На уходящей неделе международные издания проанализировали особенности транзита власти в Казахстане и вызовы, с которыми сталкивается президент Касым-Жомарт Токаев. Зарубежные издания написали о расследовании Агентства по крупным мошенничествам Британии в отношении дочери миллиардера Александра Машкевича, а также напомнили о сделке по приобретению недвижимости «зятем бывшего казахстанского диктатора» у члена британской королевской семьи.
НАЗАРБАЕВ, ТОКАЕВ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Авторитетный британский аналитический центр в области международных отношений Chatham house опубликовал доклад на тему «Казахстан: испытание транзитом» (Kazakhstan: tested by transition). В исследовании британских ученых анализируются особенности транзита власти в Казахстане, внутренние и внешние риски, с которыми может столкнуться новый президент страны Касым-Жомарт Токаев.
По мнению экспертов, подобный сценарий транзита власти от одного поколения к другому не проходил апробацию в других бывших советских республиках, он несет много рисков. «Наряду со стремлением сохранить собственное наследие, Назарбаев, занявший доминирующее положение в стране еще до обретения ею независимости в 1991 году, стремится к тому, чтобы Казахстан не отступал от курса, который он установил, сохраняя стабильность режима в контексте многочисленных и развивающихся внутренних и международных вызовов», — говорится в материале.
Эксперты отмечают, что самым значительным внутренним вызовом является проблема управления страной. Несмотря на определенные достижения в экономике во время правления Назарбаева, в стране запаздывают политические реформы. Нет независимой судебной власти, не сформирован обладающий контрольными функциями парламент, сами власти не проявляют уважения к Конституции. «Назарбаев часто переписывал Конституцию, чтобы продлить свою власть, сформировав таким образом закрытую неформальную политическую систему, которая лишила страну развития, притормозила институциональное управление», — считают эксперты.
Согласно анализу Chatham House, «Токаев является лишь половиной дуополии» несмотря на то, что люди Токаева и Назарбаева это отрицают. Перед Токаевым стоит большой вызов — необходимость создания правительства, которое будет уделять внимание потребностям людей, решать долгосрочные экономические вопросы и положит конец недовольству населения системой, экономической и политической ситуацией. Самое главное — Токаеву нужно справиться с этим, испытывая «весьма реальные ограничения», обусловленные его «лимитированной властью».
По словам экспертов, Токаев пытается укрепиться, однако ему сложно реализовать политические или экономические реформы из-за того, что предшественник Назарбаев всё еще удерживает широкие полномочия. «Возможность реализовать потенциал перемен наступит только в том случае, если Назарбаев покинет политическую арену. Реализация во многом будет зависеть от того, как будет развиваться политическая система в переходный период», — отмечается в докладе.
Эксперты подчеркивают уязвимость экономики. Благодаря добыче природных ископаемых, Казахстан вошел в число стран, в которых доходы населения выше среднего, и считается одной из развитых экономик в регионе.
«Но постсоветская система и природные богатства, которые позволили добиться достижений, создали новые проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию экономики», — говорят аналитики. Эти проблемы связаны с чрезмерным присутствием государства в экономическом секторе, слабым регулированием (особенно в финансовом секторе), дорогостоящими и неэффективными торговыми соглашениями и коррупцией. В докладе Chatham House указано, что Казахстану, чтобы справиться с экономическими вызовами, нужно решать задачи по созданию новых рабочих мест, перенимать технологии, трансформировать энергетический рынок.
По словам экспертов, приход нового президента, вероятно, поможет восстановить ситуацию с правами человека в стране. «Казахстан, который по-прежнему не соблюдает политические и гражданские свободы в рамках международных соглашений, своей Конституции и законов, проводит “контролируемые” выборы, де-юре и де-факто введены ограничения на свободу прессы и выражения мнений в стране», — отмечают авторы доклада. Критики правительства подвергаются преследованиям. Жесткое законодательство ограничивает свободу собраний, поэтому людей арестовывают и заключают под стражу за участием в мирных протестах.
«Западные правительства, как правило, воздерживаются от давления на Казахстан в связи с ситуацией с правами человека в стране, что еще больше усиливает чувство безнаказанности властей», — считают авторы.
Тем не менее политический транзит предоставляет Казахстану возможность улучшить ситуацию с правами человека. Кроме того, президент Токаев дал обещания в связи с этим. Исследователи рекомендуют внести изменения в ограничительные законы, создать условия для реализации гражданских свобод, прислушаться к требованиям своих граждан и учесть их нужды.
В докладе Chatham House говорится, что большинство мигрирующих из сёл в города не могут устроиться и маргинализируются. «Чувствуя слабую привязанность к государству, они отдают приоритет этническим или родовым формам идентичности. Сфера применения русского языка сокращается, и число сторонников таких форм идентичности, вероятно, будет расти», — говорят эксперты. По их мнению, в стране увеличивается число сторонников националистических и популистских движений.
Говоря о внешних факторах, эксперты отмечают, что Казахстан начал отдаляться от России и сближаться со странами Центральной Азии. По данным Chatham House, Казахстан стал рассматривать себя как часть региона, а не как мост между Центральной Азией и Россией. Смена власти в Узбекистане и экономические санкции против России ускорили интеграционные процессы в регионе. Тем не менее казахстанские власти понимают, что торговля с Центральной Азией не так выгодна, как торговля с Россией, Китаем и Европой, поэтому региональная экономическая интеграция не является приоритетом. В любом случае, в постназарбаевскую эпоху Казахстан полон решимости установить более тесное экономическое сотрудничество с Центральной Азией, считают эксперты.
Благодаря «многовекторной» политике, у Казахстана хорошие связи с Китаем и Россией, но есть и проблемы в отношениях с ними. К примеру, ключевым вопросом в двусторонних отношениях для правительства является положение этнических казахов в этих странах, считают эксперты.
СУД ЛОНДОНА НЕ ПОДДЕРЖАЛ АННУ МАШКЕВИЧ
Британское издание Financial Times написало о судебном процессе в отношении Анны Машкевич, дочери Александра Машкевича — одного из олигархов, основавших казахстанскую горнорудную корпорацию ENRC. Анну Машкевич обвиняют в «мошенничестве».
Как пишет издание, Высокий суд Лондона отказал Анне Машкевич в оспаривании обвинительного решения Агентства по крупным мошенничествам (Serious Fraud Office — SFO) Британии. Согласно публикации, расследование в отношении горнодобывающей компании ENRC стало одним из самых сложных и длительных процессов в гражданских и уголовных судах Лондона.
Директор лондонской компании ALM Services UK Анна Машкевич обвиняется в непредоставлении документов, запрошенных SFO по делу ENRC, которое ведется в течение шести лет. Дочь олигарха в июле прошлого года заявила, что не признает обвинение. По словам ее адвоката Джеймса Льюиса, госпожа Машкевич выразила «обеспокоенность тем, что ее могут обвинить в прегрешениях, вменяемых ее отцу».
Как пишет Financial Тimes, в ноябре прошлого года управление по борьбе с мошенничеством в рамках дела ENRC запросило у Машкевич документы, начиная с 2008 года. Она отказалась представить эти документы, сославшись на рекомендации адвокатов, которые посчитали, что SFO вышло за рамки предмета расследования.
Анна Машкевич — единственный человек, которому SFO предъявляет обвинения в рамках расследования, касающегося деятельности ENRC в Казахстане и Африке. Дело в отношении нее рассмотрят в суде в наступающем году. Если выдвинутые обвинения будут доказаны, Машкевич грозит штраф или шесть месяцев лишения свободы.
ПРИНЦУ ЭНДРЮ НАПОМНИЛИ О СВЯЗЯХ С КУЛИБАЕВЫМ
Издающаяся в Лондоне газета Guardian посвятила обширную статью принцу Эндрю, герцогу Йоркскому, «запятнавшему честь королевской семьи». Скандал вокруг принца Эндрю разгорелся из-за его связей с «сомнительными» персонами и его страсти к путешествиям по миру.
Недавно средний сын королевы Британии Елизаветы II принц Эндрю попросил освободить его от официальных обязанностей члена королевской семьи, которая только-только «восстановила свою репутацию после кризиса 1990‑х годов». Причиной такого шага принца называют его дружеские связи с американским финансистом Джеффри Эпштейном, которому были предъявлены обвинения в вовлечении в проституцию несовершеннолетних.
Интервью принца британскому телеканалу на прошлой неделе усугубило ситуацию. Как пишет издание, в беседе выпукло проявились недостатки принца, в том числе ограниченность и бездушность, стремление паразитировать.
Британцы закрывают глаза на некоторые капризы королевской семьи, но «продемонстрированные в последнее время высокомерие и расточительность» и связи с «сомнительными» людьми вызывают возмущение, пишет Guardian, припоминая дружбу принца Эндрю с зятем экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимуром Кулибаевым, в бытность принца торговым представителем Великобритании.
«Зять бывшего казахстанского диктатора Тимур Кулибаев в 2008 году приобрел его заброшенное имение близ Аскота за 15 миллионов фунтов, что на три миллиона фунтов дороже запрашиваемой суммы», — пишет Guardian.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»