Основной вопрос, который обсуждается правящей элитой Казахстана, — это будущий преемник президента. Об этом в отчете говорится в опубликованном 30 сентября отчете Международной кризисной группы (The International Crisis Group).
73-летний Нурсултан Назарбаев возглавляет страну с момента обретения независимости в 1991 году. Как сообщается в отчете, вокруг Назарбаева образовался культ личности, говорится в отчете.
Парламент достаточно слаб. Принятые законы сдерживают политические свободы и ставят цензуру для средств массовой информации, отмечается возвращение к авторитарной тактике.
Преемник Назарбаева унаследует смешанную власть, включающую богатую элиту и население, которое все чаще считает, что правительство мало что сделало для политического и экономического процветания. События в Жанаозене в декабре 2011 года, когда полиция открыла огонь по бастующим нефтяникам, показала, что реакция властей на инакомыслие может быть тревожно непропорциональной.
Казахстанские нефтяные недра не защитят правительство от растущей волны негодования внутри страны и они не смогут изолировать страну от потенциальных внешних волнений. К югу от Казахстана находится страна с одним из самых крупных авторитарных режимов — Узбекистан, единственный буфер между РК и Афганистаном.
В 2014 году войска НАТО уйдут из Афганистана и это создаст значительные региональные проблемы в области безопасности.
Некоторые руководители министерства обороны Казахстана выразили озабоченность по поводу готовности страны к 2014 году, но администрация президента демонстративно старается быть более оптимистичной. Помимо участия в безопасности блоков, таких как ОДКБ и ШОС, Казахстан не имеет другого плана. Есть также признаки того, что казахстанские экстремисты, прошедшие подготовку в Афганистане и Пакистане, будут продолжать заниматься своей деятельностью дома.
В западных областях все большее число маргинальной молодежи обращаются к исламу, как средству выражения политических взглядов.
Иностранные инвестиции в нефть, газ и полезные ископаемые Казахстана необходимы для создания гармоничного и толерантного образа на международной арене. Но политика Назарбаева в ускорении экономического прогресса не в состоянии расширить благосостояние за пределами Алматы и Астаны. При этом не помогает система местных и региональных органов власти, которые должны содействовать общенациональному социальному обновлению. Социально-экономическое неравенство повышает недовольства.
Казахстанская экономика становится все более контролируемой государством, и рассматривается как коррумпированная. Когда банковская система была на грани краха в 2008 году, правительство вернулось к советскому образцу, скупка проблемных учреждений повлекла отмену десятилетних рыночных реформ.
Чтобы сохранить стабильность и избежать катастрофического сценария, Астана должна бороться с коррупцией, инвестировать больше в бедные регионы, а также в базовую инфраструктуру и социальные услуги. Но это навряд ли произойдет в ближайшее время.
По крайней мере сейчас смысл казахской элиты состоит в обеспечении плавного перехода к пост-Назарбаевской эпохе. Предположительно того же хотят могущественными соседи — Китай и Россия. В то же время Западу следует поощрять соблюдение своих обязательств по международным договорам уважать основные гражданские и политические права.
Источник: CA-NEWS (KZ)
Читать оригинал статьи: