть в повседневности всех

Пет­ра Пав­лен­ско­го, как ни одно­го дру­го­го совре­мен­но­го худож­ни­ка, лег­ко узнать на ули­це: его харак­тер­ное скульп­тур­ное лицо с ртом, заши­тым для одной из акций, невоз­мож­но забыть, уви­дев хоть еди­но­жды. Худож­ник из Санкт-Петер­бур­га рабо­та­ет в жан­ре ради­каль­но­го поли­ти­че­ско­го пер­фор­ман­са, меди­у­мом кото­ро­го явля­ет­ся его соб­ствен­ное тело при актив­ном посред­ни­че­стве рос­сий­ско­го госу­дар­ства и средств мас­со­вой инфор­ма­ции, а основ­ной темой – репрес­сив­ный харак­тер власт­но­го аппа­ра­та в РФ. 

Его послед­няя акция “Фик­са­ция” состо­я­лась на Крас­ной пло­ща­ди в Москве и повлек­ла за собой про­стран­ные дис­кус­сии в око­ло­ху­до­же­ствен­ных и обще­ствен­но-поли­ти­че­ских СМИ, а так­же  пер­вое уго­лов­ное дело для художника.

“Укра­ин­ская Прав­да. Жизнь” столк­ну­лась с Пет­ром на глав­ной пло­ща­ди Укра­и­ны — #Евро­май­дане, где он бывал еже­днев­но на про­тя­же­нии послед­ней неде­ли. В Кие­ве Пав­лен­ский, по его соб­ствен­ным сло­вам, учит­ся искус­ству про­те­ста, посколь­ку здесь нащу­пы­ва­ет­ся то, что не уда­лось реа­ли­зо­вать в его стране.

Мы пого­во­ри­ли с худож­ни­ком о #Евро­май­дане как моде­ли мир­но­го сопро­тив­ле­нии, силе поли­ти­че­ско­го искус­ства и воз­мож­но­сти деко­ло­ни­зи­ро­вать соб­ствен­ный взгляд на про­ис­хо­дя­щее в дру­гих странах.

- Пер­вый вопрос зако­но­ме­рен: поче­му ты при­е­хал в Киев на Майдан?

- Я здесь, пото­му что в Кие­ве сей­час раз­во­ра­чи­ва­ет­ся ситу­а­ция, про­ти­во­по­лож­ная тому, что про­изо­шло в Рос­сии, что про­изо­шло с рос­сий­ским обще­ством. Про­ти­во­по­лож­ная тому, о чем я гово­рил в сво­ей послед­ней акции “Фик­са­ция” — апа­тии, поли­ти­че­ской индиф­фе­рент­но­сти, само­ка­стра­ции, ситу­а­ции, в кото­рой люди сами себя лиша­ют воз­мож­но­сти дей­ствия. Люди могут и долж­ны быть рав­но­силь­ны вла­сти, долж­ны сами доби­вать­ся того, что им при­над­ле­жит, а не поз­во­лять быть управ­ля­е­мым скотом.

В Рос­сии, к сожа­ле­нию, ситу­а­ция пока скла­ды­ва­ет­ся доста­точ­но нега­тив­но: люди фик­си­ру­ют­ся на про­шлых пора­же­ни­ях и на сво­их разо­ча­ро­ва­ни­ях в поли­ти­че­ском кли­ма­те. Но все это может поме­нять­ся щелч­ком паль­цев — нуж­но про­сто начать дей­ство­вать по-дру­го­му, пере­стать сидеть и бес­ко­неч­но раз­гля­ды­вать экра­ны сво­их ком­пью­те­ров и ноутбуков.

Сей­час в Рос­сии непо­сред­ствен­ное дей­ствие заме­не­но актом смот­ре­ния — смот­ре­ния в экра­ны мони­то­ров, сиде­ния в мяг­ких, а ино­гда не очень мяг­ких, крес­лах дома и на рабо­те. Но сидя в крес­лах, люди нахо­дят­ся в том поло­же­нии, кото­рое я пока­зы­вал в акции, и это дале­ко не ком­форт­ное поло­же­ние. И это дей­стви­тель­но мож­но назвать мазо­хиз­мом: чело­век, оза­бо­чен­ный ком­форт­ным поло­же­ни­ем и кон­форм­ным суще­ство­ва­ни­ем в насто­я­щем, ока­зы­ва­ет­ся без­уча­стен к тому, что с ним будет зав­тра. А зав­тра люди ока­зы­ва­ют­ся в госу­дар­стве тюрем­но­го режима.

Такое поло­же­ние вещей очень зави­сит и от самих людей. Имен­но на людях лежит ответ­ствен­ность, пото­му что люди пре­вос­хо­дят власть коли­че­ствен­но. У вла­сти, конеч­но, есть гро­мад­ные ресур­сы, и с каж­дым днем что-то сде­лать ста­но­вит­ся все слож­нее, пото­му что огром­ное коли­че­ство дота­ций выде­ля­ет­ся на укреп­ле­ние сило­вых струк­тур. В мет­ро­по­ли­тене в Москве или Петер­бур­ге висят объ­яв­ле­ния о допол­ни­тель­ном набо­ре в сило­вые струк­ту­ры, в полицию.

Май­дан явля­ет­ся при­ме­ром того, как обще­ство суме­ло само­ор­га­ни­зо­вать­ся. Фото Евге­ний Никифоров

Все обще­ство ско­ро будет вовле­че­но в эту струк­ту­ру, в этот очаг вла­сти, под при­смот­ром сну­ю­щих повсю­ду ФСОш­ни­ков, этих ище­ек, кото­рые при­тво­ря­ют­ся обыч­ны­ми людь­ми, а на самом деле под­слу­ши­ва­ют, сле­дят за теми, кто при­хо­дят отды­хать на пло­щадь. Этот бес­ко­неч­ный над­зор рабо­та­ет по очень эффек­тив­ной фор­му­ле — забо­те о без­опас­но­сти насе­ле­ния. Власть бес­ко­неч­но аппе­ли­ру­ет к этой фор­му­ле, но на самом деле она забо­тит­ся толь­ко о сво­ей соб­ствен­ной безопасности.

Если рань­ше на стан­ции мет­ро сто­ял один поли­цей­ский или два, то сей­час они уже куч­ка­ми по пять чело­век сто­ят. И чем даль­ше, тем будет слож­нее: ско­ро насту­пит пер­ма­нент­ный день поли­ции и Крас­ная пло­щадь рас­пол­зет­ся повсю­ду, покро­ет все, как коро­ста. И это будет иде­аль­ная струк­ту­ра для вла­сти, для аппа­ра­та насилия.

Что мож­но уви­деть на Май­дане? Здесь нет поли­ции, но при этом здесь поря­док и нет маро­дер­ства. Из это­го мож­но сде­лать вывод, что поли­ция нуж­на не для без­опас­но­сти граж­дан — она нуж­на толь­ко для без­опас­но­сти вла­сти. И это еще одна при­чи­на, по кото­рой нуж­но нахо­дить­ся на Май­дане — он явля­ет­ся при­ме­ром того, как обще­ство суме­ло само­ор­га­ни­зо­вать­ся. Сей­час в Укра­ине нару­ше­на цен­тра­ли­за­ция вла­сти, Май­дан живет сво­ей жиз­нью и пока­зы­ва­ет, что люди могут совер­шен­но спо­кой­но обхо­дить­ся без власт­ных струк­тур. На самом деле, это анар­хи­че­ская модель сосуществования.

- Как ты ее оцениваешь?

- Сей­час эта модель рабо­та­ет, но, без­услов­но, долж­но про­ис­хо­дить посто­ян­ное раз­ви­тие. Долж­ны появ­лять­ся новые ини­ци­а­ти­вы, ина­че это рис­ку­ет пре­вра­тить­ся в эпи­зо­ди­че­ское вре­мя­пре­про­вож­де­ние и людей будет ста­но­вит­ся все мень­ше. Когда это пере­ста­нет быть осмыс­лен­ным сопро­тив­ле­ни­ем и пре­вра­тит­ся в тусов­ку, людям про­сто ста­нет скуч­но, они нач­нут раз­бре­дать­ся. Не долж­на терять­ся цель. Но и цель все рав­но явля­ет­ся чем-то абстрактным.

Очень важ­но, что­бы Май­дан выхо­дил за пре­де­лы сво­ей лока­ции — Май­дан дол­жен при­сут­ство­вать в повсе­днев­но­сти каж­до­го чело­ве­ка, кото­рый его под­дер­жи­ва­ет. Ведь у каж­до­го чело­ве­ка есть свое рабо­чее место — пред­став­ля­е­те, если, ска­жем, работ­ни­ки транс­пор­та хотя бы на один день сабо­ти­ру­ют город­ское дви­же­ние? Все оста­но­вит­ся и это будет ощу­ти­мый удар по власти.

С запус­ком таких про­цес­сов могут спра­вить­ся проф­со­юз­ные орга­ни­за­ции. Вот так Май­дан может рабо­тать. И если он смо­жет так зара­бо­тать, тогда он будет давать боль­шие пло­ды. Само­ор­га­ни­за­ция долж­на совер­шен­ство­вать­ся. Что про­изо­шло в Рос­сии? Выхо­ды на ули­цу и митин­ги после деся­то­го, два­дца­то­го раза ста­ли для людей обыч­ным времяпрепровождением.

Люди все так же ходи­ли на свои рабо­ты, зани­ма­лись обыч­ны­ми дела­ми, а вече­ром про­сто выхо­ди­ли на ули­цы, где мог­ли посто­ять и попить пива — это поте­ря­ло вся­кий смысл. Вско­ре люди, есте­ствен­но, про­сто пере­ста­ли ходить — надо­е­ло. Май­дан дол­жен стать частью жиз­ни, ина­че всё это может ока­зать­ся поте­рей вре­ме­ни, и тогда в чем вооб­ще смысл все­го происходящего?

- Воз­мож­но, глав­ным резуль­та­том Май­да­на потен­ци­аль­но ста­нет то, что к полу­чен­но­му здесь опы­ту мож­но будет воз­вра­щать­ся и в “мир­ное время”?

- Да, без­услов­но. Но это долж­но все рав­но дать какие-то резуль­та­ты. Если Май­дан не даст резуль­та­тов, тогда он будет ассо­ци­и­ро­вать­ся у людей не с поло­жи­тель­ным опы­том, а с бес­по­лез­ной поте­рей вре­ме­ни. И тогда, ско­рее все­го, этот опыт никто нику­да уже не будет пере­но­сить. Что люди будут пере­но­сить? Бар­ри­ка­ды у себя дома стро­ить? Про­ду­мы­вать систе­му отно­ше­ний, при кото­рой мож­но бес­плат­но поесть, а через пол­ча­са по соб­ствен­но­му жела­нию кому-то помочь и сде­лать про­стую работу?

Важен, ско­рее, момент осо­знан­но­сти дей­ствия и, без­услов­но, здесь он у людей появ­ля­ет­ся. Но когда чело­век вновь погру­зит­ся в струк­ту­ру госу­дар­ства с его аппа­ра­та­ми подав­ле­ния и кон­тро­ля, когда сно­ва ока­жет­ся в при­выч­ной схе­ме “рабо­та-потреб­ле­ние-дом”, то этот опыт будет не волне при­ме­ним. Он оста­нет­ся, как некое воспоминание.

Мне кажет­ся, что опыт Май­да­на дол­жен перей­ти в прак­ти­ку посто­ян­но­го сопро­тив­ле­ния: люди долж­ны понять, какие дей­ствия они могут пред­при­ни­мать, нахо­дясь в струк­ту­ре госу­дар­ства, и как они могут с этой струк­ту­рой бороть­ся, если не соглас­ны с ней. Сей­час в каче­стве одной из таких ини­ци­а­тив явля­ет­ся “Обще­ствен­ное теле­ви­де­ние” Гро­мадсь­ке ТВ — ред.

Май­дан мож­но рас­смат­ри­вать и как вре­мен­ный анар­хи­че­ский иде­ал. Это сво­е­го рода ком­му­на: кто-то при­но­сит еду, кто-то при­но­сит одеж­ду, люди из раз­ных соци­аль­ных сло­ев что-то дела­ют вме­сте. Это антро­по­ло­ги­че­ская модель быта людей.

То, что сей­час здесь про­ис­хо­дит, очень вооду­ше­ви­ло весь мир, уже не гово­ря о Рос­сии, где все мыс­ля­щее насе­ле­ние с огром­ным ува­же­ни­ем и вос­хи­ще­ни­ем смот­рит на Укра­и­ну и гово­рит о ней. Люди пока­зы­ва­ют, что они не объ­ек­ты управ­ле­ния, что они не без­воль­ный скот, что у них есть воля — и это­му будут учить­ся все.

И еще очень важ­но, что подоб­ное при­тя­ги­ва­ет подоб­ное. Это вооду­шев­ле­ние при­вле­ка­ет людей, ряды Май­да­на будут попол­нять­ся за счет тех, кто будет подъ­ез­жать из дру­гих горо­дов и стран. Если бы у самих людей не было бы вооду­шев­ле­ния и веры в себя, ни я, ни дру­гие не при­ле­те­ли бы.

- Оран­же­вая рево­лю­ция 2004 года ста­ла точ­кой отсче­та для фор­ми­ро­ва­ния цело­го ново­го поко­ле­ния худож­ни­ков в Укра­ине. Сего­дня они актив­но участ­ву­ют в про­тестном дви­же­нии. Как ты счи­та­ешь, все­гда ли пово­рот­ные собы­тия в жиз­ни стра­ны син­хро­ни­зи­ру­ют­ся к ана­ло­гич­ны­ми пово­рот­ны­ми эта­па­ми в раз­ви­тии искусства?

- Думаю, что такие собы­тия, без­услов­но, долж­ны ока­зы­вать вли­я­ние, давать силь­ный импульс. Во-пер­вых, сам Май­дан — это боль­шое про­из­ве­де­ние искус­ства, пото­му что тут про­ис­хо­дит жиз­не­твор­че­ство, воз­ни­ка­ют новые моде­ли вза­и­мо­дей­ствия меж­ду людь­ми. Посмот­ри­те на бар­ри­ка­ды с точ­ки зре­ния их визу­аль­ной фор­мы. Если про­ана­ли­зи­ро­вать их с пози­ции функ­ци­о­наль­но­сти, зна­чи­тель­ная часть бар­ри­кад не очень силь­на. Но имен­но бар­ри­ка­ды созда­ют этот осо­бый кон­текст — весь Май­дан пре­вра­ща­ет­ся в тоталь­ную инстал­ля­цию. Весь этот уча­сток горо­да рабо­та­ет и само­вос­про­из­во­дит­ся как объ­ект искус­ства. Имен­но это и есть самое насто­я­щее, живое искусство.

Вто­рой аспект будет свя­зан с ито­га­ми, с тем, чего добьют­ся сами люди. Мож­но вспом­нить то, что про­ис­хо­ди­ло в Рос­сии в нача­ле 20 века, напри­мер, пери­од с 1910 года, когда на волне соци­а­ли­сти­че­ской рево­лю­ции воз­ник­ли кубо­фу­ту­ризм, супре­ма­тизм, кон­струк­ти­визм. Это все очень тес­но вза­и­мо­свя­за­но, искус­ство нуж­да­ет­ся в поли­ти­че­ских пере­ме­нах, в бун­тах, в вос­ста­ни­ях, пото­му что худож­ни­ки живут эти­ми транс­фор­ма­ци­я­ми социального.

Я про­пус­каю через себя все про­ис­хо­дя­щее с соци­аль­ным телом

- Твои акции явля­ют­ся пря­мым ком­мен­та­ри­я­ми к поли­ти­че­ским собы­ти­ям Рос­сии. Рас­ска­жи, поче­му в сво­их акци­ях ты все­гда рабо­та­ешь с соб­ствен­ным телом, при­чем в доволь­но жест­кой форме?

- В сво­их акци­ях я гово­рю о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях вла­сти, как аппа­ра­та наси­лия с одной сто­ро­ны, и обще­ства с дру­гой. Я став­лю себе зада­чу создать визу­аль­ный код и пока­зать соци­аль­ные про­цес­сы посред­ством дей­ствий над инди­ви­ду­аль­ным телом. И это рабо­та­ет, пото­му что я про­пус­каю через себя все про­ис­хо­дя­щее с соци­аль­ным телом, гово­рю о нем и одно­вре­мен­но обра­ща­юсь к нему же без каких-либо посредников.

Гово­ря о посред­ни­ках, я под­ра­зу­ме­ваю раз­лич­ные инсти­ту­ции, заня­тые адми­ни­стри­ро­ва­ни­ем искус­ства. Поэто­му про­ис­хо­дит живой диа­лог, про­ис­хо­дит вза­и­мо­дей­ствие. Я создаю некий импульс, вокруг кото­ро­го воз­ни­ка­ет рефлек­сия, запус­ка­ют­ся какие-то про­цес­сы, появ­ля­ет­ся воз­мож­ность изме­не­ния обще­ствен­но­го отно­ше­ния к каким-то вещам. Этот про­цесс бес­ко­неч­но живой, как и сам соци­аль­ный организм.

У тела есть иммун­ная систе­ма, но иммун­ная систе­ма может дать сбой и тогда воз­ни­ка­ют аллер­ги­че­ские забо­ле­ва­ния иммун­ной систе­мы, имму­ни­тет начи­на­ет подав­лять и уни­что­жать тело, кото­рое он дол­жен обе­ре­гать. Мож­но про­ве­сти ана­ло­гию с тем, что про­ис­хо­дит в Рос­сии, с тем, как рабо­та­ет цен­зу­ра и уни­что­жа­ет целые пла­сты куль­ту­ры. Искус­ство ката­ли­зи­ру­ет эти аллер­ги­че­ские про­цес­сы, репрес­сив­ный аппа­рат захле­бы­ва­ет­ся и начи­на­ет рабо­тать на само­по­дав­ле­ние. Подав­ляя и уни­что­жая себя, он пере­ста­ёт подав­лять куль­ту­ру. Одна­ко запу­стить такие про­цес­сы не так-то просто.

Отно­си­тель­но эффек­тив­но­сти сво­их дей­ствий в обла­сти поли­ти­че­ско­го искус­ства, на сего­дняш­ний день мож­но гово­рить о том, что мои акции пока­зы­ва­ют людям, насколь­ко лег­ко мож­но создать тупи­ко­вую ситу­а­цию для вла­сти. Пото­му что власть абсо­лют­но бес­по­мощ­на, как толь­ко ты начи­на­ешь дей­ство­вать не по ее сце­на­рию, пере­ста­ешь быть объ­ек­том управ­ле­ния и дей­ству­ешь как субъект.

- Твои акции осу­ществ­ля­ют­ся “вжи­вую”, но основ­ное их быто­ва­ние про­те­ка­ет в поле медиа, после того, как СМИ рас­про­стра­ня­ют о них инфор­ма­цию. Как ты рабо­та­ешь с этим медиа-полем?

- То, чем я зани­ма­юсь, назы­ва­ет­ся поли­ти­че­ским искус­ством. Есть два поня­тия — поли­ти­че­ское искус­ство и искус­ство о поли­ти­ке. Поли­ти­че­ское искус­ство рас­смат­ри­ва­ет власть и систе­му управ­ле­ния как набор инстру­мен­тов, с помо­щью кото­рых осу­ществ­ля­ют­ся кон­троль и манипуляции.

Поли­ти­че­ское искус­ство ста­вит себе зада­чу втор­гать­ся в эту систе­му и обра­щать ее инстру­мен­ты про­тив субъ­ек­та вла­сти, направ­лять их на кри­ти­ку вла­сти или в осо­бен­но удач­ных слу­ча­ях запус­кать про­цесс её само­раз­ру­ше­ния. Таки­ми инстру­мен­та­ми явля­ют­ся госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия, рели­гия, зако­но­да­тель­ная систе­ма, меди­ци­на и пси­хи­ат­рия, и еще, конеч­но, страх и раз­лич­ные фобии, кото­рые внед­ря­ют­ся посред­ством СМИ.

Бла­го­да­ря этим фоби­ям чело­век сам себе ста­но­вит­ся и судьей, и поли­цей­ским — госу­дар­ству не надо тра­тить лиш­них уси­лий для мани­пу­ля­ций. Посколь­ку СМИ явля­ют­ся инстру­мен­том вла­сти, то и поли­ти­че­ское искус­ство, без­услов­но, стре­мит­ся исполь­зо­вать СМИ, как инстру­мент для кри­ти­ки вла­сти, застав­ля­ет рабо­тать на искус­ство. Чем боль­ше этих инстру­мен­тов уда­ет­ся апро­при­и­ро­вать, тем более успеш­ным мож­но счи­тать про­ект. Если же мы гово­рим про искус­ство о поли­ти­ке, то оно инте­ре­су­ет­ся внеш­ней атри­бу­ти­кой, рас­смат­ри­ва­ет толь­ко поли­ти­че­скую сим­во­ли­ку, по-раз­но­му её изоб­ра­жа­ет и ком­пи­ли­ру­ет, но не втор­га­ет­ся в саму систему.

Для госу­дар­ства СМИ — это инстру­мент для управ­ле­ния и подав­ле­ния. Но искус­ству уда­ет­ся создать обрат­ную ситу­а­цию. Даже когда феде­раль­ные СМИ ста­ра­ют­ся сде­лать дис­кре­ди­ти­ру­ю­щий мате­ри­ал, то все рав­но начи­на­ют рабо­тать на искус­ство, на под­рыв нар­ра­ти­ва вла­сти. Этот под­рыв начи­на­ет рас­про­стра­нят­ся и захва­ты­вать все, ломая цен­зор­ские преграды.

Когда я начи­нал пла­ни­ро­вать акцию “Фик­са­ция” — ред., я имел в виду, что транс­ли­ро­вать ее будет доста­точ­но слож­но, пото­му что Рос­ком­над­зор запре­ща­ет инфор­ма­цию тако­го рода, сле­дуя зако­нам о защи­те детей от вред­ной инфор­ма­ции. Само это изоб­ра­же­ние крайне про­бле­ма­тич­но для СМИ. Когда я потом уже про­вел мони­то­ринг, то уви­дел очень обра­до­вав­шую меня вещь: инфор­ма­ция ока­за­лась силь­ней бло­кад цензоров.

Людям, кото­рые выкла­ды­ва­ли кар­тин­ку, закры­ва­ли стра­ни­цы на Фейс­бу­ке. Youtube уда­лял видео один за дру­гим. Но все рав­но, коли­че­ство повтор­ных зака­чек ока­за­лось настоль­ко боль­шим, что систе­ма была задав­ле­на ими. Даже под­чи­нен­ные госу­дар­ству СМИ не могут дик­то­вать свои пра­ви­ла. Они про­сто полу­ча­ют визу­аль­ный код, кото­рый застав­ля­ет их каким-то обра­зом втя­ги­вать­ся в создан­ную ситу­а­цию, и тогда все рос­сий­ские зако­ны о цен­зу­ре ока­зы­ва­ют­ся в один момент недей­ствен­ны­ми. Эта ситу­а­ция силь­нее всех меха­низ­мов управ­ле­ния — она их обра­ща­ет про­тив себя, пока­зы­ва­ет их сла­бость, их бес­по­мощ­ность, пока­зы­ва­ет, что люди сво­ей чис­лен­но­стью могут управ­лять ситуацией.

- Про­во­дя мони­то­ринг и ана­ли­зи­руя реак­цию СМИ, дела­ешь ли ты какие-то выво­ды о рабо­те с ними при раз­ра­бот­ке сле­ду­ю­щих акций?

- Я все­гда ста­ра­юсь исхо­дить из акту­аль­ной ситу­а­ции в стране. Учи­ты­ваю ли я опыт? Навер­ное, мы все учи­ты­ва­ем свой преды­ду­щий опыт, исполь­зу­ем какие-то нара­бот­ки. Мне часто зада­ют один и тот же вопрос — а что вы пла­ни­ру­е­те делать в сле­ду­ю­щей раз? Я не знаю. Каж­дая моя акция гото­вит­ся как един­ствен­ный эпи­зод, после кото­ро­го может ниче­го уже и не будет. Мои акции свя­за­ны с тем, что про­ис­хо­дит сей­час, на каж­дом эта­пе мне нуж­но кон­цен­три­ро­вать­ся на происходящем.

Выска­зы­ва­ние, затра­ги­ва­ю­щее доволь­но широ­кий кон­текст долж­но уме­стить­ся в эле­мен­тар­ном жесте, его нуж­но при­ве­сти к про­стой фор­му­ле. Даже с про­из­вод­ствен­ной точ­ки зре­ния было бы невоз­мож­но думать одно­вре­мен­но о двух акци­ях, и, тем более, думать о том, что я сде­лаю через год или пять лет. Я не знаю, как изме­нит­ся ситуация.

Поли­ти­че­ское искус­ство зави­сит от поли­ти­че­ско­го кон­тек­ста, а кон­текст меня­ет­ся. Не было бы вот этих зако­нов, не было бы акции. Не было бы воз­мож­но­сти вторг­нуть­ся про­па­ган­ду феде­раль­ных СМИ я бы тоже, воз­мож­но, дей­ство­вал ина­че. Сама власть кор­мит меня сво­и­ми дей­стви­я­ми. Будучи аппа­ра­том наси­лия, власть порож­да­ет соб­ствен­ных чудо­вищ, раз­ви­ва­ет сце­на­рий, явно невы­год­ный для себя.

В каче­стве при­ме­ра при­ве­ду, опять таки, Pussy Riot. Их акция запу­сти­ла про­цесс само­де­струк­ции церк­ви как идео­ло­ги­че­ско­го аппа­ра­та с мно­го­ве­ко­вой исто­ри­ей, кото­рый бази­ро­вал­ся на пред­рас­суд­ках оду­ра­чен­ных людей, на инстру­мен­тах воз­дей­ствия на пси­хи­ку этих людей, на мани­пу­ля­ции когни­тив­ны­ми про­цес­са­ми. Я учил­ся на отде­ле­нии мону­мен­таль­ной живо­пи­си. Нас учи­ли, каки­ми сред­ства­ми и за счет чего ока­зы­ва­ет воз­дей­ствие рели­ги­оз­ное искус­ство. Чело­век при­хо­дит в кле­ри­каль­ное учре­жде­ние и под­вер­га­ет­ся вли­я­нию идеологии.

Это все про­ис­хо­дит за счет фор­маль­ный вещей: когда чело­век видит свет золо­та на ико­нах, свет, исхо­дя­щий из цвет­ных вит­ра­жей, чув­ству­ет запах лада­на и све­чей, это все вво­дит его в опре­де­лен­ное состо­я­ние. В этом состо­я­нии в чело­ве­ка вво­дят необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию. Вот для это­го в госу­дар­ствен­ных худо­же­ствен­ных ВУЗах и гото­вит­ся обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал. Это огром­ный нала­жен­ный механизм.

В слу­чае с Pussy Riot мы уви­де­ли, как сила искус­ства ока­за­лась силь­нее, и меха­низм начал рабо­тать про­тив само­го себя. И теперь уже нет сомне­ний, что меж­ду учре­жде­ни­я­ми РПЦ и поли­цей­ски­ми учре­жде­ни­я­ми сто­ит знак равен­ства. Цер­ковь сама сорва­ла мас­ки — это оче­вид­ный про­цесс само­уни­что­же­ния, посколь­ку цер­ковь начи­на­ет выгля­деть все более и более смеш­но и неле­по, все более под­чер­ки­ва­ет свою фиктивность.

Сей­час пред­при­ни­ма­ют­ся попыт­ки защи­ты, попыт­ки что-то испра­вить, архи­манд­ри­ты пишут пись­ма в прось­бах о смяг­че­нии нака­за­ния, но всё это име­ло смысл до выне­се­ния при­го­во­ра, а не за несколь­ко меся­цев до кон­ца сро­ка. Теперь окон­ча­тель­ное само­уни­что­же­ние РПЦ МП — вопрос времени.

- Рас­ска­жи о юри­ди­че­ских послед­стви­ях тво­ей акции.

- Вна­ча­ле про­тив меня воз­бу­ди­ли адми­ни­стра­тив­ное дело. А потом вдруг начи­на­ет­ся такой аттрак­ци­он доб­ро­ты. Меня демон­стра­тив­но отпус­ка­ют око­ло зда­ния суда, все так заме­ча­тель­но, судья даже не рас­смат­ри­ва­ет дело. Это адми­ни­стра­тив­ное дело гово­ри­ло о том, что я совер­шил мел­кое хули­ган­ство, кото­рое выра­жа­лось в явном неува­же­нии к обще­ству. Но судья не нашла соста­ва пра­во­на­ру­ше­ния и дело было пре­кра­ще­но. С преды­ду­щей акци­ей “Туша” было то же самое. Сле­до­ва­те­ли и мусо­ра несколь­ко раз пода­ва­ли дело в суд, судья им отка­зы­вал. Но суда они таки доби­лись, и судья все рав­но не обна­ру­жи­ла соста­ва правонарушения.

С “Фик­са­ци­ей” после закры­тия адми­ни­стра­тив­но­го дела они все-таки не удер­жа­лись и через 3 или 4 дня было воз­буж­де­но уго­лов­ное дело, кото­рое до сих пор нахо­дит­ся в раз­ра­бот­ке. Орга­ни­за­ция “Аго­ра” заин­те­ре­со­ва­лась этим делом и пред­ло­жи­ла мне бес­плат­ную юри­ди­че­скую защи­ту, а у них есть хоро­ший опыт рабо­ты по защи­те пред­ста­ви­те­лей искус­ства от напа­док сле­до­ва­те­лей и прокуратуры.

Про­тив меня воз­бу­ди­ли уго­лов­ное дело за раз­жи­га­ние враж­ды и нена­ви­сти по отно­ше­нию к некой соци­аль­ной группе

- По какой ста­тье воз­бу­ди­ли дело?

- 213 ста­тья, часть 1, пункт “б”. Яко­бы я раз­жи­гал враж­ду и нена­висть по отно­ше­нию к некой соци­аль­ной груп­пе. Но, если я к чему-то и раз­жи­гал нена­висть, то это была поли­ти­че­ская индиф­фе­рент­ность и поли­цей­ское госу­дар­ство, а ни то, ни дру­гое не явля­ет­ся соци­аль­ной груп­пой. Опять фаб­ри­ку­ет­ся дело и оно очень смеш­ное. Смеш­ное, пото­му что они рабо­та­ют про­тив себя, при­вле­ка­ют еще боль­ше вни­ма­ния к тому, о чем я говорил.

Самое гра­мот­ное, что они сей­час могут сде­лать, так это очень тихо дело пре­кра­тить, и адво­ка­ты могут помочь им с тем, что­бы юри­ди­че­ски это было более кра­си­во. Полу­ча­ет­ся так, что любое дей­ствие про­тив меня толь­ко рабо­та­ет на раз­ви­тие мое­го выска­зы­ва­ния, кото­рое, таким обра­зом, все боль­ше обрас­та­ет новы­ми репликами.

При­чем, эти репли­ки уже сами обла­да­ют при­зна­ка­ми искус­ства, соб­ствен­ны­ми кон­цеп­ту­аль­ны­ми, фор­маль­ны­ми и пла­сти­че­ски­ми свой­ства­ми (пока­зы­ва­ет скан поста­нов­ле­ния о воз­буж­де­нии уго­лов­но­го дела — под­пись сле­до­ва­те­ля визу­аль­но очень похо­жа на узор колю­чей про­во­ло­ки, в кото­рую Пав­лен­ский был завер­нут во вре­мя акции “Туша”). Это лич­ная под­пись сле­до­ва­те­ля, он сам ее нари­со­вал — ниче­го не нуж­но выду­мы­вать. Дело само раз­ви­ва­ет­ся по сце­на­рию искус­ства. Мне оста­ет­ся толь­ко весе­лить­ся и сле­дить, что они еще инте­рес­но­го при­ду­ма­ют. Адво­ка­ты помо­га­ют мне.

Сей­час в Рос­сии вышел указ об амни­стии, 213-ая ста­тья так­же под нее попа­да­ет, но есть один тон­кий момент. Управ­ле­ние дозна­ни­ем может пред­ло­жить пре­кра­тить мое дело по амни­стии, но при­нять амни­стию зна­чит при­знать свою вину. Это будет озна­чать, что я совер­шил пре­ступ­ле­ние, но меня про­сто не нака­зы­ва­ют. Мы это­го не будем делать Сфаб­ри­ко­ван­ное дело так и оста­нет­ся сфаб­ри­ко­ван­ным, пре­ступ­ле­ния как не было, так и нет, нуж­но про­сто сто­ять на своем.

- Для тебя важ­но оста­вать­ся в России?

- В дан­ный момент да, поли­ти­че­ская ситу­а­ция слиш­ком небла­го­при­ят­ная. Мне важен диа­лог с обще­ством, обще­ствен­ная рефлек­сия. Власть посред­ством уго­лов­ных дел тоже всту­па­ет в опре­де­лен­ный диа­лог, наме­ка­ет, что луч­ше бы уехать. Мно­гие сове­ту­ют эми­гри­ро­вать. Но тогда я само­устра­нюсь для пред­ста­ви­те­лей вла­сти, и это будет для них слиш­ком лег­ким реше­ни­ем про­бле­мы. Зачем делать такие подарки?

- Уехав, поте­ря­ешь ли ты пред­мет сво­ей худо­же­ствен­ной практики?

- В дру­гой стране мне нуж­но будет погру­жать­ся в дру­гой кон­текст, пони­мать, как он рабо­та­ет. И это будет уже что-то совсем дру­гое. Напри­мер, систе­ма управ­ле­ния на Запа­де рабо­та­ет не так, как в Азии, Восточ­ной Евро­пе и Рос­сии, она там более изощ­рен­ная. Мои акции нель­зя про­сто взять и пере­не­сти туда, ско­пи­ро­вать, сде­лать каль­ку. Это будет выгля­деть гро­теск­но. Нуж­но было бы исхо­дить из того, что там про­ис­хо­дит. Поэто­му — нет, сей­час я точ­но не пла­ни­рую уезжать.

И в завер­ше­нии вер­нем­ся к Май­да­ну. Мно­гие извест­ные граж­дане Рос­сии выска­зы­ва­ют­ся о про­ис­хо­дя­щем в Кие­ве с ува­же­ни­ем и под­держ­кой. Но в Укра­ине все рав­но быту­ет мне­ние, что мно­гие рос­си­яне все рав­но оста­ют­ся носи­те­ля­ми коло­ни­аль­но­го взгля­да на нашу ситу­а­цию. Что ты об этом думаешь?

- Вна­ча­ле нуж­но разо­брать­ся в том, что такое коло­ни­аль­ный взгляд. Если кто-то пишет ста­тьи от лица “боль­шо­го бра­та”, настав­ни­ка и учи­те­ля — это будет транс­ля­ция коло­ни­аль­но­го взгля­да. Но когда ты едешь участ­во­вать, помо­гать и учить­ся — это дру­гое дело.

- Ты при­е­хал участ­во­вать и помогать?

- Да! Я тут с радо­стью чистил картошку!

- Мно­гие рос­си­яне толь­ко наблю­да­ют, но при этом ни в чем не участ­ву­ют, объ­яс­няя, что не явля­ют­ся граж­да­на­ми этой страны.

- Наобо­рот, все долж­ны участ­во­вать и помо­гать, если они иден­ти­фи­ци­ру­ют себя как оппо­зи­цию к импер­ской поли­ти­ке Рос­сии, тому же “Бер­ку­ту” и нынеш­не­му пра­ви­тель­ству Укра­и­ны. Тут все просто.

Петр

Источ­ник: “Укра­ин­ская правда”

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма