Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) Евгений Жовтис указал на незаконность применения кеттлинга силовиками по международным нормам, сообщает КазТАГ.
«Поскольку после очередного применения полицией в прошедшее воскресенье в Алматы тактики «кеттлинга» появились разные интерпретации этого «метода», публикую подготовленную мною пару месяцев назад информационную записку по этому поводу со ссылкой на международные стандарты», – написал Жовтис во вторник в Facebook.
Таким образом он рассчитывает «расставить все точки над «и» и другими буквами алфавита».
«Кеттлинг – окружение группы протестующих кордонами и удержание их внутри заграждений или полицейских цепей в течение продолжительного периода времени. Впоследствии протестующие могут быть или распущены, или задержаны. Замечание общего порядка Комитета ООН по правам человека №37 к статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах (КПЧ ООН, 2020 год). (…) 84. Блокирование (рассечение), при котором сотрудники правоохранительных органов окружают и блокируют группу участников, может применяться только в случае необходимости этой меры и ее пропорциональности необходимости пресечения фактически совершаемого насилия или устранения неминуемой угрозы, исходящей от этой группы. Во многих случаях предпочтительнее применять не рассечение, а необходимые правоохранительные меры в отношении конкретных лиц. Особое внимание следует уделять блокированию, насколько это возможно, только лиц, непосредственно связанных с насилием, и ограничению продолжительности блокирования до минимально необходимого. В тех случаях, когда блокирование применяется неизбирательно или в карательном порядке, оно нарушает право на мирные собрания, а также может нарушать другие права, такие как недопустимость произвольного задержания и свобода передвижения», – пишет правозащитник.
Также Жовтис приводит руководящие принципы по свободе мирных собраний Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), издание второе за 2011 год.
«Прибегать к тактике сдерживания толпы следует лишь в исключительных случаях. Тактика удержания протестующих на ограниченной площади (известная как kettling) и другие подобные приемы характеризуются тем, что они не проводят различия между теми, кто участвует, и теми, кто не участвует в собрании, или между мирными и немирными его участниками. Очевидно, что вариант, при котором одним лицам разрешается, а другим запрещается проходить через полицейское ограждение, может привести к нарастанию напряженности, однако установление сплошного оцепления, вообще не разрешающего выход из определенной зоны, может привести к нарушению индивидуальных прав на свободу и права на свободу передвижения», – говорится в сообщении.
Как было отмечено Объединенным комитетом по правам человека парламента Соединенного Королевства, «оцепление группы людей и применение всеобъемлющего запрета, не позволяющего никому покидать оцепленную зону, явилось бы непропорциональным и незаконным способом реагирования, поскольку данное решение не учитывает того факта, что индивидуальные обстоятельства могут требовать иной реакции», сообщает правозащитник.
«Закон о правах, гарантируемых Первой поправкой к Конституции США, и о нормах деятельности полиции (Округ Колумбия, 2004 г.), раздел 108 – Использование полицейских заграждений. Запрещается устанавливать зону чрезвычайного положения путем использования полицейских заграждений для окружения всей или значительной части территории, на которой проводится демонстрация, митинг, парад, марш, пикет или другое подобное собрание (или его часть), организованное группой лиц с целью выражения политических, социальных или религиозных взглядов, за исключением случаев, когда существуют достаточные основания полагать, что значительное число или доля лиц, находящихся в данной зоне, совершили противоправные действия (отличные от отсутствия у них одобренного плана проведения собрания), и полиция может опознать этих лиц и намерена их арестовать. Содержащийся в данном разделе запрет не относится к установке полицейских заграждений вокруг собрания в целях обеспечения безопасности демонстрантов», – отмечает Жовтис.
Далее приводится руководство «Права человека и обеспечение правопорядка во время публичных собраний» Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе за 2016 год.
«Одним из подходов к противодействию беспорядкам может быть сдерживание тех лиц, которые прибегают к насилию. Существует много форм сдерживания. Самой базовой формой может быть просто аккуратное содействие участникам собрания, обеспечивающее их безопасность от проезжающего автотранспорта. Сдерживание может быть и более серьезным, требующим значительных полицейских ресурсов (например, сопровождение мирного марша мимо агрессивно настроенных оппонентов)», – уточняется в тексте.
По его словам, одним из наиболее спорных методов, используемых полицией, является удерживание протестующих на небольшом пространстве в течение длительного периода времени (kettling).
«Данный прием заключается в ограничении полицией движения собрания (или его части) при помощи физического удерживания людей в конкретном месте. Считается, что таким образом полиция может ограничить движение группы лиц, использующих насилие, или противостоять неотвратимой угрозе массовых беспорядков или нанесения серьезного материального ущерба имуществу. Те, кто удерживается полицией, будут выпускаться небольшими группами в течение некоторого времени.
Командиры полиции всегда должны иметь в виду высокий риск того, что сдерживание будет несоразмерным – например, с точки зрения его длительности (особенно если оно плохо спланировано и скоординировано) или в ситуации, когда многие из тех, кого удерживают, вели себя мирно. Есть также риск проведения акций солидарности со стороны тех, кого не удерживают. Таким образом, удерживание может оказаться контрпродуктивным. Должна существовать инструкция относительно того, каким образом можно дать возможность выйти тем людям, которые случайно попали в эту ситуацию. Там, где только часть собрания прибегает к насилию, остальным участникам должно быть позволено продолжать мирное собрание. Цель удерживания всегда должна состоять в том, чтобы предотвратить продолжение или эскалацию насилия и дать возможность мирному собранию продолжаться дальше», – пишет директор КМБПЧ.
В публикации отмечается, что важно обеспечить, чтобы организаторы собрания и те, кого могут удерживать, получали информацию о причинах и вероятной продолжительности удерживания.
«Те лица, которые попали в зону удерживания, должны иметь возможность удовлетворить свои базовые потребности (наличие туалета и воды), когда это необходимо (это особенно важно, если на улице слишком жарко или холодно). Полиция должна всегда помнить о многообразии тех, кто участвует в собрании и может попасть в зону удерживания, а также о необходимости предоставить выход из этой зоны, в частности, потенциально уязвимым лицам – беременным женщинам, детям, пожилым людям и тем, кто болен или травмирован. Удерживание должно продолжаться минимально необходимое количество времени, и решение о применении этой тактики должно пересматриваться через регулярные промежутки времени.
Использование тактики удерживания вызывает серьезную обеспокоенность у многих участников собраний, правозащитных групп и некоторых судебных органов. В ряде мест удерживание было признано незаконным. Как правило, полицейское удерживание имеет неизбирательный характер; полиция не проводит разграничения между участниками и теми, кто не участвует в собрании, или между мирными и немирными участниками.
Позволяя одним проходить через полицейскую линию и в то же время не давая это делать другим, полиция может сама способствовать эскалации напряженности. Кроме того, блокирование выхода из оцепления может нарушать право на личную свободу и право на свободу передвижения. Отчет БДИПЧ ОБСЕ «Мониторинг свободы мирных собраний в некоторых государствах-участниках ОБСЕ», изданный в 2014 году, содержит следующую рекомендацию: «Стратегии контроля толпы, опирающиеся на удерживание, должны использоваться только тогда, когда это необходимо для предотвращения серьезных повреждений или травм и когда невозможно применение других полицейских тактик, сопряженных с меньшим ограничением права на личную свободу и права на свободу передвижения». Помимо этого, для удерживания людей требуется задействовать большое число сотрудников полиции в течение значительного периода времени», – резюмируется в сообщении.
Напомним, 28 февраля на митинге за политические реформы и запрет на продажу земли иностранцам представители силовых структур взяли в оцепление политика Жанболата Мамая и около 20 его сторонников. Как сообщалось ранее, в какой-то момент внутри оцепления произошла потасовка, одной из взятых в окружение женщин стало плохо. Ей пришлось вызвать скорую помощь. Журналистов, которые попытались зафиксировать на фото и видео происходящее с крыльца Дворца спорта, откуда с возвышенности открывается хороший обзор, охрана спортивного объекта при помощи силовиков вытеснила вниз, запретив подниматься по ступеням.
КазТАГ
Источник: https://datnews.info/