Кроме того, достоянием российской прессы стала переписка Администрации президента Казахстана с Администрацией президента России Дмитрия Медведева, где казахская сторона постоянно просит помочь получить контроль над московским банком. Мы предлагаем наиболее интересные фрагменты этого интервью с нашими комментариями.
Размывание президента
Теперь у российской читающей публики и
А занимался этим вопросом, по его словам, управляющий делами президента Булат Утемуратов. Тот самый, имя которого недавно замелькало в российской и иностранной прессе в качестве продавца казахстанских и покупателя зарубежных активов.
В интервью российскому изданию Мухтар Аблязов довольно подробно излагает, как он согласился на продажу 20% банка за 1,5 миллиарда долларов и даже подписал соглашение на право такой покупки в ноябре 2008 года.
Назарбаев, как рассказал российским журналистам Аблязов, и раньше через подставных лиц был совладельцем банка. Но по мере роста капитала БТА его доля постепенно уменьшалась. «Я помню, Назарбаев всегда возмущался, что я посмел размыть его долю», — с иронией вспоминает об этом Мухтар Аблязов. Кстати, именно эта фраза стала заголовком всего интервью и пошла гулять по
Меняем национальное на иностранное
Как выяснилось также из интервью Аблязова, есть еще одна примечательная, но чрезвычайно важная деталь в истории с принудительной национализацией «БТА Банка», неизвестная до последнего времени.
Оказывается, в правительстве не просто загодя составили детальный план по захвату банка, но и сразу стали искать на него потенциального покупателя. Роль скупщика же была отведена российскому «Сбербанку». И тот факт, что такие переговоры велись с главой «Сбера» Германом Грефом еще до того, как БТА были предъявлены требования руководителей банковского надзора, говорит о том, что судьба банка была решена без участия его создателя и владельца.
Напомним, что о визите Грефа в Астану в январе 2009 года и переговорах о покупке банка (за несколько недель до его захвата) американским дипломатам, как следует из депеши WikiLeaks, рассказывал не кто иной, как председатель Нацбанка Григорий Марченко. В интервью же «РБК daily» уже сам Мухтар Аблязов делится своей информацией на этот счет. По его данным, вопрос о покупке планируемой к захвату собственности обсуждался казахскими властями с Грефом не только в Астане, но и на форуме в Давосе, который проходил примерно в это время.
То есть в случае с БТА мы видим привычный метод работы наших «государственников»: забрать частный актив и продать его иностранным инвесторам с немалой выгодой для себя. Доля же национального лидера могла бы быть обменена на вполне солидный пакет акций самого «Сбербанка». Ведь так и происходит, судя по всему, при многих сделках последних лет. Стратегия, которую можно назвать «меняем рискованные национальные активы на более стабильные — иностранные», позволяет не только сохранить свои капиталы, но и более тщательно замаскировать их «на всякий пожарный случай».
В общем, история с продажей элитой общественных интересов повторяется, но теперь уже не на уровне СССР, а в границах суверенного Казахстана. И на этом фоне особенно забавно слышать обвинения в выводе денег Аблязовым.
«Осенью президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил мне: «Про тебя говорят, что ты
Мы можем лишь предположить, что имела место быть обычная «проекция» — нынешние обвинители слишком много думают о том, как и куда выводить свои деньги, и потому приписывают свои намерения другим людям.
Почему так быстро развалился БТА?
Этот вопрос не может не волновать сегодня кредиторов и вкладчиков этого некогда самого крупного на просторах СНГ частного банка. Как считает Мухтар Аблязов, главной причиной развала стала реакция многочисленных клиентов банка на «военные события», развернувшиеся вокруг БТА.
«В течение первых двух недель скандала из БТА ушло более 2 миллиардов долларов», — оценивает он масштаб негативных последствий. Действительно, немногие банки способны выдержать такой удар. «Если у банка нет хозяина, то
Сыграло свою роль, по данным опального банкира, и различие интересов между разными группами захватчиков: «У прокуратуры — свои, у представителей государства «
По мнению Аблязова, озвученному в интервью: «Если называть вещи своими именами, то идет война, и господа из «
В интервью Мухтар Аблязов вспоминает о еще одном чрезвычайно важном эпизоде, который прекрасно рисует деловые нравы нашего государственного бомонда. Что якобы еще до того, как было принято решение о принудительной национализации БТА, Тимур Кулибаев с Григорием Марченко стали предлагать спасти только два крупнейших банка, принадлежащих «семье». На спасение остальных банков они предлагали деньги не тратить.
БТА, по словам Аблязова, в этом плане отводилась роль жертвы. Он должен был объявить об отказе платить по внешним долга. В этом случае долги всех казахстанских банков обесценились бы, что позволило бы их скупить по дешевке на бюджетные деньги и впоследствии хорошо заработать. Это был призыв к прямому обману кредиторов, считает Мухтар Аблязов и задается вопросами: «А что с репутацией? С деловой этикой? Чем обернется такая позиция для всего государства?»
«Если бы мы так поступили, то доступ на международные рынки банкам Казахстана был бы закрыт на долгие годы», — высказывает свою позицию в интервью «РБК daily» опальный банкир. Он отказался от этой затеи. Но, судя по всему, ее
Источник: Газета “Голос республики” №26 (202) от 15 июля 2011 года
See the article here:
Лондон дал Астане по рукам