Канат Ибрагимов: “Я заново родился 18 декабря”

Мало кто зна­ет, что казах­стан­ский худож­ник Канат Ибра­ги­мов был сви­де­те­лем и даже участ­ни­ком декабрь­ских собы­тий 1986 года. Ока­зы­ва­ет­ся, на пло­щадь его отпра­ви­ла мама, и там он сви­де­те­лем ужас­ных вещей. Пред­ла­га­ем чита­те­лям фраг­мент раз­го­во­ра меж­ду худож­ни­ком и жур­на­ли­стом “R‑студии”.

На осно­ве онлайн-кон­фе­рен­ции Кана­та Ибра­ги­мо­ва  с жур­на­ли­стом Жан­ной Бай­те­ло­вой в «R‑студии» редак­ция “Ассан­ди-Таймс”  под­го­то­ви­ла интер­вью, кото­рое, мы уве­ре­ны, вызо­вет инте­рес у мно­гих наших чита­те­лей. Но здесь мы пред­ла­га­ем толь­ко тот фраг­мент, где речь идет имен­но о союы­ти­ях декаб­ря 1986 года.

— Кнат, Вы отсле­жи­ва­е­те собы­тия в Украине?

- С точ­ки зре­ния худож­ни­ка, с точ­ки зре­ния искус­ства, это заме­ча­тель­ный, пре­вос­ход­ный худо­же­ствен­но-поли­ти­че­ский про­ект. На наших гла­зах созда­ет­ся новая нация — украинская.

- А как Вы счи­та­е­те, у нас воз­мож­но такое же про­яв­ле­ние граж­дан­ской актив­но­сти, как в Украине?

- В бли­жай­шие 10—15 лет нет.

- Поче­му Вы в этом так уве­ре­ны? В 1986 году совет­ская власть дер­жа­ла всех в ежо­вых рука­ви­цах, а народ встал и пошел…

- В 1986 году мне было 20 лет, когда я вышел на пло­щадь. Я был совет­ским серым мышон­ком. Меня отпра­ви­ла туда мама, казах­ская жен­щи­на, трид­цать лет в ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, в 1943 году над Ста­лин­гра­дом сби­ла «Юнкерс‑87». Наде­ла на меня мала­хай, замо­та­ла лицо шар­фом, все зна­ла — «иди и умри».

Думаю, тогда дело было в людях. Кон­цен­тра­ция казах­ской моло­де­жи в Алма-Ате, дру­гих круп­ных горо­дах Казах­ста­на была высо­кая. Это был самый пере­до­вой, самый про­грес­сив­ный класс. Все чита­ли газе­ты. Начи­на­лась пере­строй­ка, и все были в кур­се это­го, все были пат­ри­о­тич­но настро­е­ны. Тогда еще народ верил в сво­их духов­ных лиде­ров, все чита­ли кни­гу «Аз и Я», зачи­ты­ва­лись Гуми­ле­вым. Очень про­све­щен­ная моло­дежь была.

- Была, это зна­чит, что теперь уже ее нет?

- Пер­вое, что сде­лал Назар­ба­ев, когда при­шел в 1992 году, лик­ви­ди­ро­вал бес­плат­ное обра­зо­ва­ние. Всех сту­ден­тов ней­тра­ли­зо­вал. Он пра­виль­но делал, он же пер­вый сек­ре­тарь, пред­се­да­тель Сов­ми­на — все как по Марк­су. Надо все рево­лю­ци­он­ные клас­сы — рабо­чий класс, сту­ден­че­ство, наци­о­на­ли­стов — лик­ви­ди­ро­вать под корень. Что и про­изо­шло. Мы видим сей­час резуль­та­ты этого.

- Воз­вра­ща­ясь к собы­ти­ям 1986 года. Вы все-таки непо­сред­ствен­ное уча­стие в них принимали?

- Рево­лю­ция декабрь­ская дли­лась 16, 17 и 18 декаб­ря. Самый пик собы­тий был 17—18. Так вот, 17 про­шел вверх по Бай­се­и­то­вой. Люди с детьми гуля­ют, семьи. Дет­ская коман­да хок­кей­ная во Двор­це спор­та тре­ни­ро­ва­лась: дети с клюш­ка­ми бега­ют, снеж­ка­ми кида­ют­ся. Но когда я услы­шал звук этих снеж­ков по про­ез­жа­ю­щим пожар­ным маши­нам (они на боль­шой ско­ро­сти, сбив несколь­ко людей, про­нес­лись мимо), то эти снеж­ки засту­ча­ли как кам­ни. Я понял, что это кус­ки мра­мо­ра, и тогда мне ста­ло не смешно.

Через неко­то­рое вре­мя у три­бу­ны заго­ре­лась маши­на ППМ. Когда вруч­ную оста­но­ви­ли одну из пожар­ных машин, раз­би­ли стек­ла, выта­щи­ли несчаст­но­го пожар­но­го, ста­ло понят­но — это революция.

Это как сей­час выкла­ды­ва­ют в интер­не­те столк­но­ве­ния, кото­рые были на Бан­ко­вой ули­це или на Бан­кир­ской, когда с «Бер­ку­том» дра­лись наци­о­на­ли­сты. И в десять раз боль­ше это было в 1986 году, когда я видел три линии оцеп­ле­ния со щита­ми, дубин­ка­ми (я нико­гда в жиз­ни до это­го не видел дуби­нок и касок!), сто­ят и пыта­ют­ся мас­су моло­де­жи сдерживать.

- Вы были ране­ны? Или Ваши друзья?

- Ране­ных там мно­го было. На моих гла­зах 18 декаб­ря, когда пло­щадь оце­пи­ли, при­ле­те­ли вой­ска, псков­ский ОМОН, таких здо­ро­вых мужи­ков я в жиз­ни не видел. Мы сто­я­ли по Фур­ма­но­ва, в 19.30 нача­лось обра­ще­ние: «Каза­хи, нам стыд­но. Мы с горе­чью наблю­да­ем за бес­чин­ством нар­ко­ма­нов и алкоголиков».

И нас как погна­ли по пло­ща­ди, а там дев­ча­та сто­я­ли из худо­же­ствен­но­го инсти­ту­та. Они пес­ни пели, а их как погна­ли. Визг, вой, ужас, когда их изби­ва­ли, до сих пор в ушах… Я тако­го не видел и по теле­ви­зо­ру в «Меж­ду­на­род­ной пано­ра­ме». Наши ребя­та ска­за­ли: бери­те их под руки и беги­те с ними. Мно­гие пада­ли от шока под град кам­ней, когда вой­ска эти погна­ли нас вниз по Фур­ма­но­ва. Зве­рье настоящее.

Поче­му госу­дар­ство боит­ся тако­го сти­хий­но­го выра­же­ния эмо­ций наро­да? Пото­му что там появ­ля­ет­ся еди­не­ние и теря­ет­ся чув­ство само­со­хра­не­ния. Эффект тол­пы, гово­рят, но это ника­кой не эффект тол­пы — это нация появ­ля­ет­ся, госу­дар­ство появ­ля­ет­ся, когда ты борешь­ся за справедливость.

Я абсо­лют­но убеж­ден был и до сих пор оста­юсь убеж­ден­ным в том, что я участ­во­вал в вели­кой рево­лю­ции, пер­вой анти­со­вет­ской рево­лю­ции. До Тби­ли­си, до Баку, до Виль­ню­са — это все потом было. Пер­вы­ми были алма­тин­ские события.

Когда я побе­жал при­кры­вать наших дев­чо­нок, побе­жал в ата­ку, мы ведь отпор дали этим коз­лам, мен­там воню­чим, я полу­чил кам­нем в заты­лок, аж искры из глаз! Я и сей­час не силь­ный, а тогда вооб­ще суб­тиль­ный был, и отполз в сто­ро­ну в мала­хае. Спа­си­бо казах­ско­му мала­хаю, это­му изоб­ре­те­нию наших пред­ков, он при­крыл заты­лок, ина­че этот камень мне раз­дро­бил бы череп.

Теряя созна­ние, отполз мимо домов на Фур­ма­но­ва, где сей­час мод­ные кафеш­ки, и вижу, девоч­ка сидит, малень­кая, смеш­ная, в деше­вень­ком паль­тиш­ке, рыда­ет. Я ей гово­рю, беги отсю­да. А она, как ребе­нок, дума­ет: надо сесть, голо­ву спря­тать, как оде­я­лом накрыть­ся, и все закон­чит­ся. Я у нее руки от лица убрал, а там сплош­ное меси­во… види­мо, брев­ном заеха­ли дру­жин­ни­ки… К вопро­су о том, мно­го ли было раненых.

Все это… отпе­ча­та­лось в памя­ти. Я зано­во родил­ся 18 декаб­ря 1986 года.

.…ПРОЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ вы смо­же­те, под­пи­сав­шись на газе­ту “Ассан­ди-Тамс”, напри­мер, через пла­теж­ную систе­му QIWI. Для это­го най­ди­те фир­мен­ны­й тер­ми­нал QIWI ярко- СИНЕГО цве­та. На тер­ми­на­ле нажми­те кноп­ку «Опла­та услуг», най­ди­те раз­дел «Изда­тель­ства, раз­ме­ще­ние объ­яв­ле­ни­й» и в нем лого­тип «Ассан­ди-Таймс». Вам пред­ло­жат выбрать коли­че­ство номе­ров для оплаты:

4 номе­ра — 400 тен­ге (1 месяц)

12 номе­ров — 1200 тен­ге (3 месяца)

24 номе­ра — 2400 тен­ге (6 месяцев)

48 номе­ров — 4800 тен­ге (годо­вая под­пис­ка на 12 месяцев)

Выби­ра­й­те и вво­ди­те адрес элек­трон­но­й почты (на экране появит­ся кла­ви­а­ту­ра), а затем вно­си­те деньги.

В слу­чае каких-либо затруд­не­ний зво­ни­те в редак­цию в Алма­ты (727) 273 09 03.

ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не полу­ча­ет­ся смот­реть видео­сю­же­ты у нас на пор­та­ле, мы сове­ту­ем нажать на гиперс­сыл­ку, что­бы посмот­реть сюжет в YouTube, или ско­пи­ро­вать ссыл­ку, вста­вить ее в бра­у­зер, что­бы открыть напря­мую стра­ни­цу в YouTube с заин­те­ре­со­вав­шим вас сюжетом.

Источ­ник: Газе­та «Ассан­ди-Таймс» от 20 декаб­ря 2013 года

Статьи по теме

Почему КПСС не запретили, а КГБ не распустили? Рассказываем, как в 1990‑е пытались осудить советский режим и почему это не получилось

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций