Вспомним о приобретении Орского НПЗ сыном главы «Казатомпрома» Игорем Школьником в сравнении с покупкой национальной компанией «КазМунайГаз» летом 2009 года более половины пакета акций Павлодарского нефтехимического завода. Эта покупка дает общее представление о том, насколько переплатил за аналогичное приобретение тогдашний глава «КазМунайГаза», а ныне председатель правления ФНБ «Сам
Сравнение не в пользу КМГ
Поводом для сравнений для нас стали чуть ли идентичные производственные показатели обоих заводов. В прошлом году Орский НПЗ переработал 5,13 млн тонн нефти против 4,8 млн, переработанной на ПНХЗ. При этом объем производства бензинов за аналогичный период составил 752,5 тыс. и 992 тыс. тонн, дизтоплива — 1,45 млн и 1,46 млн тонн, авиакеросина — 270 тыс. и 184 тыс. тонн, битума — 82 и 110,9 тыс. тонн соответственно. Помимо всего прочего Орский завод выработал еще 62 тыс. тонн смазочных масел. Все приведенные данные взяты с официальных сайтов предприятий.
Ну а теперь самое интересное. Если 92,2% акций «Орскнефтеоргсинтеза» обошлись Игорю Школьнику в $283 млн, то за 58% акций АО «ПНХЗ» «КазМунайГаз» выложил $1,2 млрд! То есть нацкомпания заплатила за 1% акций ПНХЗ в сравнении с покупкой такого же количества долевых бумаг Орского НПЗ Школьником больше в 6,7 раза!
Общая же сумма переплаты при покупке КМГ 58% ПНХЗ составила $1,022 млрд. В пересчете на текущий курс тенге это составляет 151,256 млрд и сопоставимо с половиной бюджета города Алматы на этот год (около 302 млрд тенге). Более того, это примерно на 5 млрд тенге больше, чем планировавшиеся правительством расходы на реализацию госпрограммы ФИИР и «Дорожную карту бизнеса — 2020» в прошлом году. Список можно продолжить, но ограничимся только этими сравнениями.
Причем если
В этой связи не может не удивлять гробовое молчание правоохранительных органов, которым давно пора бы задуматься о правомерности «тимуровской» покупки, тем более если вспомнить заявление опального политика Мухтара Аблязова о том, что основная часть средств на приобретение Павлодарского НХЗ «утекла» в один известный карман через подконтрольные оффшорные компании.
Знакомые все лица
Не меньше вопросов возникает и к Агентству по защите конкуренции, но уже не о правомерности покупки ПНХЗ «КазМунайГазом», а о том, насколько она соответствует защите и поддержанию конкурентной среды на рынке производства нефтепродуктов. Что особенно важно в свете острого дефицита ГСМ в стране.
Впрочем,
Начнем с того, что в список нарушителей попала «дочка» «КазМунайГаза» — ТОО Refinary Company RT, подконтрольная среднему зятю президента через КМГ, где он занимает кресло председателя совета директоров. При этом, являясь стопроцентной дочкой нацкомпании, она формально контролирует деятельность ПНХЗ и, к слову, выступает получателем беспошлинной российской нефти в объеме 7 млн тонн ежегодно. Но если за полугодие, по данным статагентства, в страну поступило около 4 млн тонн российской нефти, то до НПЗ дошло только около 2 млн. А куда ушла оставшаяся половина поставляемого из РФ «черного золота»? В информации АЗК об этом ничего не говорится. Зато агентство подозревает компанию в том, что при низких закупочных ценах она необоснованно увеличивала стоимость нефтепродуктов.
Вторым крупным оптовиком ГСМ, попавшим под прицел антимонопольного ведомства, оказалось ТОО «Санойл». Компания работает с Шымкентским НПЗ, владельцами которого на паритетных правах являются CNPC и КМГ. По информации «антимонопольщиков», это юрлицо при снижении закупочных цен так же, как и Refinary Company RT, увеличивало стоимость нефтепродуктов.
В тройку нарушителей угодила и АО «Нефтяная компания «КОР». Эта компания в отличие от предыдущих — недропользователь и ведет добычу на нефтяном месторождении Ащисай, что в Кызылординской области, с запасами 5 млн тонн. По данным
Возглавляет правление компании Марат Нурпеисов родом из российского города Тулы. Предположительно, его родственник — Ибраким Нурпеисов занимает пост исполнительного директора Федерации бокса по Кызылординской области, а кресло президента федерации по этому региону закреплено за членом совета директоров этого АО — Чингизом Бердыгожиным, который, судя по частоте упоминаний в Интернете, вместо бокса больше предпочитает игру «шотландских пастухов» — гольф.
А если иметь в виду, что Федерацию бокса Казахстана возглавляет все тот же Тимур Кулибаев, Федерацию гольфа — председатель КНБ Нуртай Абыкаев, а в гольфистах №1 в Казахстане значится Нурсултан Назарбаев (об этом прямо говорится на официальном сайте Федерации гольфа), то за активное участие Чингиза Робертовича в деятельности обоих спортобъединений он вполне может иметь солидные политические дивиденды.
Что касается других нарушителей антимонопольного законодательства АО «ҚазМұнайГаз-Өнімдері», ТОО «Торговый Дом «ПетроКазахстан» и ТОО «Петрочайна Интернешнл Казахстан», то их аффилированность не требует отдельных пояснений.
Отдельным списком
Кроме того, в информации «антимонопольщиков» также значатся 19 давальческих компаний, способствовавших снижению производства нефтепродуктов путем сокращения поставок нефти для переработки на трех казахстанских НПЗ.
В этот список попали «РД «КМГ», ТОО Petroleum Operating, ТОО SAT Trade, ТОО Premium Trade, ТОО МКАО Оil, ТОО «Антал С», ТОО «Тахами ойл», ТОО «Евро Ойл», ТОО Interdi, ТОО «Мега Ойл Продукт», ТОО «САНОЙЛ», ТОО «Вист Групп», ТОО «ЕрТранс Коммерц Ойл», компания LITASCO SA, АО «Нефтяная компания «КОР», ТОО «АЛЕМ ТРЕЙДИНГ», ТОО «КазМунайТрейдЭкспо», ТОО «КумкольТрансСервис», ТОО TOP Market, ТОО «ПОБЕДИТ ГРУПП».
О контролирующих и аффилированных лицах некоторых из них мы уже рассказали выше, здесь же остановимся на тех компаниях, контроль над которыми «слугами народа» не столь очевиден.
Если говорить о ТОО Petroleum Operating, то всю информацию о нем можно найти на сайте Комитета по финансовому надзору Нацбанка. В данных КФН Petroleum Operating называется аффилированной компанией с ТОО «Кипрос». При этом учредителем последней на сайте регулятора упоминается (кто бы вы думали?!) все тот же средний зять президента Тимур Кулибаев.
Засветилась в сокращении «давальческих» поставок нефти и компания, близкая к нынешнему главе Астаны Имангали Тасмагамбетову, — ТОО SAT Trade. Дело в том, что эта компания является дочерней структурой SAT & Company, кресло председателя совета директоров которой занимает тесть астанинского градоначальника Кенес Ракишев. Также в списке аффилированных лиц этой компании фигурирует Мэлис Атамкулов, родной брат
Примечательно, что в список нарушителей не попала АО «Шымкент Мунай Өнiмдерi», занимающаяся реализацией нефтепродуктов в тесном партнерстве с SAT & Company. Пост генерального директора в этом АО, по информации KASE, занимает Бахтияр Кенжеханов, а совет директоров возглавляет Ержан Космамбетов. Их экономические интересы, похоже, также имеют политическую подпорку в лице депутата и члена комитета по финансам и бюджету Мажилиса Толебека Космамбетова и его личного помощника Багдата Кенжеханова.
…Вот такие мы увидели каналы связи отечественного нефтепромысла с властным олимпом Казахстана. Стоит ли говорить, что многие названые АЗК нарушители антимонопольного законодательства, имея такую политическую «крышу», вряд ли подвергнутся серьезным санкциям со стороны агентства, тем более что подобный список «антимонопольщики» публикуют уже не в первый раз и не первый год.
Самое же главное заключается в том, что все эти, с позволения сказать, меры АЗК не делают погоды на рынке нефтепродуктов, а значит, казахстанским потребителям ГСМ придется и впредь расплачиваться из своего кармана за «ценовой произвол» на топливном рынке оптовых поставщиков, аффилированных с госчиновниками и средним зятем главы государства.
Read More:
Кто ловит рыбку в мутной воде рынка ГСМ?