Если он ходит как президент, говорит как президент и имеет полномочия наравне с президентом …
8 октября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подверг критике застройку и дизайн Нур-Султана . На следующий день Токаев одобрил изменения в кадровой политике на высшем уровне страны, которые открывают двери для Нурсултана Назрабаева — официально все еще «Первого президента» Елбасы (лидера нации) и пожизненного председателя Совета национальной безопасности влияние на ключевые назначения в правительстве.
Указ был подписан 9 октября, но обнародован 21 октября. По сути, поправки вводят Назарбаева — в его постоянной роли главы Совета Безопасности — в консультативную должность при ключевых назначениях в правительстве. Большинство министров кабинета, за исключением министерств иностранных дел, обороны и внутренних дел, теперь должны назначаться президентом по согласованию с Назарбаевым. Утверждение Назарбаева необходимо также органам администрации президента (а также службе безопасности Токаева), губернаторам регионов, КНБ, Генеральной прокуратуре и другим.
Джоанна Лиллис пощупала пульс казахстанских наблюдателей, следящих за новостями для Eurasianet.org, подчеркнув всеобщее мнение о том, что Назарбаев еще не закончил бить бразды правления в Казахстане. Лиллис отметила, что технически (и теоретически) при внесении изменений Токаев может избежать процесса консультаций, но вряд ли он это сделает.
Назарбаев сохранил значительные рычаги власти после того, как официально ушел в отставку, сделав неожиданное заявление в марте. С тех пор, хотя он описал неторопливую жизнь чтения и рисования в интервью 11 октября, Назарбаев продолжает путешествовать, широко представляя Казахстан.
Например, 22 октября Назарбаев присутствовал на интронизации нового императора Японии. Находясь в Токио, он провел двустороннюю встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским. На прошлой неделе Назарбаев принял участие в седьмом саммите Совета сотрудничества тюркоязычных стран, известного как Тюркский совет, в Баку, Азербайджан. В саммите приняли участие президенты основных участников: президент Азербайджана Ильхам Алиев; Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков; Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган; Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отмечает официальное вступление Узбекистана в организацию; и Назарбаев, которого организация хвалила и которому было предоставлено пожизненное председательство.
С одной стороны, участие в имперском возведении на престол и саммите Тюркского совета не совсем предметное мероприятие. С другой стороны, Назарбаев продолжает активно представлять Казахстан за рубежом. Можно простить мысль о том, что в стране два президента, потому что в каком-то смысле это так. Новые поправки к политике назначения кадров в Казахстане укрепляют существующее понимание того, что пребывание Токаева у власти не должно расходиться с видением Назарбаева.
В своей статье Eurasianet.org Лиллис указала на комментарий, который, как сообщается, сделал министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев: «В конституционных монархиях практика такова, что согласованное соглашение является формальностью».
Формально или нет, но мало кто серьезно относился к независимости Токаева как лидера до принятия новых поправок. С учетом преемственности его основного предвыборного обещания, комментарии Токаева за рубежом — как в ООН в прошлом месяце — предвещающие «глубокую политическую трансформацию» в Казахстане сейчас кажутся еще слабее. Как подчеркивается в его критике Нур-Султана, города Назарбаева, Токаев может обладать некоторыми достойными инстинктами, когда дело касается вопросов, которые важны для людей в Казахстане. В своем первом обращении к нации в начале сентября Токаев назвал свое государство «государством, которое слушает» и сказал, что важно «пойти на уступки и дать разрешение на проведение демонстраций в соответствии с законом». Он также раскритиковал провалившийся проект легкорельсового транспорта в Нур-Султане.
Но почти три месяца спустя власти Казахстана продолжают арестовывать протестующих , особенно тех, которые, как считается, связаны с Демократическим выбором Казахстана (ДВК) Мухтара Аблязова, политическим движением, запрещенным государством как «экстремистская» группа.
Казахстан твердо остается государством Назарбаева. Он, возможно, ушел в отставку, но он сохраняет исключительные полномочия для отставного лидера; Ожидается, что его преемник Токаев будет следовать за барабаном Назарбаева. Если «слушающее государство» Токаева кого-то слышит, так это голос Назарбаева.
Источник: thediplomat.com