ПОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В МОСКВЕ
Политические репрессии, начатые после Декабрьских событий 1986 года в Казахстане, по прошествии семи месяцев переросли в специальное постановление, обличающее «казахский национализм». За месяц до принятия этого постановления, 16 июня, один из участников Декабрьских событий Кайрат Рыскулбеков, привлеченный к суду по уголовному делу, был приговорен к смертной казни.
«Серьезные ошибки и просчеты в работе партийных комитетов республики привели к росту националистических проявлений, которые своевременно не пресекались, более того, замалчивались или квалифицировались как обычное хулиганство. Даже имевшим место в 1979 году в г. Целинограде националистическим выступлениям ЦК Компартии Казахстана не дал острой политической оценки. Проявлением казахского национализма были и беспорядки в декабре прошлого года в городе Алма-Ате», — писали в постановлении ЦК КПСС.
Казахстан среди пятнадцати советских республик считался одной из самых многонациональных, и эта оценка была воспринята очень тяжело. По воспоминаниям очевидцев тех событий, общество пережило кампанию по порицанию национализма, но открыто своей реакции в связи с политической оценкой, данной центральным комитетом, не выразило.
В постановлении ЦК виновным в сложившейся ситуации в республике назвали бывшего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, который «грубо нарушил нормы и принципы партийного руководства».
Динмухамед Кунаев, освобожденный от занимаемой должности накануне Декабрьских событий, по некоторым сведениям, неофициально находился под домашним арестом. Другие руководители республики, оставшиеся на своих должностях после Декабрьских событий, под руководством вновь назначенного первого секретаря Геннадия Колбина пытались реализовать постановление.
«ОСОБОЙ АКТИВНОСТИ НЕ БЫЛО»
Эксперты в беседе с репортером Азаттыка говорят, что постановление, принятое тогда в Москве, обладало меньшей силой, чем прежние похожие постановления советского правительства.
Историк Бейбит Койшибаев обращает внимание на тот факт, что в этом постановлении говорилось не только о казахском национализме, но и интернациональном воспитании молодежи.
- В постановлении говорилось, что среди работников промышленности, особенно угольной, и в металлургической отрасли сократилась доля казахов и в профессионально-технические училища и специальные учебные заведения казахская молодежь поступает в небольшом количестве. Помню, использовав эти строки, я написал статью для «Қазақ әдебиеті» о том, что власти не должны заниматься интернациональным воспитанием за счет казахской нации, — говорит он.
По словам историка, после того, как центральный комитет принял это постановление, в официальных ведомствах прошли собрания и обсуждения, однако особой активности заметно не было.
- Ранее в обществе уже прозвучали такие обвинения. Однако принятие специального постановления, в котором казахов показали националистами, задевало национальную гордость, — говорит Бейбит Койшибаев.
Историк Кайдар Алдажуманов причину отсутствия особой активности связывает с усилением демократических процессов, последовавших после избрания Михаила Горбачева в 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС и его политики перестройки и гласности.
Весь идеологический аппарат был занят поиском элементов возбуждения казахского национализма в трудах историков и писателей.
- После Декабрьских событий представители других национальностей в коллективах часто допускали обвинения в адрес казахов. Весь идеологический аппарат был занят поиском элементов возбуждения казахского национализма в трудах историков и писателей, — вспоминает он.
По словам Кайдара Алдажуманова, сразу после Декабрьских событий начались обсуждения с призывами об интернациональном воспитании и противостоянии национализму. В связи с этим постановление, похоже, было принято в 1987 году с целью соблюсти формальности, говорит историк.
Постановление обсудили во всех учреждениях и приняли к руководству. Однако вопрос о его исполнении не поднимали.
- Постановление обсудили во всех учреждениях и приняли к руководству. Однако вопрос о его исполнении не поднимали, потому что в это время произошли волнения в Баку и Тбилиси. Но никакого постановления с обвинениями в национализме в их адрес не приняли. Комиссия во главе с Мухтаром Шахановым в 1989 году неоднократно поднимала этот вопрос, в итоге постановление отменили, — говорит историк Кайдар Алдажуманов.
ОТМЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Почувствовавшие вкус демократических процессов казахские интеллигенты в своих воспоминаниях об отмене одного из нашумевших постановлений «о казахском национализме» в последние годы советского правительства пишут, что неоднократно обращались с письмами к высшим властям с просьбой отменить это постановление.
Писатель Бахытжан Момышулы в своих воспоминаниях пишет о письме Азильхана Нуршаихова генеральному секретарю ЦК Компартии СССР Горбачеву, в котором он написал об ошибочности решения политбюро и требовал отменить постановление о «казахском национализме». Во избежание перлюстрации на почте письмо было доставлено в Кремль депутатом Верховного совета СССР Олжасом Сулейменовым. За это письмо писатель подвергся давлению со стороны центра и Колбина, пишет Бахытжан Момышулы.
Мухтар Шаханов, который летом 1989 года с трибуны Первого съезда депутатов Верховного совета СССР в Москве заявил о снятии обвинений в «казахском национализме», говорит, что получить слово на съезде было трудно.
Вместо того чтобы говорить о проблеме Арала, я сделал заявление о том, что казахский народ был необоснованно обвинен в национализме во время Декабрьских событий.
- Вместо того чтобы говорить о проблеме Арала, я сделал заявление о том, что казахский народ был необоснованно обвинен в национализме во время Декабрьских событий. На следующий день 16 из 19 депутатов, поставивших свои подписи под этим заявлением, написали жалобу о том, что Шаханов обманул их и его необходимо лишить депутатства, – говорит он.
На видеозаписи выступления Мухтара Шаханова на первом съезде в Москве в 1989 году, которая есть в Интернете, среди сидящих в зале можно увидеть первого секретаря ЦК Компартии Казахстана того периода Геннадия Колбина, председателя Совета министров Нурсултана Назарбаева и других депутатов, избранных от Казахстана.
Советским руководством и прежде принималось постановление, обличающее национализм в Казахстане. Один из авторов учебника «История Казахской ССР» Ермухан Бекмаханов в 1944 году подвергся обструкции за свои «националистические взгляды». В его научном труде, в котором движение, возглавляемое Кенесары Касымовым в XIX веке, было охарактеризовано не как «феодально-монархическое», а «национально-освободительное движение казахского народа», нашли «грубые ошибки».
Центральный комитет Коммунистической партии Казахстана 10 апреля 1951 года обвинил Бекмаханова в «буржуазном национализме». Реализуя это постановление, историка Ермухана Бекмаханова осудили на 25 лет в 1952 году. Вместе с тем в «допущении политических и буржуазно-националистических ошибок» были обвинены десятки казахских писателей и исследователей.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»