Обзор людей и событий, удививших нас на прошлой неделе, конечно, должен начинаться с помилования Михаила Ходорковского и совместного брифинга замгенпрокурора РК и временного поверенного в делах США в РК о том, что убийство Алтынбека Сарсенбаева организовали Рахат Алиев и Альнур Мусаев.
Однако это настолько ошеломляющие новости, что мы поговорим о них отдельно. А пока предлагаем читателям менее значительные вещи, которые тем не менее удивляют, а значит, заслуживают внимания общественности.
Оказался всего лишь десятым
Как и полагается в Республике Казахстан, свой материал мы начнем с «елбасы — лидера нации». На днях стало известно, что в списке диктаторов мира Нурсултан Назарбаев оказался всего лишь на десятом месте.
Обитатели Акорды могут не волноваться — ранжирование в данном случае производилось не по количеству жертв политического режима, числу политических узников или степени и массовости нарушений гражданских прав и свобод, а всего лишь по длительности безальтернативного пребывания у власти. Так вот, казахстанский президент оказался, увы, в середнячках.
На первом месте был назван Paul Biya, сначала премьер-министр, а потом президент Камеруна. Он правит своей страной и народом аж с 30 июня 1975 года. Второе и третье места заняли совсем не известные у нас персонажи: некий Mohamed Abdelaziz, генеральный секретарь Polisario Front и президент Sahrawi Arab Democratic Republic — с 30 августа 1976 года, и Теодо́ро Обиа́нг Нге́ма Мбасо́го (Teodoro Obiang Nguema Mbasogo) — президент Экваториальной Гвинеи с 3 августа 1979 года.
И только на четвертом месте появляется глава государства, чье имя что-то говорит казахстанцам, по крайней мере старшему поколению, — президент Анголы с 21 сентября 1979 года Жозе́ Эдуа́рду душ Са́нтуш (José Eduardo dos Santos). Следующих участников рейтинга мы перечислять не будем, напомнив, что наш «дорогой и любимый» Нурсултан Абишевич всего лишь десятый номер.
Поскольку в последнее время Акорда сильно увлечена продвижением Казахстана во всевозможных рейтингах. Более того, используя дипломатов, иностранных советников главы государства, платных лоббистов и журналистов, пытается «приподнять» в них нашу страну, чтобы она лучше выглядела, предлагаем «Нур Отану» и недавно созданной коалиции «Казахстан-2050» новую идею.
А именно — добиться, чтобы Нурсултан Назарбаев в рейтинге диктаторов по времени их пребывания во власти занял если не первое место, то хотя бы в первой тройке. Понятно, что одних усилий правящей политической партии и ГОНГО (государственных неправительственных организаций) для этого недостаточно, надо чтобы и сам елбасы прожил долго, но… кто не рискует, тот не пьет шампанского.
А про «Протон» забыли?
Событием, которое нас удивило, стал готовящийся запуск ракеты-носителя «Протон». Не будем напоминать читателям об истерии, которая бушевала в казахстанском информационном пространстве после летнего падения одного из ее близнецов-предшественников, и многочисленных громких заявлениях как высокопоставленных госчиновников, так и неких общественных организаций, что запуски гептиловых ракет нужно если не прекратить совсем и немедленно, то ограничить по количеству.
Увы, прошло время — и все вернулось на круги своя. Поэтому, когда на днях на космодром Байконур были доставлены ракета-носитель «Протон‑М» и разгонный блок «Бриз‑М», с помощью которых в начале 2014 года Роскосмос планирует осуществить запуск турецкого спутника связи «ТуркСат-4А», никто почему-то протестовать не стал.
Конечно, не исключено, что свою роль сыграли предстоящие новогодние праздники, которые в Казахстане традиционно начинаются за неделю до 1 января, когда на Западе отмечают католическое рождество, и растягиваются на две недели после Нового года, когда он отмечается уже по православному календарю. Или, возможно, из Акорды, сильно «придавленной» Кремлем, не дали команду. Но все равно удивительно — «Протон» готовится к запуску, а криков возмущения по этому поводу почему-то нет. Непорядок.
Масимов выходит из «тени»
На днях глава государства срочно поменял акимов двух казахстанских областей. Причем причиной для неожиданных кадровых рокировок стал теперь уже экс-глава Павлодарской области Ерлан Арын. На освобожденное им «по собственному желанию» кресло был пересажен Канат Бозумбаев, видимо, в качестве кризисного управляющего, а его место акима Жамбылской области занял первый заместитель Карим Кокрекбаев.
Но удивили нас не эти перестановки и даже не новые лица во власти, а то, что обоих вновь назначенных акимов представляли не Нурсултан Назарбаев или премьер-министр Серик Ахметов, а руководитель администрации президента.
Напомним, что после прихода на эту должность Карима Масимова сам и возглавляемая им структура «ушли» в глубокую «тень». Более того, согласно списку протокольного старшинства руководитель администрации президента не входит в первую пятерку, занимая всего лишь шестое место. Да и вообще, мы не припомним, чтобы Масимов представлял нового главу региона в своей нынешней должности, хотя, конечно, можем ошибаться. Как премьер-министр РК он это действительно делал.
Именно поэтому мы сильно удивились. Ладно, Нурсултану Абишевичу много лет, его график поездок расписывается заранее, и ломать его, даже если это срочно необходимо, действительно затруднительно. Но ведь есть глава правительства и государственный секретарь! Или, может быть, Карим Кажимканович настолько политически окреп, что решил начать снова выходить на первые позиции не только во внутриэлитных раскладах, но и информационно?
Молчание ягнят
И последние, кто нас удивили, — это управленцы ФНБ «Самрук-Казына». На днях директор департамента управления человеческими ресурсами госхолдинга Гульмира Раисова сообщила, что уменьшение численности занятых в рамках представляемой ею структуры проводится за счет сокращения административно-управленческого персонала. Причем речь идет об увольнении порядка 2,4 тысячи человек до конца 2013 года.
Если верить госпоже Раисовой, то руководство ФНБ «Самрук-Казына» и почти 400 его «дочек» и «внучек» стараются проводить сокращения максимально безболезненно. И мы в это верим, потому что никаких публичных акций протеста в Астане вроде залезания на строительные краны, массовых сдач заявлений в администрацию президента, голодовок и пикетов мы не наблюдаем.
Да, мы понимаем, что госхолдинг — это гигантская организация, в которой работает 331 тысяча человек, из которых 302 тысячи составляют рабочие, инженеры, техники, занятые непосредственно в производственных процессах, а 29 тысяч — административно-управленческий персонал. То есть сокращать можно и есть кого. Но все же удивительно, что управленцы не протестуют. Спрашивается, почему?
Мы хорошо помним, как жестко отстаивали и отстаивают свои интересы нефтяники и сотрудники вспомогательных производств на Западе, к каким ухищрениям на грани обмана приходится прибегать топ-менеджерам «Казахмыса» и «Испат-Кармета», как ко всем этим сокращениям плохо относятся местные власти, а тут сплошное молчание ягнят. Согласитесь, удивительно, но факт.