Как мы и предсказывали, вчерашнее заседание правительства с участием Назарбаева прошло в традиционном для последних лет стиле: «лидер нации» не принял никаких судьбоносных решений за исключением разве что сокращения расходной части республиканского бюджета текущего года на 10%.
Рекламно-пропагандистский характер мероприятия настолько очевиден, что мы даже рискнем назвать его театрализованным представлением, цель которого внушить казахстанцам, что в стране все под контролем, экономического кризиса нет, а есть негативное влияние внешних факторов, ну и девальвации тенге точно не будет. Но мы бы и рады поверить словам «лидера нации», если бы не два обстоятельства.
Во-первых, появилось четкое ощущение, что хотя Нурсултан Абишевич и исполнил заглавную роль елбасы, не он был главным режиссером действа. На видеозаписи его вчерашнего выступления заметно, когда он озвучивал не свое, а когда его несло, как Остапа Бендера.
Во-вторых, бросается в глаза то, что две ключевые фигуры в Акорде, ответственные за состояние и развитие экономики, премьер-министр Карим Масимов и председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов, на расширенном заседании правительства республики не выступали, хотя по логике должны были.
Причины, по которым не дали слово Кайрату Нематовичу, понятны — после прошлогодней «корректировки» курса тенге ему никто в стране не верит, и побороть это предубеждение уже невозможно. Именно поэтому председатель Нацбанка произнес положенное ему после мероприятия, в неформальной обстановке.
А вот уход в глубокую тень Карима Масимова для нас загадка. Хотя бы потому, что такой маневр невозможен без санкции главы государства. В итоге вчера выступил достаточно широкий круг чиновников: вице-премьеры Сагинтаев и Сапарбаев, министр по инвестициям и развитию Исекешев, министр энергетики Школьник, глава ФНБ «Самрук-Казына» Шукеев, акимы Алматы Есимов, Атырауской области — Измухамбетов, Павлодарской — Бозумбаев, Алматинской — Баталов, а премьер-министр в очередной раз отмолчался.
Так что очень похоже, что именно Карим Масимов был главным режиссером вчерашнего расширенного заседания правительства республики, отведя себе роль «серого кардинала», который принимает ключевые решения, но озвучить их поручает другим. Если это так, то получается, что решение, кто получит верховную власть в Казахстане после ухода Нурсултана Назарбаева, уже принято. Причем последний или сам принял соответствующее решение, или был вынужден согласиться. Спрашивается, почему? Кто так сильно поддерживает Масимова или он сам так усилился?
Хотя, конечно, есть вероятность, хотя и относительно небольшая, что елбасы по своей старой привычке держать в уме сразу несколько возможных вариантов решений и развития событий вывел премьер-министра в некий резерв, чтобы потом или сделать из него преемника, или превратить в «козла отпущения».
Однако тот факт, что весь срок своего второго премьерства Карим Кажимканович находится как бы в стороне и над процессом, даже когда речь идет о важнейших социальных, экономических и политических решениях и проблемах, свидетельствует о его исключительном положении в Акорде, что для нашей страны уникально.
Ну а завершить наш материал мы хотим обидным для Акорды выводом: хотя расширенное заседание правительства получит хорошую прессу, а выступавшие, включая Нурсултана Назарбаева, неплохо сыграли свои роли, требуемого эффекта это театрализованное представление не обеспечит. Казахстанцы по-прежнему не будут активно отстаивать свои гражданские права, однако сумасшедших, готовых поверить государству и начать конвертировать долларовые накопления в тенге, среди них нет.