В начале декабря Международная конфедерация профсоюзов на конгрессе в Копенгагене приостановила членство Казахстана и потребовала от Астаны прекратить преследовать независимые профсоюзы. Куспан Косшыгулов, на встрече в Дании рассказавший о ситуации с независимыми профсоюзами в Казахстане, дал интервью Азаттыку.
Куспан Косшыгулов (в центре) — один из работников нефтяной строительной компании, объявивших голодовку с требованием, чтобы Казахстан не ликвидировал независимую конфедерацию профсоюзов. Актау, 8 января 2017 года.
На IV Всемирном конгрессе, прошедшем в Копенгагене с 2 по 7 декабря, члены Международной конфедерации профсоюзов заявили, что в ее рядах «нет места организации, которой управляют органы власти и где игнорируют принципы демократии и устав» организации. На этом совещании членство Федерации профсоюзов Казахстана было приостановлено.
В принятой резолюции говорится, что в Казахстане «законом ограничена профсоюзная деятельность и государственные органы вмешиваются во внутренние дела профсоюза, усиливается преследование активистов независимых профсоюзов».
В Федерации профсоюзов Казахстана заявили, что они категорически не согласны с исключением и приостановление членства было проведено с грубыми нарушениями устава конфедерации.
Всемирный конгресс МКП потребовал от властей Казахстана отменить приговоры в отношении лидеров независимых профсоюзов Амина Елеусинова, Нурбека Кушакбаева, Ларисы Харьковой и Ерлана Балтабая и немедленно прекратить их преследование, выявить виновных в нападении на активиста Дмитрия Синявского и наказать их.
Кроме этого, конгресс потребовал пересмотреть дела в отношении активистов мирной забастовки нефтяников 2011 года в Жанаозене Максата Досмагамбетова (ныне покойного), Розы Тулетаевой и других активистов, а также привлечь к ответственности лиц, отдавших приказ стрелять по забастовщикам, виновных в применении к ним пыток на этапе следствия. В дополнение МКП выразила поддержку активистам независимого рабочего движения в Казахстане.
Один из лидеров созданной работниками предприятия Oil Construction Company (ОСС) в Мангистауской области независимой профсоюзной организации Куспан Косшыгулов, участвовавший в конгрессе по специальному приглашению, дал интервью Азаттыку.
47-летний активист был уволен после акции голодовки нефтяников OСС, потребовавших от властей Казахстана отменить решение суда о ликвидации Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана в 2017 году.
ТРЕБОВАНИЕ КОНГРЕССА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ
Азаттык: Господин Косшыгулов, о чем вы говорили в своем выступлении на IV Всемирном конгрессе Международной конфедерации профсоюзов, который состоялся в Копенгагене 2–7 декабря?
Куспан Косшыгулов: Прежде всего я рассказал о сложностях с регистрацией независимых профсоюзов в Казахстане. Также рассказал об уголовных делах в отношении лидеров независимого профсоюза Oil Conctruction Company Амина Елеусинова и Нурбека Кушакбаева, Ларисы Харьковой, руководителя Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана, которая была ликвидирована решением суда. Обратился к Международной организации труда с просьбой оказать содействие в оправдании казахстанских активистов независимых профсоюзов.
Я также рассказал о продолжающемся преследовании членов независимого профсоюза, о возбуждении уголовного дела в отношении одного из лидеров конфедерации Ерлана Балтабая и нападении на активиста профсоюза Дмитрия Синявского. В конгрессе, который состоялся в Копенгагене, участвовали шесть представителей Федерации профсоюзов Казахстана. Однако никто из них не выступил.
Азаттык: Какие доклады и темы обсуждений вам запомнились?
Куспан Косшыгулов: В ходе общения с коллегами понял, что в других странах, кроме Казахстана, будь то забастовки или голодовки, профсоюзы не подвергаются уголовному преследованию за действия по защите трудовых прав работников. Мне кажется, что только в нашей стране могут уволить и привлечь к суду за участие в забастовке. В других странах протесты профсоюзов рассматриваются как «естественный процесс» и как «один из способов защиты своих прав, если они не могут прийти к соглашению с работодателем». Я слышал, что членов профсоюза могут привлечь к штрафам только в том случае, если будет доказано, что их действия противоречат закону. Лично у меня это вызвало удивление.
ЗАКРЫТИЕ НЕЗАВИСИМОГО ПРОФСОЮЗА
Азаттык: Как вы стали заниматься профсоюзной деятельностью и что привело вас к борьбе за независимую организацию?
Куспан Косшыгулов: Всё началось в 2011 году, когда я работал электромонтажником в компании OСС в Мангистауской области. Однажды я выступил против руководства, и меня уволили. Я оставался безработным в течение шести месяцев. Эти события совпали с выборами Амина Елеусинова председателем профсоюза OСС. Я пожаловался в профсоюз, они отстояли мои права. В то время у нас не было своего юриста, поэтому я нанял адвоката. В итоге я вернулся на работу и мне выплатили заработную плату за время вынужденного прогула.
Тогда я понял, что профсоюз может защитить права работников. Подумал, что если каждый гражданин будет защищать свои права и бороться, то может устроиться на работу, получать зарплату и содержать свою семью. После этого я начал изучать профсоюзные документы, законы о труде и помогать другим работникам, которые сталкиваются с несправедливостью со стороны работодателей. Позднее был избран в совет правления профсоюза OСС.
Азаттык: Независимый профсоюз нефтяников OСС, членом которого вы являлись, был закрыт судом. Однако активные члены объединения, не согласившись с этим решением, с мая продолжают писать жалобы и пытаются защитить профсоюз. К чему привели ваши требования?
Куспан Косшыгулов: Сейчас мы подаем кассационную жалобу в суд. В целом судебные процессы в отношении профсоюзов проводились незаконно. 11 апреля Мангистауский областной экономический суд на основании иска областного акимата принял решение о закрытии независимой профсоюзной организации ОСС. Мы случайно увидели это решение на сайте суда и подали апелляционную жалобу, однако проиграли.
Мы узнали, что, несмотря на продолжающееся судебное разбирательство, акимат Мангистауской области начал процесс по ликвидации нашей профсоюзной организации, поэтому мы провели собрание и попросили, чтобы шесть человек включили в ликвидационную комиссию. Однако власти отказались выполнить нашу просьбу. Согласно закону, они должны были опубликовать в СМИ сообщение о ликвидации. Мы также не смогли получить ответ на вопрос, когда и в каких СМИ было опубликовано это объявление.
«14 ЗАЯВОК О РЕГИСТРАЦИИ»
Азаттык: Известно, что независимый профсоюз ОСС не был зарегистрирован в отраслевом профсоюзе нефтяников Федерации профсоюзов Казахстана. Что послужило тому причиной?
Куспан Косшыгулов: Было несколько причин. Вначале профсоюз ОСС был принят в отраслевой профсоюз нефтяников Атырауской области, который входит в состав Федерации профсоюзов Казахстана, однако позднее, согласно закону о профсоюзах, принятому в июле 2014 года, нам сказали «не регистрироваться» и исключили из своего состава. Я тогда был членом правления. Согласно новому закону о профсоюзах, мы 14 раз обращались за регистрацией общественной организации. Однако департамент юстиции Мангистауской области по разным причинам возвращал наши заявления.
Таким образом, шесть месяцев, предоставленные для перерегистрации в связи с новым законом, истекли. На самом деле наши проблемы началась еще до принятия нового закона о профсоюзах. Проект закона нам показали на профсоюзном семинаре в Астане в сентябре 2013 года. Мы выступили против и потребовали, чтобы члены 16 профсоюзов в регионе отклонили проект. Но нас никто не послушал. Таким образом, закон был принят.
Азаттык: Кроме Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана, в стране существует объединение независимых профсоюзов «Аманат». Вы сотрудничаете с представителями этого профсоюза?
Куспан Косшыгулов: В настоящее время профсоюзной организации работников ОСС в Казахстане не существует. В целом, как нам кажется, некоторым силам наверху важно, чтобы мы не зарегистрировались и ликвидировались. Причиной этому является уголовное дело против Ерлана Балтабая, председателя единственной независимой профсоюзной организации в Казахстане профсоюза «Достойный труд» и отраслевого профсоюза топливно-энергетического комплекса в Шымкенте. Знакомый сценарий: после судебного разбирательства отраслевой профсоюз прекратит свою деятельность, а это означает, что независимый профсоюз полностью ликвидируют.
Между тем Международная конфедерация профсоюзов признала нас полноправным членом несмотря на то, что в своей стране у нас нет юридической силы. У нас нет никаких партнерских отношений с профсоюзом «Аманат», поскольку у нас нет юридической силы в своей стране.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»