Конец близок?

На фоне серьез­ных про­блем АО «Цесна­банк», из-за кото­рых его конеч­ные вла­дель­цы, несмот­ря на серьез­ную под­держ­ку со сто­ро­ны госу­дар­ства, были вынуж­де­ны его про­дать, из поля вни­ма­ния обще­ствен­но­сти, прес­сы и экс­пер­тов выпал еще один зна­ко­вый финан­со­вый инсти­тут. Мы име­ем в виду АО «AsiaCredit Bank».

Зна­ко­вый, пото­му что им вла­де­ет Нур­бол Сул­тан, сын покой­но­го Сар­бая Кармурзаева.

Напом­ним, что Кал­мур­за­ев-стар­ший  в про­шлом был одним из самых вли­я­тель­ных людей в Казах­стане, два­жды воз­глав­лял адми­ни­стра­цию пре­зи­ден­та РК и счи­тал­ся гла­вой кла­на «южан».

Из дан­ных на сай­те АО «AsiaCredit Bank» сле­ду­ет, что Сул­тан Нур­бол Сары­бай­у­лы вла­де­ет 99,9% акций.

Судя по сооб­ще­ни­ям прес­сы и Казах­стан­ской фон­до­вой бир­жи, в этом бан­ке про­ис­хо­дит то же самое, что име­ло место в АО «Цесна­бан­ке»: сокра­ще­ние акти­вов, уход кли­ен­тов и бег­ство топ-менеджеров.

Что­бы убе­дить­ся в том, что АО «AsiaCredit Bank», если не «тонет», то «усы­ха­ет», доста­точ­но изу­чить его  Некон­со­ли­ди­ро­ван­ный Бух­гал­тер­ский Баланс  по состо­я­нию на 31 декаб­ря 2018 года. 

Из доку­мен­та сле­ду­ет, что объ­ем акти­вов и пас­си­вов АО «AsiaCredit Bank» за 2018 года сокра­тил­ся с 161 мил­ли­ар­да тен­ге на нача­ло года до 118 млрд на его конец, то есть на 43 мил­ли­ар­да  (26,7%). В том чис­ле, теку­щие сче­та и депо­зи­ты кли­ен­тов «усох­ли» с 91 до 58 мил­ли­ар­дов тен­ге, то есть на 33 мил­ли­ар­да (36,3%), а кре­ди­ты, выдан­ные кли­ен­там, – с 101 до 72 мил­ли­ар­дов, то есть на 29 мил­ли­ар­дов (28,7%).

Но о бед­ствен­ном поло­же­нии АО «AsiaCredit Bank» более впе­чат­ля­ю­ще сви­де­тель­ству­ют даже не циф­ры годо­во­го отче­та, а тот факт, что 29 янва­ря 2019 года  из соста­ва Сове­та дирек­то­ров  были исклю­че­ны Ерке­ба­ев М.С., (пред­се­да­тель), Коб­зев Д.Г. и  Аса­но­ва А.Т., а вме­сто них избра­ны Нугы­ма­нов Б.Т. (пред­се­да­тель), Ушба­ев А.Д. и   Дау­лет­ха­нов К.К. При этом на 25 фев­ра­ля они все еще ука­за­ны на сайте.

По  оцен­ке kz.expert, АО «AsiaCredit Bank» вряд ли удер­жит­ся. И вряд ли госу­дар­ство  ста­нет ока­зы­вать ему под­держ­ку, как оно это неод­но­крат­но дела­ло в послед­ние годы.

Дело тут не столь­ко в раз­ме­рах бан­ка и его незна­чи­тель­но­сти для оте­че­ствен­ной бан­ков­ской систе­ме, но и в том, что его вла­де­лец после смер­ти сво­е­го отца в 2012 году поте­рял не толь­ко  пози­цию топ-мене­дже­ра в круп­ной ква­зи­го­су­дар­ствен­ной струк­ту­ре, но и какое-либо вли­я­ние в систе­ме вла­сти, став обыч­ным казах­стан­ским мультимиллионером.

Это еще раз под­твер­жда­ет: в Казах­стане воз­мож­ность при­ни­мать реше­ния от лица госу­дар­ства или их лоб­би­ро­вать, важ­нее, чем про­сто день­ги, пусть даже и очень боль­шие. Что, кста­ти, объ­яс­ня­ет, поче­му самы­ми бога­ты­ми людь­ми в стране явля­ют­ся не чистые биз­не­сме­ны, а те, кто стал тако­вы­ми после ухо­да с высо­ких госпо­стов. Ну и, конеч­но, род­ствен­ни­ки пре­зи­ден­та или близ­кие ему люди. 

На фото ввер­ху Сар­бай Кал­мур­за­ев (сле­ва) и Патох Шодиев

Ори­ги­нал ста­тьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0

Статьи по теме

Шал уже не лидер. Миллиарды на свержение власти. Царица медиа-горы и мининформации

Центральноазиатское государство представляет крупнейшую перестройку игорного бизнеса индустрия азартных игр

КАК ИЗБЕЖАЛ суда ТУРГУМБАЕВ?