С весны 2012 года французские органы правосудия проводят расследование дела государственной важности, в которой может оказаться замешана система власти, выстроенная Саркози, написала французская газету «Ле Монд» 8 октября этого года.
Мы уже рассказывали вкратце нашим читателям об этой публикации (см. материал «Саркози аукнулись казахские вертолеты»), а сегодня, как и обещали, публикуем полный перевод этой скандальной статьи.
…В обстановке самой высокой секретности два парижских следователя, ведущих расследование по обвинению в «организованном отмывании денег», «коррумпировании иностранных государственных служащих», «соучастии и сокрытии» этих правонарушений, изучают подноготную этих контрактов, подписанных между Францией и Казахстаном в 2010 году на сумму почти 2 млрд евро. Эти контракты, предусматривавшие изготовление компанией Eurocopter 45 вертолетов, могли сопровождаться выплатой «откатов» во Франции.
Бывший советник Николя Саркози, являвшегося в то время президентом Французской республики, и бывшая уполномоченная по особым поручениям Клода Геана, в то время занимавшего должность генерального секретаря президентской администрации, были временно задержаны в сентябре по этому делу, которое может произвести взрывной эффект.
Действительно, сам Николя Саркози подозревается в оказании давления на бельгийский сенат в 2011 году по просьбе казахстанского президента для того, чтобы облегчить участь бизнесменов казахстанского происхождения, на которых было заведено дело в Бельгии, и способствовать заключению этих двух баснословных контрактов.
В рамках этого дела в сентябре были предъявлены обвинения двум посредникам и адвокату из Ниццы. В судебном отношении «Казахгейт» только начинается.
Для французского правосудия расследование начинается по-настоящему только весной 2012 года 4 апреля, за несколько недель до президентских выборов, Tracfin (орган министерства финансов по борьбе с финансовыми преступлениями и отмыванием денег) сообщает в парижскую прокуратуру о подозрительных перечислениях средств на сумму более 300 000 евро на счет Жан-Франсуа Этьен дэ Розэ — бывшего сотрудника Николя Саркози в Елисейском дворце.
Прокуратура сразу же начинает предварительное расследование в отношении этого 72-летнего специального уполномоченного при аппарате Саркози в президентском дворце, находившегося в этой должности с 2007 по 2010 гг. Бывший префект, впоследствии ставший председателем национальных конных заводов, а затем возглавлявший Французский институт конного спорта и верховой езды.
Поскольку первые расследования подкрепили подозрения Tracfin, то в марте 2013 года парижская прокуратура открыла предварительное следствие. Дело, доверенное следователям Рожэ Ле Луар и Ренэ Груман, передается в Национальную прокуратуру по финансовым делам (PNF).
Полицейские из Центральной службы по борьбе с особо крупными финансовыми преступлениями (OCRGDF) обнаружили, что Г‑н Этьен дэ Розэ получил без видимой на то причины несколько банковских переводов на крупные суммы от Мэтра Катрин Дегуль, своего адвоката в Ницце. На самом деле, кажется, что источником этих средств был Патох Шодиев — богатый бельгийский бизнесмен казахстанского происхождения. Он перечислил несколько миллионов евро Мэтру Дегуль, которая была и его адвокатом…
Кроме того, предполагается, что Мэтр Дегуль выступает представителем ряда офшорных структур, зарегистрированных на Острове Мэн и, в частности, общества, связанного с бельгийским посредником. Г‑н Шодиев — приближенный президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, находящегося у власти с 1990 года. Это никоим образом не простая случайность: OCRGDF установит, что переводы денежных средств, обнаруженные Tracfin, имеют вероятную связь с подписанием крупных торговых контрактов, заключенных между Францией и Казахстаном при президенте Николя Саркози.
Поэтому следователи интересуются прошлым г‑на Шадиева и, к своему изумлению, обнаруживают вторую часть дела. Получение контрактов на поставку вертолетов якобы было обусловлено г‑ном Назарбаевым прямым обращением французского государства к ряду бельгийских парламентариев.
Действительно, г‑н Шодиев и два других бизнесмена казахстанского происхождения — Александр Машкевич и Алижан Ибрагимов — прозванные «тройкой» в Казахстане и очень приближенные к казахстанскому президенту, находились до 2011 г. под следствием по делу о коррупции в Бельгии по обвинениям в «отмывании денег», «преступном сговоре» и «подделке документов».
Однако 17 июня 2011 года после переговоров с брюссельской прокуратурой эти три лица получили возможность мировой сделки со следствием, повлекшей за собой прекращение судебных преследований в обмен на уплату штрафа в размере 23 миллионов евро. Несколько дней спустя, 27 июня 2011 года, Франсуа Фийон, бывший в то время премьер-министром, подписал с Каримом Масимовым, премьер-министром Казахстана, в ходе его визита во Францию, различные соглашения и контракты, в том числе контракт на сборку в Казахстане уже упоминавшихся вертолетов EADS.
А что же обнаружили французские полицейские? Эта мировая сделка, позволившая трем бизнесменам избежать реального тюремного заключения, стала возможной благодаря положению, в спешном порядке принятому (в виде дополнения, внесенного в последний момент) бельгийским сенатом в марте 2011 года и позволяющему прекращать судебные дела в обмен на уплату определенной суммы денег. С момента принятия закона 14 апреля 2011 года в уголовно-процессуальный кодекс были внесены соответствующие изменения. 3 октября 2012 г. газета Le Canard Enchaîné ознакомила читателей с этим аспектом судебного дела, не упомянув о судебном расследовании, которое еще сохранялось в тайне.
Полицейские расследования впоследствии подтвердили, что в этом деле центральную роль играл крупный бельгийский политик либерального толка Арман де Декер, бывший в то время заместителем председателя Сената и адвокатом. В числе его клиентов — сам Патох Шадиев…
Следствием было установлено, что именно через него Елисейский дворец надеялся надавить на бельгийских сенаторов и добиться принятия закона, благоприятного интересам казахстанских олигархов. Г‑н де Декер, опровергающий любое подозрение в незаконности, публично признал факт встречи с французским адвокатом Шодиева — Мэтром Дегуль, сопровождавшей советника Саркози — г‑на Этьена дэ Розэ, и обсуждения судебных последствий для друзей президента Назарбаева. При этом в Бельгии дело так и осталось на стадии подозрений.
Однако во Франции следствие продвигается. 8 сентября 2014 года, по запросу следователей, OCRGDF проводит многочисленные обыски. Следователи параллельно нагрянули на головной офис Airbus Helicopters (новое наименование Eurocopter), а также домой к Натали Гонзалес-Прадо, бывшего секретаря Клода Геана, и к префекту Этьену дэ Розэ. Полицейские также подвергли обыску квартиру Арлет Энон, бывшей сотрудницы Г‑на Этьена дэ Розэ, а также офис и дом Мэтра Катрин Дегуль в Ницце. Одновременно бывший префект и адвокат были временно заключены под стражу.
Если слушание свидетельских показаний Г‑на Этьена дэ Розэ было прервано по причине плохого состояния его здоровья, то адвокат дала свидетельские показания в обычном порядке. На Мэтр Дегуль и двух посредников заведено судебное дело по обвинению в «коррупции иностранного государственного служащего» и «отмывании денег».
Теперь следователи хотят найти подтверждение своим подозрениям и проверить в самых мельчайших подробностях обстоятельства государственного визита Николя Саркози в Казахстан, состоявшегося 6 октября 2009 г., в ходе которого упоминалось подписание контрактов.
Органы правосудия утверждают, что президент Нурсултан Назарбаев потребовал тогда от г‑на Саркози взамен лично вмешаться в судьбу трех олигархов, находившихся под следствием в Бельгии. 27 октября 2010 года Елисейский дворец заявил о подписании между Парижом и Астаной контрактов на сумму «более 2 млрд евро», предусматривающих, в частности, продажу 295 локомотивов и 45 вертолетов ЕС145.
Господа Саркози и Геан, как и Мэтр Дегуль и г‑жаГонзалес-Прадо не ответили на звонки из газеты «Монд». С г‑ном дэ Розэ связаться также не удалось.
СПРАВКА. «Коррупция иностранного государственного служащего»
До 2000 года разрешалось выплачивать комиссионное вознаграждение, предназначенное для подкупа иностранных руководителей, в рамках подписания котрактов французскими предприятиями. Однако 30 июня 2000 года во исполнение одной из конвенций ОЭСР был принят закон, поменявший правила игры. Теперь статьи 435—3 и 435—4 уголовного кодекса предусматривают наказание за «активный подкуп иностранного государственного служащего в целях получения или сохранения контракта или иного преимущества в международной торговле». Это преступление, карающееся десятилетним сроком тюремного заключения и штрафом в размере 1 миллиона евро, позволяет в некоторых случаях судьям проследить возвращение во Францию взяток или так называемых «откатов», которые всегда были вне закона.