Очень жесткую оценку фильму «Путь лидера» о молодости Нурсултана Назарбаева дал известный казахстанский режиссер Болат Атабаев. Он увидел в нем не только элементы культа личности, который столь успешно возводят вокруг первого президента Казахстана, но и страх общества, и возврат его к тому же «унитазу», от которого казахстанцы пытались уйти в 1991 году.
В День первого президента Казахстана, 1 декабря, в Астане состоялась премьера киноэпопеи «Путь лидера» режиссера Рустема Абдрашова, которая рассказывает о студенческих годах Нурсултана Назарбаева — его учебе в училище города Днепродзержинска, начале карьеры и ее кульминации на поприще металлурга, когда он становится одним из руководителей крупнейшего в Центральной Азии металлургического комбината.
Фильм, естественно, собрал восторженные отклики официальных критиков. Но что думают о ленте независимые эксперты? Это кульминационный момент в развитии культа личности, говорят они. Киноэпопею обсудили российский журналист Алексей Тихонов и казахстанский режиссер Болат Атабаев, который вынужден уже несколько лет жить за границей Казахстана.
Нас опять окунули в тот же унитаз
- Болат-ага, что, на Ваш взгляд, происходит в отношении культа личности Назарбаева?
- Маразм крепчает. Если помните, древние греки, пастухи использовали длинные шесты под названием агитос, ими они направляли баранов в нужном направлении. И это (киноэпопея — ред.) очередной агитос Назарбаева для казахстанского народа и мирового сообщества, которое будет смеяться.
- Почему?
- Я посмотрел трейлер — очень пафосно-патриотический фильм. Там такой способ игры — положительный герой, отрицательный герой. В истории русской литературы был конфликт лучшего с хорошим? И я уже предвижу, что это будет. Это очередная работа для мусорного ящика.
- Но людям, которые делают эту вещь, а среди них известные артисты были замечены, цвет российской актерской интеллигенции, потом не будет стыдно за это?
- Это же деньги. Есть такие артисты — все сделают, лишь бы платили. Раневская говорила по такому случаю: «Деньги съедены, а позор остался…»
- Знаете, меня не покидает ощущение дежавю — ведь было же это все уже в советской истории, фильмы-эпопеи, за роли в которых артистам было стыдно до конца дней своих.
- Знаете, я считаю, что мое поколение — потерянное для Казахстана, мы пропитаны советским духом, и пока мы не уйдем с арены, не прекратим свое существование и влияние на молодое поколение, так и будет продолжаться. Мы — трусливое поколение, поколение, которое думает только о сегодняшнем дне. А молодежь, глядя на нас, к сожалению, портится. Первого декабря праздновали День первого президента. Я посмотрел эти кадры, когда Назарбаев под фонограмму пел песню, молодежь рядом стоит и, подсматривая в бумажки, тоже якобы поет, открывает рты. Это все так вымученно, так неискренне, так фальшиво. И подобное отсутствие морали, к сожалению, тиражируется, культивируется при нынешнем президенте.
- А, с Вашей точки зрения, архитекторы этого так называемого культа — это постмодернисты, которые просто берут большие формы и такими мазками импровизируют?
- О каком постмодернизме может идти речь?! Мы просто опять окунулись в тот же унитаз. Нас головой туда опять ткнули. И мы согласились с этим. Коммунист Назарбаев вспоминает свои детство, юность, молодость…
Это просто у него тоска по тому времени, по счастливым дням. Он ведь глубоко несчастный человек, но хочет создать иллюзию счастья, а в молодости кто из нас не был счастлив? Окружение его хорошо чувствует — вот и поем всей страной песни молодости елбасы.
Надо поднимать свои задницы
- Существует принципиальное различие — в СССР с культ личности существовал в закрытом обществе, не было телевидения, а свобода радио была жестко ограничена правительством. Впоследствии, когда информационная блокада была прорвана, ситуация стала сразу же меняться. Сейчас понятно, что служба безопасности пытается блокировать сайты, контролировать газеты, но тем не менее люди в Казахстане живут в современном информационном обществе. Как в такой ситуации смог сформироваться культ личности, да еще такой масштабный?
- Страх. Против культа никто не хочет выступать. Все понимают, что творится вокруг Назарбаева — вакханалия. Это банально и скучно. Ему хотят продлить приятные минуты. Я уже сказал, что это глубоко несчастный человек. Его надо пожалеть, прислонить к стенке, чтобы отдохнул. По-человечески посочувствовать ему. Окружение, продлевая миф Назарбаева, продлевает жизнь себе.
Я был в Алжире на Международном театральном фестивале. Президент этой страны болен, прикован к инвалидному креслу. Но его еженедельно показывают народу, чтобы видели — он жив. Так окружение продлевает себе жизнь. Все знают об этом. Все смеются над этим фактом. Но, к сожалению, продолжают врать друг другу.
- Допустим, но в Казахстане есть гражданское общество. Или оно спит?
- Общество — в страхе. Оно боится. Почему расстреляли жанаозенцев, нефтяников? Это метод устрашения. Власть манипулирует, используя страх. Хотя и сама власть тоже боится. Я люблю казахстанцев, но ненавижу, не уважаю гражданское общество Казахстана. Мы, гражданское общество Казахстана, позволили кучке стервятников кружить над страной, растаскивая ее богатства! И даже сейчас не осознаем, что перегородили путь молодежи. Мы ей дурной пример показали, и теперь молодые люди думают, что молчать и терпеть — это ценно…
- Когда мы рассматриваем культ Сталина и его последователей, то это были люди, которые существовали в очень четкой и жестокой идеологии. Как говорят сейчас, тогда был культ зла, а сейчас, прошу прощения, культ бабла. Мне всегда казалось, что только культ зла может сформировать настоящий культ личности. Но сейчас вижу, как банальный мир денег позволяет склеить тот самый культ личности — вполне себе аутентичный.
- Это влияние Запада — культ денег. Раньше нас пугали исламским фундаментализмом. Он оказалось ерундой по сравнению с денежным фундаментализмом. Сейчас западные демократы тоже продаются и покупаются. Как могли экстрадировать жену Аблязова и дочь из Италии? Только силой денег. Крашеные бумажки сейчас вытворяют такие дела, что уму непостижимо. Все нравственные ценности утонули, потому что нынче даже мораль продается, потому что мы становимся справедливыми не по совести, а по ситуации.
- И за это мы все должны понести какую-то ответственность. Такое беспечное поведение не может сойти нам с рук.
- Обычно, когда нечего сказать, говорят, Аллах накажет. Как будто Аллах у нас — карательный орган… Нет, надо все делать самим. Лично мне надо было поднять свою задницу еще в 80‑х годах. Я же был таким же, как все, пользовался благами вороватой власти, обслуживал ее… Мы упустили время. В 90‑х годах закладывался фундамент личной власти в Казахстане, и его тогда надо было еще разрушить. А сейчас фундамент выстроен… Заманбек Нуркадилов тоже сокрушался об этом, локти кусал. Я его прекрасно понимаю, упустили время. Мне стыдно…